Урок химии по теме "Путешествие по стране Акватория". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель: дать учащимся целостное представление о воде с точки зрения естественных наук.

Задачи:

1) Образовательные: изучение и усвоение учащимися состава, строения и физических, химических свойств воды путём выполнения эксперимента.

2) Развивающие: развитие умений применять полученные ранее навыки и знания при выполнении лабораторных опытов, обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты, содействовать развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент).

3) Воспитательные: обучение учащихся работать в парах, осуществлять взаимопомощь друг другу, вести самоконтроль при выполнении тестовых заданий, воспитывать личностные качества учащихся, обеспечивающие активную творческую деятельность: наблюдательность, сообразительность, уважительность; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала c выполнением лабораторной работы.

Оборудование к уроку: компьютер, ноутбуки у учащихся (1 на парте или планшеты), мультипроектор, презентация (Приложение 1), маршрутные листы для учащихся (Приложение 2); вода минеральная негазированная – 0,5 л бутылка (на каждой парте); кристаллизатор со льдом, индикаторы, химическая посуда.

Вид урока: урок – путешествие с лабораторной работой.

Участники: учитель, ученики 8-го класса.

План урока.

  1. Организационный момент – 2–3 мин. (в электронном журнале отметить отсутствующих учащихся).
  2. Изучение нового материала – 25–30 мин.
  3. Выполнение лабораторной работы при изучении новой темы – 20 мин.
  4. Выполнение теста с перекрестной проверкой – 10 мин.
  5. Домашнее задание – 2мин.
  6. Рефлексия.
  7. Подведение итогов урока. Выставление оценок в электронный дневник.

Ход урока.

1. Организационный момент (рассказать учащимся о маршрутных листах и картах-инструкциях).

2. Изучение нового материала.

№ слайда. Участник. Содержание.
1 Учитель. Нас окружает удивительный мир. Не зависимо от нашего желания в природе происходят различные превращения одних веществ в другие. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по одной замечательной стране. А как она называется, вы сейчас постараетесь отгадать. Обратите внимание на экран. Внимательно прочитайте слова: акварель, аквамарис, аквамарин, аквариум, аквапарк. Какое отношение имеют эти слова к названию нашей страны? Сегодня мы должны вместе раскрыть тайну еще одного природного вещества.
2 Учащиеся. “Aqua” в переводе с латинского – “вода”.
Учитель. Мы отправимся путешествие по стране “Акватория”. Обратите внимание на маршрутные листы. Мы посетим 5 станций, а на станции получите домашнее задание и возвратимся обратно из путешествия домой. Кто же хозяйка этой необыкновенной страны?
3 Учитель. Перед вами 3 картинки. Ваша задача догадаться, о каком веществе идет речь? У этого вещества есть знаменательная дата в календаре – 22 марта.
4 Учащиеся. Это вода. На картинках изображены три ее агрегатных состояния: лед, жидкость и пар.
Учитель. Целью сегодняшнего урока является знакомство с удивительным веществом жизни – водой, ее нахождением в природе, строением, физическими и химическими свойствами, значением воды в природе и жизни человека.
Учитель. Вы все знаете ее формулу – H2O (аш-два –о). Как в научном мире назвать это вещество?
Учащиес.я Оно известно под названием “оксид водорода”.
5 Учитель. Чтобы попасть в страну, нам необходим ключ. Для этого вам необходимо выполнить работу на доске будут появляться утверждения, а вы цифрой “1” отмечайте верные, а “0” – неверные. Таким образом, мы получим электронный ключ.
  1. Водород – это бесцветный газ.
  2. Водород сгорает в атмосфере кислорода с образованием пероксида водорода.
  3. Водород проявляет свойства, как восстановителя, так и окислителя.
  4. Водород имеет в соединениях только степень окисления +1.
  5. Водород является экологически чистым топливом.

Ключ: 10101

6 Учитель. Давайте мы отправимся в путешествие по стране “Акватория”. У вас на столах в бутылках вода, ее набрали в этой стране. Чтобы узнать, какая она, предлагаю поступить так. Закройте глаза и представьте себе, что мы находимся в пустыне: сильно палит солнце, на небе ни облачка. Мы медленно передвигаемся по раскаленному обжигающему ноги песку. Наш путь долог и утомителен. У каждого за плечами тяжелый рюкзак, все у стали. Во рту пересохло от жажды, до цели еще далеко. В боковом кармане рюкзака лежит фляжка с водой. Идти больше невозможно, хочется присесть и выпить хотя бы глоточек воды. Рука сама тянется к карману рюкзака. Откройте глаза. Поднимите руку, кому захотелось пить. Отпейте глоток воды. А теперь подумайте, какая же она – вода?
6 Учащиеся. Холодная, ледяная, утоляющая жажду, вкусная, прохладная и т.п.
Учитель. Какие физические свойства воды вам известны? Опыт №1. (воду из бутылки налейте в стакан: определите цвет, запах, вкус воды; в справочниках или Интернет найдите температуру кипения и плавления, плотность.
Учащиеся. Вода – это жидкость без цвета, запаха и вкуса, при нормальном атмосферном давлении вода имеет: tкип = 100°C, tпл = 0°C,

Вода не проводит электрический ток, плохо проводит тепло, удельная теплоемкость воды очень высокая (4,184 кДж/моль).

