Внеклассное мероприятие, посвященное 70– летию со дня снятия блокады Ленинграда.
Цели урока:
- Создать условия учащимся для погружения в историю Великой Отечественной Войны;
- Изучение истории родного города в период Великой Отечественной войны – во время блокады.
Задачи мероприятия:
- Образовательные – формирование положительной мотивации к изучению математики; развитие умения применять полученные знания на практике.
- Развивающие – расширение общекультурных знаний учащихся; развитие познавательной активности в области знаний об истории своего города, своей страны; развитие творческих способностей учащихся; развитие аналитического и логического мышления, развитие коммуникативных навыков, развитие навыков коллективной работы.
- Воспитательные – воспитание чувство патриотизма, укрепление исторической памяти поколений, уважение к историческому прошлому страны, умение применять свои знания для достижения общей цели; умение сопереживать.
- Коррекционная – развивать слуховое восприятие речи на материале внеклассного мероприятия; закреплять произносительные навыки учащихся и навыки самоконтроля над речью.
Оборудование: Техническое оборудование для демонстрации презентации, стенды “Блокада Ленинграда в рисунках детей”, печатные издания о Великой Отечественной войне, макет “Дорога жизни”, выполненный учащимися, раздаточные материалы для выполнения математических заданий.
Первым этапом подготовки к “ Уроку Мужества” было проведение экскурсии по Дороге жизни, написание отзывов, выполнение рисунков, создание макета “Переправа”.
На внеклассное мероприятие, посвященное 70– летию со дня снятия блокады, были приглашены гости – ветераны войны, жители блокадного Ленинграда.
Ход урока
Ведущий: Здравствуйте!
Сегодня мы проводим урок Мужества, посвященный 70-летию со дня снятия фашистской блокады Ленинграда.
На уроке присутствуют гости:
- Птушкина Валентина Федоровна – житель блокадного Ленинграда, которая проработала более 50 лет в нашей школе учителем математики.
- Баклага Юлия Вячеславовна, мама Баклаги Даниила, учащегося 5б класса, принимавшая участие с сыном в написании книги “С уважением от потомков”, а также Юлия Вячеславовна с Даниилом являются победителями городского конкурса “Блокадная ласточка”.
Более семидесяти лет назад, в далеком 1941 году началась Великая Отечественная война.
(Презентация. Слайд 1)
Ученик: Одним из самых страшных моментов войны стала Ленинградская блокада, длившаяся 872 дня с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.
(Слайд 2)
Ведущий: Наша встреча посвящена юбилейной 70-ой годовщине открытия дороги, благодаря которой наш город выжил во время войны. Эта дорога называется “Дорога жизни”. Постарайтесь внимательно слушать, запоминать числа, которые вы увидите.
Задание № 1.
8 сентября 1941 года город был окружен фашистами с трех сторон. Что находилось с четвертой стороны, вы узнаете, решив уравнения и заполнив таблицу.
(Слайд 3, 4)
Ведущий: С четвертой стороны находилось Ладожское озеро. Началась блокада.
Блокада… Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Никто не может приехать в город, ничего невозможно ввезти в город.
(Слайд 5, 6)
Ученик: В городе начался голод, и были введены хлебные карточки. Без еды человек может прожить много дней, а без воды – не больше 2-3-х дней. Голодным людям приходилось с большим трудом добираться до Невы и брать воду прямо из реки.
(Слайд 7)
Ведущий: 12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец пришли две баржи, которые доставили в город 626 тонн зерна и 116 тонн хлеба. Так начала работать Дорога жизни.
(Слайд 8, 9)
Ученик: Продовольствие, которое привозили на баржах, не могло накормить город. От голода люди умирали прямо на улицах.
Каждый день умирало более 4000 человек. Нормы выдачи хлеба снизились.
(Слайд 10–12)
Ведущий: В блокадный хлеб добавляли отруби, жмых (остатки семян), и даже опилки.
