Урок-проектирование по теме "О чем рассказывают гербы и эмблемы. Семейная геральдика". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Класс: пятый.

Форма урока: урок-проектирование.

Материалы: иллюстрации с изображением гербов различных городов и государств, изображение эмблем; карандаши, бумага, кисти; информационный раздаточный материал. (Приложение 1)

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

а) в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества;
б) в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к обществу;
в) в коммуникативной сфере – умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
г) в трудовой сфере – умение использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности (выполнить проекты герба своей семьи; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства).

Метапредметные результаты:
а) умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
б) обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетического содержания;
в) формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-репродуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
г) формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Личностные результаты:
а) в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (людям), художественный вкус и способность к эстетической оценке; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, ценностей и традиций;
б) в познавательной сфере – умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в) в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в технике декоративно-прикладного искусства; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей.

Урок проводится в 5 классе, в третьей четверти. Рассчитан на два часа. На предыдущем уроке учащиеся получили домашнее задание – узнать историю своей семьи, интересные факты из истории семьи, увлечения.

Перед уроком учитель раздает тексты, содержащие информацию о гербах, их особенностях: элементы герба, значение цвета, значение фигур. (Приложение 1)

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка проблемы. Актуальность проблемы.
  3. Выдвижение и формулировка гипотезы, раскрытие замысла проекта.
  4. Поиск решения проблемы, проведение проектной работы с поэтапным контролем и коррекцией результатов.
  5. Представление продукта проектной работы, оформление результатов деятельности

Содержание урока

I. Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

II. Постановка проблемы. Актуальность проблемы.

Учитель.

– Ребята! Каждая организация имеет свой отличительный знак – герб или эмблему. Эмблема– это условное символическое изображение каких-либо понятий либо идей. Появление эмблем относят к глубокой древности и связано с использованием письменности. Эмблемы должны быть ясными и простыми, чтобы зритель в них мог увидеть то, что ему хотели сказать. В символ художник, наоборот, вкладывает содержание, которое может абсолютно не зависеть от его намерений. Символ есть воплощение идеи, эмблема – условный знак, ее заменяющий, ее “иероглиф”. Герб является отличительной чертой какого-либо города или страны. Еще в древние времена богатые семьи метили скот и другое свое имущество особыми знаками. Тот же знак вырезали на печати, которой скреплялись договоры. Обычно он передавался по наследству. Этот знак и стал прообразом герба. Само слово “герб” произошло от немецкого “эрбе” – наследие, наследник.

В средние века герб приобрел огромное значение. Его могли иметь представители только рыцарского сословия и духовенства. Изображение на гербе было связано с историей семьи, потому рыцарь, гордившийся древностью рода и подвигами предков, видел в гербе олицетворение славы имени, которое он носил. На знаменах и щитах его дедов был изображен тот же герб, с ним они шли в бой и старались не посрамить его чести.
Из военного обихода гербы распространились и на повседневную жизнь рыцарей. Ими украшали мебель, фасады домов, личные вещи. Даже костюмы носили в соответствии с цветом герба. Причем, если щит был разделен на два или четыре поля разного цвета, то и костюм шили из ткани этих цветов. Именно в Европе появилась наука геральдика, которая занималась изучением и составлением гербов.

В ходе истории фамильные (семейные) гербы чаще всего употреблялись в наиболее влиятельных и активных кругах общества. Но их главной задачей всегда оставалось не декларирование принадлежности к некоему избранному кругу, а простое обозначение рода: это, прежде всего, опознавательный знак. Историк – геральдист М. Пастуро утверждает, что “…каждый на европейском континенте обладает правом на фамильный герб, но не каждый непременно использует это право, и в этом его можно уподобить визитной карточке”. Может ли современная семья иметь знак отличия, на котором будет ее история и особенности?

III. Выдвижение и формулировка гипотезы, раскрытие замысла проекта.

Учитель. Узнав историю герба, его значение мы должны выдвинуть и сформулировать гипотезу, предложить возможный вариант проблемы, который проверим в ходе проектной работы. Учащиеся выдвигают гипотезу.

Учитель. Что нужно знать для того чтобы создать герб своей семьи? (Варианты: историю семьи, требования к созданию герба, элементы герба, значение цвета). Все пункты, требующие изучения, учитель записывает на доске.

Учитель. Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо изучить небольшие тексты, которые у вас находятся на столах. После изучения текстов учащиеся совместно с учителем отвечают на поставленные вопросы. Подводится итог.

Учитель. Теперь, когда вы знаете значение цвета в гербе, его элементы, композиционные особенности, вы можете создать проект герба своей семьи.

IV. Поиск решения проблемы, проведение проектной работы с поэтапным контролем и коррекцией результатов.

Учитель следит за тем, чтобы учащиеся выполняли работу пошагово, поэтапно контролировали, корректировали результаты. В ходе работы учащиеся по мере необходимости обращаются за помощью к учителю.

V. Представление продукта проектной работы, оформление результатов деятельности.

По окончанию работы учащиеся соотносят результат с выдвинутой гипотезой, обсуждают, объясняют, доказывают состоятельность своей работы, проводят оценку.

Учитель. В заключении давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке:
–Что такое герб?
– Когда появились первые гербы?
– Что такое геральдика?
– Как подбирают цветовую гамму герба?
– Из каких элементов состоит герб?

Литература.

  1. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по учебнику Б.М. Неиенского/ авт.-сост. О.М. Гусева – М., ВАКО, 2011.
  2. Изобразительное искусство. 5–8 класс. Управление познавательной деятельностью учащихся/авт. – сост. М. В. Сластникова, Н.В. Усов – Волгоград. 2012.
  3. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник по ИЗО для 5 класса/ н. А. Горяева, О. В. Островская.– М.: Просвещение. 2003.
  4. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс/ Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Энциклопедия для детей и юношества. Всемирная история. – М.: Аванта+, 1993. – C. 336.
  6. Энциклопедия для детей. Всемирная история. – М.: Аванта+, 1993.