Взаимодействие современного детского сада и семьи, родителей детей направлено
на обеспечение единства и согласованности в воспитании и обучении. Главный
принцип взаимодействия это открытость детского сада, всего
учебно-воспитательного процесса. Отсюда важно и включение родителей в
управленческий состав, обсуждение разных проблем воспитания, приглашение их в
качестве гостей на открытые мероприятия (Дни открытых дверей, мастер-классы),
участие в праздниках в качестве героев (конечно же с их согласия) дает им
возможность испытать всю прелесть подготовки и атмосферы праздника. Так же
остаются интересными активными формы взаимодействия – совместные досуги. Важным
моментом взаимодействия является показ деятельности детей и педагогов. Важно
учитывать принципы работы педагогов с семьями на современном этапе:
– соблюдение прав и свобод ребенка;
– тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление воспитания;
– учет запросов родителей в планировании и осуществлении педагогической
деятельности.
Для плодотворного общения на первое место выходят родительские клубы, где происходит общение в неформальной обстановке на интересующиеся темы. Часто клуб объединяет разные формы взаимодействия детского сада и семьи. Тематика работы клуба планируется на учебный год, конечно, учитываются запросы родителей (анкеты, беседы). И главное, это диалог в ходе которого, все участники приходят к разрешению заявленных проблем. Опытом своим делятся не только педагоги, но и родители.
Работа родительского клуба “Растим ребенка счастливым” в ГБОУ детском саду № 2457.
В организации работы используем разнообразные формы работы: беседы, семинары, круглые столы, совместная деятельность, обсуждение семейного опыта.
Длительность заседания около 1 часа. Периодичность 1 раз в месяц. План заседания на учебный год:
Месяц. | Название. | Форма проведения. |
Август | Анкетирование по выявлению трудностей и интересов. | Анкетирование, беседы. |
Цели : знакомство с родителями;
выявление запросов, вызывающих трудности в воспитании детей раннего и
дошкольного возраста; определить эффективные формы взаимодействия с
родителями; организовать систематическую работу Родительских клубов, в
том числе и разработка планов; определение наиболее эффективной формы
сотрудничества с семьей по выявленным вопросам; составление дальнейших
рекомендаций; оказание психологической помощи и поддержки родителей
воспитанников
Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье. Задачи: оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка; повышать педагогическую культуру родителей; активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста; способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада. |
||
Сентябрь. | Заседание “Кризисы. Что это такое? Какие бывают? Как поступить?” | Семинар “Возрастные кризисы у детей”. Приложение 1 |
Цели и задачи: ознакомление с возрастными кризисами детей дошкольного возраста; обучение навыкам эффективного взаимодействия с ребенком; ознакомление со способами экстренного реагирования на кризисные проявления ребенка; обучение методам релаксации и саморегуляции. | ||
Октябрь. | “Упрямство и капризы детей”. | Круглый стол. |
Цели и задачи: Развивать понимание детского мироощущения, развитие объективности в понимания себя и других, знакомство с властолюбием у детей и взрослых, как одной из причин нарушений детского поведения и конфликтов с родителями; обучение навыкам эффективного взаимодействия с ребенком | ||
Ноябрь. | “Игра –дело серьезное”. | Тренинг, обмен опытом. Конспект игрового занятия-импровизации “Просто так”. Приложение 2 |
Цели и задачи: развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности; развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения; снятие мышечных и психологических зажимов, формирование навыков невербальной коммуникации, развитие внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы; обучение приемам эффективного взаимодействия посредством игры. | ||
Декабрь. | “Как организовать интересный досуг семьи?” | Обмен опытом, совместная деятельность |
Цели и задачи: познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье; развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения; . | ||
Январь. | “Преодолеваем тревоги и страхи ребенка”. | Семинар-практикум “ Сказка про полосатого бегемотика”. |
Цели и задачи: ознакомить родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста; повышение психологической компетентности родителей ; проработать родительские установки и их роль в “воспитании” тревожности; научить родителей методам снятия повышенной тревожности и страхов у детей; использование методов саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения в жизни. | ||
Февраль. | “Поговорим об агрессивности детей”. | Круглый стол. |
Цели и задачи: обобщение психологических знаний природы детской агрессивности, ее причины и профилактики; обучение родителей практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования навыков поведения и воспитания агрессивного ребенка; обучение навыкам “ненасильственного” общения — “активного” слушания; исключению оценочности в общении; использованию “Я-сообщений” вместо “Ты-сообщений”; исключению угроз и приказов; работе с интонацией. Обучение родителей умению направлять энергию детей в “мирное русло” (выявление интересов ребенка, включение ребенка в работу различных секций, кружков, студий и т.п.) | ||
Март. | “Стиль семейных отношений и эмоциональное благополучие ребенка”. | Семинар. |
Цели и задачи: укреплять внутрисемейные и межсемейные связи; создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами; активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей; повышать психолого-педагогическую культуру родителей; развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности; обобщать опыт семейного воспитания. | ||
Апрель. | “Как помочь родителям и ребенку перед поступлением в школу?” | Дискуссия. |
Цели и задачи: подготовить родителей и детей к новой социальной роли – “родители ученика” и “ученик”; повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению через использование наиболее эффективных форм взаимодействия; формировать осознанное отношение родителей и детей в необходимости целенаправленной подготовки к школе с целью безболезненной адаптации и дальнейшего успешного обучения; установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе. | ||
Май. | “Что мы узнали о себе и о своем ребенке?” | Круглый стол. |
Цели и задачи: получение “обратной связи”; обмен полученными знаниями и опытом; самоанализ; подведение итогов. |