“Детский сад комбинированного вида № 24” посещают дети с различными нарушениями в здоровье, в том числе дети, с ограниченными возможностями. На базе ДОУ открыты группы компенсирующего вида для воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, группы “Особый ребенок” с тяжелыми нарушениями в здоровье. Нарушения развития у детей индивидуальны и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Сейчас детские сады посещает очень большое количество таких детей.
Мы живем в такое время, что информационные технологии, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в офисы, дома, школы, и, наконец, в детские сады.
Актуальность использования ИКТ на логопедических занятиях обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей-дошкольников, практической потребностью использования в ДОУ современных компьютерных программ. Научные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность применения этих технологий, но и особую их роль в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г.П. Петку, Б. Хантер и др.).
Исходя из этого, возникла идея разработки проекта “Использование современного информационно-технологического оборудования в работе с детьми дошкольного возраста в образовательном процессе”.
Этапы реализации проекта:
1-й этап (сентябрь-октябрь2012 г.): анализ научно-методической литературы по теме, подбор программно-методических комплексов, предназначенных для работы с дошкольниками на информационно-коммуникационном оборудовании. Мониторинг общего и речевого развития воспитанников коррекционной группы.
2-й этап (ноябрь-декабрь 2012 г.): разработка конспектов логопедических НОД с использованием ИКТ.
3-й этап (январь-август 2013 г.): апробация конспектов НОД, выявление динамики, модификация образовательной деятельности с использованием ИКТ.
Сейчас выигрывает тот педагог, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить его действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.
Основные преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Коррекционно-развивающий потенциал ИКТ заключается в повышении производительности обучения за счет:
- реализации принципа совместной координированной работы моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий;
- реализации принципа комплексности (использование разнообразных методов и приемов коррекционной педагогики и современных средств обучения);
- увеличения плотности занятия (интеграция рациональности, динамичности и информативности);
- повышения учебной мотивации воспитанников (моделирование интерактивной коррекционно-развивающей учебной среды);
- раскрытия резервных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями.
Основные задачи применения ИКТ в логопедии:
- повышение мотивации детей к логопедическим занятиям;
- формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом;
- адекватная оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой;
- положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.
МБДОУ МО г. Краснодар “Детский сад комбинированного вида № 24” был оснащен следующим информационно-технологическим оборудованием:
В ДОУ созданы 2 мобильных компьютерных класса (25 ноутбуков для детей, 2 для взрослого). Взаимодействие между детьми и педагогом возможно при имеющейся локальной сети и подсоединению к скоростному Интернету. Этот вариант представляет оптимальные возможности для проведения мониторинговых срезов, индивидуальной диагностики.
Использование ноутбука с подгруппой детей. Анимация, видео, аудиоряд помогают педагогу мотивировать детей к деятельности. Воспитанники высказывают предположения и проверяют их, используя мышку, в порядке очереди, либо согласно принятого в группе правила. Таким образом, дошкольники привыкают соблюдать правила, ошибаться и проверять различные варианты. Педагог выступает полноправным партнером детей по игре, не оценивает детей (действия детей направляет и оценивает компьютерный персонаж).
Использование ноутбука (компьютера), проектора, интерактивной доски, планшета. В этом случае возможна демонстрация на экране монитора тематической презентации, либо игрового средства. Дети старшего возраста могут поочередно, с помощью мышки, участвовать в игре. Воспитанникам младшего и среднего возраста в игре предлагается выбор из нескольких вариантов. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Правильность ответа проверяет сам воспитатель, нажимая мышкой на картинку (объект).
Наличие в ДОУ единого информационно-развивающего пространства: все компьютеры ДОУ, предназначенные для работы с детьми, соединены в локальную сеть. Таким образом, все электронные образовательные средства доступны любому педагогу ДОУ и систематически могут им использоваться в повседневной работе.
В системе коррекционно-развивающей работы с использованием ИКТ были выделены три основных блока, включающие следующие направления деятельности.
1. Работа с детьми:
- индивидуальные специализированные занятия с использованием логопедических компьютерных технологий и планшетного ПК;
- подгрупповые и фронтальные логопедические занятия с использованием мультимедиийных презентаций;
- речевые праздники и развлечения с использованием слайд-шоу;
- диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).
2. Работа с родителями:
- интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных логопедических программ;
- электронные информационные “рюкзачки” (домашние задания на переносных накопителях информации);
- консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);
- творческие недели (логопедические тренинги, организационно-деятельностная игра с использованием мультимедиа презентаций).