(Слайд 13–14)
Ноябрь… Ладога покрылась льдом и по ней пошли санные обозы.
Задание № 2.
Продолжите числовой ряд и узнайте, какой день считается днем открытия Дороги жизни.
(Слайд 15 –17)
20 ноября толщина льда достигла 180 мм и первые 60 автомашин вышли в первый рейс по льду озера.
Основными задачами Дороги жизни были эвакуация людей из блокадного города и доставка продуктов и военных грузов в город.
(Слайд 18)
На “Дороге жизни”, ведущий в блокадный Ленинград через Ладогу, был поставлен памятник Полуторке, как главному грузовику, спасшему тысячи людских жизней. Именно на нем, благодаря его небольшому весу, по льду озера доставлялись грузы (продукты питания, медикаменты, запчасти и сырье для заводов) в осажденный город.
Задание № 3.
Расстояние от блокадного Ленинграда до Ладоги – 43 км. Скорость движения грузовой машины на этой дороге– 30 км/ч. Вычислите время, необходимое для доставки груза.
(Слайд 19)
Ученик: Машины работали днем и ночью. Их обстреливали и бомбили с воздуха, но водители продолжали работать.
(Слайд 20)
Двери кабин не закрывались, так как машина в любой момент могла уйти под лед, а водитель выпрыгивал из нее. На Дороге жизни погибло 1004 автомашины – многие из них с людьми и грузом.
(Слайд 21)
Задание “№ 4.
Перед вами карта Ладожского озера. Масштаб карты 1 : 100 0000. Определите расстояние между населенными пунктами, которое преодолевали полуторки по льду.
Ведущий: Всего Дорога жизни проработала 152 дня, до апреля 1942 года.
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим,
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги.
(Слайд 22)
За полтора года в город было доставлено 840 тыс. тонн грузов и вывезено из города 578 человек(Слайд 23)
См. Приложение 1. – видеофильм о блокаде, песня о Ладоге.
(Слайд 23)
641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы.
Вечная им память! Почтим минутой молчания всех погибших во время блокады.
(Слайд 25, 26)
Спасибо! Прошу всех сесть!
В память о погибших детях – ленинградцах, был построен монумент “Цветок жизни”.
Об этом памятнике расскажут учащиеся 7– б класса.
(Слайд 27–32)
Ученики: Монумент “Цветок жизни” открыт 28 октября 1968 года. Он создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. Высота памятника 15 метров. На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова “Пусть всегда будет солнце”. Рядом находится плита, на которой надпись: Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда 1941–1944 годов”.
Средства для возведения памятника были найдены детьми и подарены городу в память о погибших ленинградцах. Возле памятника “Цветок жизни” высажено 900 берез, по одной березе за каждый день блокады. До сих пор в январские дни березы украшают алыми галстуками.
Я с одноклассниками ездила на экскурсию по “Дороге жизни”. Мы посетили памятники, музеи, возложили цветы, видели каменный цветок, на котором высечены слова: “Пусть всегда будет солнце”.
Ведущий:
Задание № 5.
Ребята, у вас есть возможность создать свой “Цветок жизни” в память о погибших детях. На столе карточки с заданиями для устного счета. У “Цветка жизни” 5 лепестков, значит, у вас 5 заданий. Решите правильно примеры, прикрепите свой ответ к соответствующему лепестку! На последнем листочке нарисуйте лицо улыбающегося мальчика и подпишите свой класс. Прочитайте слова песни, высеченные на монументе!
Рис.5. Условие задания № 5.
Ученик: “Пусть всегда будет солнце!”
Я присоединяюсь к этим словам и хочу добавить: “Пусть всегда будет мир!”
Рис. 6. Собранный цветок.
(Слайд 33)
См. Приложение 2. – звучит песня “Пусть всегда будет солнце!”
Использованная литература:
- История блокады Ленинграда. Web: