Урок русского языка по теме "Имя существительное"

Разделы: Русский язык


Цели:

Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи.
Развивать умение определять грамматические признаки имени существительного, умение находить существительные в предложении. Развивать речь, память, внимание учащихся.
Воспитывать интерес к изучению предмета.

План.

  1. Организационный момент. Рефлексия.
  2. Постановка проблемы.
  3. Актуализация знаний.
  4. Развитие языковых и орфографических умений.
  5. Итог урока. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент. Рефлексия.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по стране Русский язык. Выясним, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Нарисуйте лицо своей капельке. (Ученики заполняют Рефлексивные дневники, рисуя в трафарете капли лицо, помогающее понять настроение пятиклассника.)

Постановка проблемы.

– Вот что могла бы сказать о себе героиня нашего урока: “Я – важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов”.

Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.

– О какой части речи можно так сказать?
– Определите тему урока.
(Презентация. Слайд с темой)
Какие вопросы возникают? (Учащиеся задают вопросы по теме урока. Учитель записывает их на левой половинке доски.)

3. Актуализация знаний.

Вспомним, что мы знаем об имени существительном, проверим вашу наблюдательность. Сейчас на мониторе появится фрагмент мультфильма, во время просмотра которого вы должны записать как можно больше увиденных слов, отвечающих на вопросы имени существительного. (Отрывок из мультфильма.)
Посмотрим, что вы записали. Учащиеся по цепочке называют записанные слова.
– Как вы определили, что эти слова относятся к именам существительным?
– Что они обозначают? Только ли предмет могут обозначать имена существительные?

(Они могут обозначать предмет, явление природы, животный и растительный мир.)

– Почему у имени существительного два вопроса?
Найдите четвертое лишнее слово. По какому признаку вы определили, что оно лишнее? (Слайд с заданием).

1. Земля, книга, рожь, Саша.
2. Яблоня, дочь, мама, Маша.

– Чем отличаются собственные существительные от нарицательных?
– Как они пишутся?
– Прочитайте существительные, разделите их на три колонки. По какому признаку будете их делить?
(Слайд с заданием.)

Солнце, шалаш, ромашка, конь, облако, печаль, сторож, юноша, красавица.

– Что вы знаете о роде имен существительных?
– Как еще могут изменяться имена существительные?

(По числам, падежам, склонениям)

Сколько склонений у имен существительных? (Слайд с таблицей.)
– Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению?
– Определите склонение у записанных существительных
.
Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи. Ребята, какой вид разбора позволяет выяснить признаки части речи? (Морфологический.)
– Вспомнить порядок морфологического разбора имени существительного помогут нам следующие предложения. Запишите их.

Зашумел в лесу золотой дождь. По колено в листьях деревья стоят.

Найдите в предложениях имена существительные. Как вы их нашли? Выпишите существительные, определите морфологические признаки.
– По какому плану будете работать?

(Сначала выписываем словосочетание существительное и главное слово, задаем вопрос к существительному, определяем начальную форму, грамматическое значение, часть речи. Затем определяем постоянные и непостоянные признаки, а потом синтаксическую роль.)

– Какие постоянные признаки имеет имя существительное?
– Какие признаки отнесем к непостоянным?
– Каким членом предложения может быть имя существительное?

4. Развитие языковых и орфографических умений.

– Ребята, на какие из поставленных в начале урока вопросов вы нашли ответы?
– Да чего мы их искали?
– Правильно, применяя эти знания, вы сможете находить имена существительные, определять их морфологические признаки, правильно использовать их в своей речи.
– Обратимся к учебнику с. 45–47.В теоретической справке найдите то, о чем мы не говорили на уроке.

Выполним упражнение 98.

Прочитайте задание, подумайте, чему будем учиться, выполняя это задание?

(Выполненное упражнение проверяется по цепочке.)

5. Итог. Рефлексия.

– Подведем итоги нашего урока. Откройте ваши рефлексивные дневники, заполните графы “Рефлексия деятельности” и “Рефлексия содержания”, нарисуйте личико капельки в конце урока. Изменилось ли ее настроение? Почему? (Во время заполнения учащимися данных граф, учитель выборочно задает эти вопросы учащимся.)

6. Домашнее задание. (На Слайде.)

Повторить теорию с. 45–47.

Упражнение 100.