3. Работа с педагогами:
- мастер-классы с использованием мультимедийных презентаций;
- семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;
- презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;
- творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).
В использовании ИКТ учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем информационные технологии не заменяют работу педагога, а дополняют ее и делают более эффективной. Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют их словарный запас и кругозор, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.
В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы в соответствии с ФГТ. Преимущество в том, что они включают в себя средства для образования, воспитания и развития детей, позволяют эффективно проводить мониторинг усвоения образовательной программы. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные образовательные комплексы позволяет создавать программа PowerPoint. Разработка самой системы с включением ИКТ базируется на комплексных (интегрированных) занятиях и разрабатываются по определенной образовательной области. НОДы включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе ФГТ.
Были определены направления работы, выбраны формы и тематика мероприятий, которые зависят от структуры и механизмов речевых нарушений, от уровня педагогических знаний и умений родителей в области преодоления речевых недостатков, от запросов самих родителей, от характера проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием детей, имеющих нарушения в развитии.
Коррекционные НОД с использованием ИКТ проводятся 1 раз в неделю.
В зависимости от цели НОД учитель-логопед может менять его структуру (можно заменить физкультминутку подвижной игрой, играми с физкультурным оборудованием, подвижными речевыми заданиями и т.д.).
При использовании ИКТ в ходе НОД необходимо соблюдать правила безопасности. Чтобы не перегружать ребенка, работа с ПК на одном занятии не превышает 5-10 минут, в зависимости от возраста и степени истощаемости нервной системы воспитанника. До начала НОД и после его окончания для предупреждения переутомления глаз проводится зрительная гимнастика.
Включение планшетных ПК в индивидуальную логокоррекционную работу, позволяет разнообразить деятельность ребенка, сделать совместный процесс более интересным и познавательным. Основная цель работы на планшете – формирование системы сенсорных эталонов и перцептивных действий у воспитанников.
При проведении подгрупповых и фронтальных занятий используются компьютерные презентации, в соответствии с лексической темой и планом НОД. Интересны для ребят развивающие занимательные игровые упражнения по активизации и обогащению словаря, отработки правильных грамматических конструкций. Такие задания дают нам возможность, формировать у воспитанников психологическую базу речи, повысить познавательную мотивацию – как одного из основных качеств обеспечивающих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Организация и методика проведения коррекционно-образовательной деятельности с использованием ИКТ:
1. Введение.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Преодоление психологического барьера.
2. Организационный момент.
- Создание эмоционального отношения к предстоящей работе, за счет сюрпризного, игрового момента, уточнения пройденного материала: задать нужный ритм, динамику занятию, обеспечить рабочий настрой.
- Подготовка всех анализаторов к восприятию нового материала, через разнообразные игровые упражнения: артикуляционных и мимических мышц, пальчиковой моторики, слухового анализатора, зрительного анализатора.
3. Основная часть.
- Переход к следующему этапу осуществляется посредством речедвигательного упражнения, способствующего: восстановить энергию перед выполнением сложной задачи, поддержать динамику занятия, положительную атмосферу.
4. Заключительная часть.
- Снятие умственного, зрительного и мышечного напряжения: дыхательные и подвижные упражнения, релаксация, упражнения для глаз.
5. Окончание занятия.
Подведение итогов работы, в том числе самостоятельная оценка ребенком результатов своей деятельности.
Результаты проекта:
- НОД становится привлекательной, современной благодаря дизайну представляемой информации;
- ИКТ помогают закреплять знания, умения, навыки детей, решать познавательные и творческие задачи, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
- появляется возможность моделирования различных ситуаций, осуществление контроля и подведение итогов;
- способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;
- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.
- внедрение разработанных логопедических НОД в сетку образовательной деятельности ДОУ.
Библиографический список
- Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад: теория и практика”, № 6, 2011. С. 6-21.
- Варченко В.И., Тупичкина Е.А. Дидактические основы использования компьютерных игр в условиях предшкольного образования. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад: теория и практика”, № 6, 2011. С. 22-31.
- Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Научно-методический журнал “Логопед”, – 2004.– № 2 (22).
- Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224 с.
- Логопед (журнал), № 5/2008.
- Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2009 г.
Интернет источник:
- ИКТ в образовательном процессе” доклад Мохаммад Н.В. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html