Урок русского языка по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Предметные: развитие умений находить суффиксы в слове, образовывать слова с помощью суффикса
  • Учебные задачи, направленные на достижение
    • Личностных УУД: формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
    • Познавательных УУД: формировать умения извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности объектов.
    • Регулятивных УУД: формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
    • Коммуникативных УУД: развивать умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме.

Оборудование: компьютер, проектор, документ-камера, экран, презентация

Ход занятия

Организационный момент

Презентация.

Слайд 2

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух...
А.С. Пушкин

- Прочитаем хором эпиграф к нашему уроку?

- Кто автор этих строк?

- О чем говорят эти строки? (На уроке нас ждут открытия)

Слайд 3

- Как обычно мы открываем новое? (Повторяем, выполняем новое задание, стараемся понять, что не знаем)

- Итак, сегодня нас ждут новые открытия. Улыбнитесь мне, кто готов к работе.

Актуализация знаний

Словарная работа

- Послушайте небольшую грамматическую сказку.

Жил-был суффикс –чик-. Он был небольшой, но всемогущий, так что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в такие же, как и сам суффикс.

- Запишите, какие слова получатся (У доски работают обучающиеся)

  • Трамвай - ... (трамвайчик)
  • Стакан - ... (стаканчик)
  • Барабан - ... (барабанчик)

- Выделите суффикс. Как графически выделяем суффикс?

- Какое значение у суффикса – чик-? (Уменьшительное, уменьшительно-ласкательное)

- Где могут употребляться такие слова? (В сказках, детских стишках, играх)

- Составьте предложения с новыми словами.

- Приведите свои примеры с таким же суффиксом.

Проверка домашнего задания

- Назовите другие уменьшительно-ласкательные суффиксы из домашнего упражнения. (дидактический материал упражнение 105)

- Расскажите о значениях суффиксов, закончив моё предложение.

- Если я нахожу в слове суффикс – ёнок- или – онок-, значит, у слова появится значение ...

(детёныш животного)

Приведите пример из домашнего упражнения (олень-оленёнок, ёж-ежонок)

- Что такое суффикс?

- Какую роль он играет в слове?

Определяем основной вопрос занятия

Проблемная ситуация

Слайд 4

?

-ок-

листок поток

- Вова Колесников и Петя Зайцев подбирали слова с суффиксом –ок-. Петя подобрал слово листок, а Вова поток.

- Перед тем, как ответите на вопрос, кто прав, объясните значение слова поток.

Слайд 5

- Сравните своё объяснение с объяснением из толкового словаря.

Слайд 6

- Итак, кто из ребят прав?

- Есть ли суффикс –ок- в этих словах?

- Какой возникает вопрос? В чём затруднение?

Слайд 7

- Как нужно действовать, чтобы определить часть слова?

- Как вы думаете, какая будет тема учебного занятия?

Слайд 8

(Нахождение суффикса в словах)

Слайд 9

- Составим план занятия.

1. Учиться определять суффиксы в словах.

2. Продолжить знакомство с видами суффикса.

Учимся открывать новые знания

Слайд 10

- Какие у вас есть версии, чтобы выделить части слова? (Подобрать однокоренные слова)

- Для чего необходимо подбирать однокоренные слова? (Чтобы выделить корень)

- А что нужно сделать потом? (Посмотреть, что добавилось, что стоит после корня)

Выполните задание в паре. (Листок: листик, лист, листочек, листовой)

Проверим, через документ –камеру вашу работу

Самооценка:

- Что нужно было сделать?

- Как выделил корень?

Итак, какой корень в слове листок?

- А какой в слове поток?

Слайд 11

- Можно ли слово листок объяснить через однокоренное слово? Какое?

- Какая часть добавилась к слову лист?

- Какое значение имеет суффикс –ок-? (уменьшительное)

- Обратите внимание: это значение можно найти в объяснении.

- Можно ли объяснить через однокоренное слово поток?

Слайд 12

- Значит, всё в слове будет корнем, никаких других частей в слове нет.

- Сделайте вывод: как нужно действовать, чтобы выделить части слова?

- А как найти суффикс?

- Сравните свои выводы с выводом в серой рамке учебника стр. 90.

- Из скольких шагов состоит алгоритм?

Применяем новые знания

Слайд 13

Учебник стр. 90 упр. 125

- Прочитайте слова. Чем похожи все эти слова?

  • Котёнок, галчонок, волчонок.
  • Много котят, галчат, волчат.

- Какое слово непонятно? Слайд 14

Слайд 15

- Списать, выделить суффикс в словах, называющих предметы.

- Объясним значение слов. (Мышонок- детёныш мыши, маленькая мышь)

- Обратите внимание галчат, мышат ... это тоже детёныши, но только их много, поэтому у суффикса будет значение “много маленьких существ, детёнышей)

Слайд 16

Учебник стр. 91 упр. 126

Дом-домик-домище

- Чем отличаются слова домик и домище? (разные суффиксы, разное значение: маленький дом, большой дом)

- Какое значение слову придает суффикс –ищ-?

- Обратите внимание, суффикс –ищ- придает слову увеличительное значение.

- Подберите и запишите однокоренные слова с уменьшительным и увеличительным суффиксом к словам. (Выполняется работа в тетрадях и у доски)

  • Нос – ...
  • Хвост - ...

- Оцени свою работу.

- Что нужно тебе было сделать?

- Удалось тебе выполнить задание?

- Ты сделал все правильно или были недочеты?

- Ты составил все сам или с помощью товарища?

- Сейчас мы вместе с ... учились оценивать свою работу?

3. Слуховой диктант

- Назовите слова, в которых есть суффиксы со значением “детёныш”, “много детёнышей”. Запишите эти слова.

Пять мышат в траве шуршат,

Три мышонка спят под ёлкой.

- Что я прочитала?

- Как вы думаете, почему пять мышат шуршат под ёлкой?

- А почему три мышонка спят под ёлкой?

Проверяем свои знания

Самостоятельная работа

Рабочая тетрадь стр. 41 задание 1,2

Проверка через документ-камеру

Докажите, что в выбранном вами слове нет суффикса, используя алгоритм в серой рамке.

Докажите, что в выбранном вами слове есть суффикс, используя алгоритм в серой рамке.

- Что мы сейчас делали?

- Какие умения формировали?

Итог учебного занятия. Рефлексия (оцени себя) Слайд 17

- Какой суффикс любят в стране великанов? (-ищ-)

- А какой в стране лилипутов? (-ик-, -ок-)

- Какие открытия сделали?

- Кто сегодня получил в дневник отметку “5”, встаньте. Объясните за что?

- Кто сегодня получил в дневник отметку “4”, встаньте. Объясните за что?

Домашнее задание Слайд 18

Дидактический материал стр. 50 упр. 107

Литература

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2 класса общеобразовательной школы. М.: Баласс, 2012

2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику “Русский язык” для 2 класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся. М.:Баласс; Издательство Школьный дом, 2012

3. Исаева Н.А. рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику “Русский язык” для 2 класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) М.:Баласс; Издательство Школьный дом, 2013

4. Бунеева Е.В., Исаева Н.А.. Русский язык. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителей. М.: Баласс, 2012

5. http://www.school2100.ru/