Цель: дать учащимся целостное представление о воде с точки зрения естественных наук.
Задачи:
1) Образовательные: изучение и усвоение учащимися состава, строения и физических, химических свойств воды путём выполнения эксперимента.
2) Развивающие: развитие умений применять полученные ранее навыки и знания при выполнении лабораторных опытов, обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты, содействовать развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент).
3) Воспитательные: обучение учащихся работать в парах, осуществлять взаимопомощь друг другу, вести самоконтроль при выполнении тестовых заданий, воспитывать личностные качества учащихся, обеспечивающие активную творческую деятельность: наблюдательность, сообразительность, уважительность; воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала c выполнением лабораторной работы.
Оборудование к уроку: компьютер, ноутбуки у учащихся (1 на парте или планшеты), мультипроектор, презентация (Приложение 1), маршрутные листы для учащихся (Приложение 2); вода минеральная негазированная – 0,5 л бутылка (на каждой парте); кристаллизатор со льдом, индикаторы, химическая посуда.
Вид урока: урок – путешествие с лабораторной работой.
Участники: учитель, ученики 8-го класса.
План урока.
- Организационный момент – 2–3 мин. (в электронном журнале отметить отсутствующих учащихся).
- Изучение нового материала – 25–30 мин.
- Выполнение лабораторной работы при изучении новой темы – 20 мин.
- Выполнение теста с перекрестной проверкой – 10 мин.
- Домашнее задание – 2мин.
- Рефлексия.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок в электронный дневник.
Ход урока.
1. Организационный момент (рассказать учащимся о маршрутных листах и картах-инструкциях).
2. Изучение нового материала.
№ слайда. | Участник. | Содержание. |
1 | Учитель. | Нас окружает удивительный мир. Не зависимо от нашего желания в природе происходят различные превращения одних веществ в другие. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по одной замечательной стране. А как она называется, вы сейчас постараетесь отгадать. Обратите внимание на экран. Внимательно прочитайте слова: акварель, аквамарис, аквамарин, аквариум, аквапарк. Какое отношение имеют эти слова к названию нашей страны? Сегодня мы должны вместе раскрыть тайну еще одного природного вещества. |
2 | Учащиеся. | “Aqua” в переводе с латинского – “вода”. |
Учитель. | Мы отправимся путешествие по стране “Акватория”. Обратите внимание на маршрутные листы. Мы посетим 5 станций, а на станции получите домашнее задание и возвратимся обратно из путешествия домой. Кто же хозяйка этой необыкновенной страны? | |
3 | Учитель. | Перед вами 3 картинки. Ваша задача догадаться, о каком веществе идет речь? У этого вещества есть знаменательная дата в календаре – 22 марта. |
4 | Учащиеся. | Это вода. На картинках изображены три ее агрегатных состояния: лед, жидкость и пар. |
Учитель. | Целью сегодняшнего урока является знакомство с удивительным веществом жизни – водой, ее нахождением в природе, строением, физическими и химическими свойствами, значением воды в природе и жизни человека. | |
Учитель. | Вы все знаете ее формулу – H2O (аш-два –о). Как в научном мире назвать это вещество? | |
Учащиес.я | Оно известно под названием “оксид водорода”. | |
5 | Учитель. | Чтобы попасть в страну, нам необходим ключ. Для этого
вам необходимо выполнить работу на доске будут появляться утверждения, а
вы цифрой “1” отмечайте верные, а “0” – неверные. Таким образом, мы
получим электронный ключ.
Ключ: 10101 |
6 | Учитель. | Давайте мы отправимся в путешествие по стране “Акватория”. У вас на столах в бутылках вода, ее набрали в этой стране. Чтобы узнать, какая она, предлагаю поступить так. Закройте глаза и представьте себе, что мы находимся в пустыне: сильно палит солнце, на небе ни облачка. Мы медленно передвигаемся по раскаленному обжигающему ноги песку. Наш путь долог и утомителен. У каждого за плечами тяжелый рюкзак, все у стали. Во рту пересохло от жажды, до цели еще далеко. В боковом кармане рюкзака лежит фляжка с водой. Идти больше невозможно, хочется присесть и выпить хотя бы глоточек воды. Рука сама тянется к карману рюкзака. Откройте глаза. Поднимите руку, кому захотелось пить. Отпейте глоток воды. А теперь подумайте, какая же она – вода? |
6 | Учащиеся. | Холодная, ледяная, утоляющая жажду, вкусная, прохладная и т.п. |
Учитель. | Какие физические свойства воды вам известны? Опыт №1. (воду из бутылки налейте в стакан: определите цвет, запах, вкус воды; в справочниках или Интернет найдите температуру кипения и плавления, плотность. | |
Учащиеся. | Вода – это жидкость без цвета, запаха и вкуса, при
нормальном атмосферном давлении вода имеет: tкип = 100°C, tпл
= 0°C,
Вода не проводит электрический ток, плохо проводит тепло, удельная теплоемкость воды очень высокая (4,184 кДж/моль). |
|
7 | Учитель. | Выполним опыт № 2.
|
8 | Учитель. | Как можно получить воду в лаборатории? |
Учащиеся. | При горении водорода образуется вода.
(Приложение) 2 Н2 + O2 = 2H2O |
|
9 | Учитель. | У вас на столах шарики и пластмассовые палочки, давайте сконструируем формулы воды. Кто напишет структурную формулы воды на доске и ее покажет, как вы ее сконструировали? Эту модель придумал английский ученый Джон Бернал в аэропорту под шум дождя. Вода имеет угловое строение (угол 104˚). |
10 | Учитель. | Какими химическими свойствами обладает вода? |
11-15 | Учитель. | Какая среда воды? Выполним опыт № 4. В пробирку № 1 – лакмус, в пробирку № 2 – фенолфталеиновую бумажку, а №3 – метиловый оранжевый и прилить воды. Сформулируйте выводы. |
Учащиеся. | Нейтральная. Окраска индикаторов не изменилась. | |
Учитель. | Изучаем далее химические свойства воды. С какими
веществами взаимодействует вода? 1) Со щелочными металлами (с Na)
(Приложение). 2) Со щелочноземельными металлами. (Приложение) 3) Магнием при нагревании. 4) С другими металлами: 5)С кислотными оксидами. 6) С основными оксидами. (опыт № 5) (Приложение) В пробирку лакмусовую бумажку опустите, затем насыпьте оксид кальция
и прилейте воду, что образуется? 7( C гидридами: (Приложение) |
|
16 | Учитель. | Что вы знаете о значении воды в природе и жизни человека? |
17–19 | Учащиеся. |
|
20 | Учитель. | Станция: “Стоп! Контроль знаний!”
Выбрав правильные утверждения вы попадете домой.
Ключ: 1010010010. |
21 | Учитель. | Рефлексия: Составьте о воде свои ассоциации:
|
21 | Учащиеся. | Вода.
1) Чистая, родниковая. |
22 | Учитель. | Станция “Домашняя лаборатория”. 1) Домашнее задание: п. 54, 1) п. 54. 2) Напишите сообщение об аномальных свойствах воды. 3) Проделайте дома 2 опыта с водой и сырым яйцом и солью: в стакан налейте воды и положите аккуратно яйцо. Что наблюдаете? Затем в воду добавьте 100 г соли на 200 мл воды и положите в воду яйцо. Что теперь вы наблюдаете? |
23 Итог урока. |
Учитель. |
|
24 | Учитель. |
|