7 Учитель. Выполним опыт № 2.
  1. С помощью термометра измерьте температуру льда.
  2. Нагреть воду в пробирке и с помощью термометра измерьте температуру воды.
  3. В стакан с водой положить кусок льда и подумайте, почему лед не тонет в воде?
8 Учитель. Как можно получить воду в лаборатории?
Учащиеся. При горении водорода образуется вода. (Приложение)

2 Н2 + O2 = 2H2O

9 Учитель. У вас на столах шарики и пластмассовые палочки, давайте сконструируем формулы воды. Кто напишет структурную формулы воды на доске и ее покажет, как вы ее сконструировали? Эту модель придумал английский ученый Джон Бернал в аэропорту под шум дождя. Вода имеет угловое строение (угол 104˚).
10 Учитель. Какими химическими свойствами обладает вода?
11-15 Учитель. Какая среда воды? Выполним опыт № 4. В пробирку № 1 – лакмус, в пробирку № 2 – фенолфталеиновую бумажку, а №3 – метиловый оранжевый и прилить воды. Сформулируйте выводы.
Учащиеся. Нейтральная. Окраска индикаторов не изменилась.
Учитель. Изучаем далее химические свойства воды. С какими веществами взаимодействует вода?

1) Со щелочными металлами (с Na) (Приложение).
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

2) Со щелочноземельными металлами. (Приложение)
Са + 2H2O = Ba(OH)2 + H2

3) Магнием при нагревании.
Mg + H2O = MgO + H2 (Приложение)

4) С другими металлами:
a) Алюминий будет взаимодействовать с водой только после удаления с его поверхности оксидной пленки.
2 Al + 6H2O = 2 Al (OH)3 + 3H2
b)Железо вступает в реакцию с водой только при температуре красного каления, образуя оксид:
3 Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2

5)С кислотными оксидами.
SO3 + H2O = H2SO4

6) С основными оксидами. (опыт № 5) (Приложение)

В пробирку лакмусовую бумажку опустите, затем насыпьте оксид кальция и прилейте воду, что образуется?
СаO + H2O = Ca(OH)2
Какой это тип химической реакции? (Cоединение – предполагаемый ответ учащихся/)
(Но это реакция гидратации).

7( C гидридами: (Приложение)
СаH2 + H2O = Ca(OH)2 + H2

16 Учитель. Что вы знаете о значении воды в природе и жизни человека?
17–19 Учащиеся.
  • Вода – самое распространенное на Земле вещество. Почти 3/4 поверхности земного шара покрыто водой, заполняющей все природные водоемы и образующей океаны, моря, реки и озера.
  • Как алфавит начинается с буквы “А”, так и жизнь начинается с воды.
  • Вода содержится в каждом человеке. Если ваша масса тела 40 кг, то в нем 26 кг воды. Это почти 3 ведра воды, конечно, это не чистая вода.
  • В среднем за свою жизнь при ее продолжительности 70 лет, человек потребляет и выделяет около 80000кг воды.
  • Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; огромными массами снега и льда лежит вода круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. Не только на поверхности земли, но и в ее недрах находится вода, пропитывающая почву и различные горные породы, образуя грунтовые воды, дающая начало источникам и ключам.
  • Водная оболочка планеты – гидросфера. Вода играет определяющую роль в геологической истории Земли, в формировании климата и погоды, в круговороте веществ, в физиологической и биологической сферах жизни.
20 Учитель. Станция: “Стоп! Контроль знаний!”

Выбрав правильные утверждения вы попадете домой.

  1. Формула воды – Н2О.
  2. Молекула воды имеет плоское строение.
  3. Поваренная соль хорошо растворяется в воде.
  4. Песок можно выделить из раствора выпариванием.
  5. Лед – имеет плотность больше, чем у воды.
  6. Вода взаимодействует с активными металлами.
  7. В воде имеет кислотную среду.
  8. Вода имеет вкус и запах.
  9. Вода может существовать в трех агрегатных состояниях.
  10. Взаимодействие активного металла калия с водой – это явление физическое.

Ключ: 1010010010.

21 Учитель. Рефлексия:

Составьте о воде свои ассоциации:
1) Какая? (3 прилагательных о воде).
2) Что делает? (3 глагола).
3) Что это? (2 слова).
4) Это … (1 существительное – назвать воду одним словом).

21 Учащиеся. Вода.

1) Чистая, родниковая.
2) Журчит, течет, капает.
3) Источник жизни.
4) Жидкость.

22 Учитель. Станция “Домашняя лаборатория”.

1) Домашнее задание: п. 54, 1) п. 54.

2) Напишите сообщение об аномальных свойствах воды.

3) Проделайте дома 2 опыта с водой и сырым яйцом и солью: в стакан налейте воды и положите аккуратно яйцо. Что наблюдаете? Затем в воду добавьте 100 г соли на 200 мл воды и положите в воду яйцо. Что теперь вы наблюдаете?

23

Итог урока.

Учитель.

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
А часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Необходимая составная часть всего живого.

24 Учитель.

Поставленной цели достигли друзья.
Всем благодарность я объявляю,
Оценки в журнал и в дневник выставляю,
Большое спасибо я всем говорю.