Методические рекомендации по применению кинезиологических упражнений в структуре урока "Живой родник"

Разделы: Работа с дошкольниками


Психологическое развитие, как основа, на которой формируется личность будущего человека искусства, в системе работы ОРЭР занимает центральное место. Развитие осуществляется посредствам разнообразных видов творческой и интеллектуальной деятельности. Целенаправленность и комплексность усилий дает возможность раскрытия природных способностей ребенка, его творческого и интеллектуального потенциала, его индивидуальности.

Психологическое развитие: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи – осуществляется на предмете “Живой родник”, который является системообразующим в работе ОРЭР. Именно здесь берет начало многообразие видов деятельности, которое находят свое продолжение в целом комплексе предметов, непосредственно связанных с искусством.

Главой задачей комплексного предмета “Живой родник” является раскрытие и развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка – дошкольника. Решение данной задачи требует бережного, отношения и понимания возрастных особенностей дошкольника. Важно не перегрузить психофизически незрелую личность дошкольника, не подменить психологическое развитие информационным. Важно знать, что многие способности ребенка в процессе обучения не раскрываются полностью, хотя на самом деле есть. Они как бы “заблокированы” в сфере зрительного, слухового, кинестетического восприятия.

“Разблокировать” способности, которые в дальнейшем найдут развитие в сфере искусства, бережно и эффективно решить задачи психологического развития – главные аргументы в пользу применения предлагаемой методики. Кинезиологическая методика представляет именно такие возможности. Как метод психофизиологической направленности, она является средством развития умственных, творческих способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные психологические изменения, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга. Методика может быть использована для профилактики стрессовых состояний, регуляции психоэмоциональных состояний, психологической защиты от перегрузок и оздоровления организма в целом.

Действие предлагаемой методики основано на нейрофизиологических закономерностях и на связи мышечных движений с психикой. Теоретически эти явления были обоснованы в трудах Сеченова И.М., Ухтомского А.А., Павлова И.П., Анохина П.К. и других ученых. Практическое применение методика нашла в прогрессивных школах всего мира. Выделившись из науки – кинезиологии, она получила название – образовательная кинезиология. У нас в стране в области образовательной кинезиологии известны работы Сиротюк А.Л., а также группы авторов Сазонова В.Ф, Кирилловой Л.П. и других.

Таким образом, характеристики предложенного метода идеально подходят для использования его в системе работы ОРЭР в целом и на уроках по предмету “Живой родник” в частности.

Внедрение кинезиологических упражнений проводилось мною с 2003 года. Начальным этапом явились собственные уроки, где проводился отбор наиболее эффективных упражнений, поиск их места в структуре урока. Следующий этап – открытые уроки на ОРЭР, распространение опыта среди коллег на обучающих Семинарах. На данный момент опыт представлен на краевом уровне.

На уроке “Живой родник” метод кинезиологии может быть использован для решения следующих задач:

  • развитие структур голодного мозга (межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, связей и синхронизации работы полушарий);
  • развитие способностей;
  • развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления;
  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • регуляции психоэмоционального состояния;
  • снятие психологических перегрузок;
  • развитие способностей к произвольному контролю;
  • повышение работоспособности;
  • сохранение здоровья.

Основные требования к применению кинезиологических упражнений:

  • понимание воздействия кинезиологических движений на мозг;
  • точное выполнение всех движений и приемов;
  • систематическое и кропотливое выполнение упражнений;
  • постепенное усложнение, увеличение объема, наращивание темпа;
  • доброжелательная атмосфера, положительный эмоциональный фон.

Рекомендации к применению кинезиологических упражнений.

Использование кинезиологических упражнений в структуре урока по предмету “Живой родник” зависит от решаемых задач.

Упражнения могут быть включены в начало, середину или конец урока.

Активизации всех систем организма, его настройке на работу способствует упражнение “Колечки” (см. приложение), положенное на стихотворную основу оно является идеальным на начальном этапе урока.

В первую половину урока рекомендуется включать кинезиологический развивающий комплекс, решающий большое количество задач психологического развития. Упражнения вводятся по одному, количество повторений одного упражнения от 6 до 10 раз. По освоению комплекса его следует выполнять 6-8 недель. После переходить к следующему комплексу. Таким образом, за учебный год возможно реализовать кинезиологический цикл. (Комплексы прилагаются.)

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающий) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальной деятельности.

Упражнения могут быть использованы целыми комплексами, отдельными упражнениями, в любом сочетании друг с другом.

Возможны варианты использования выученных упражнений комплекса между этапами урока, видами интеллектуальной деятельности (играми, заданиями). Тогда они дают не только развивающий эффект, но и являются профилактикой утомляемости. Особенно хороши для этих целей следующие упражнения:

“Перекрестно-параллельные шаги”, имеющее большое количество вариантов и сюжетных основ, “Медвежье покачивание”, “Слон” или “Ленивая восьмерка”, также имеющие много вариантов.

Во вторую половину урока рекомендуется включать упражнения, обеспечивающие энергитизацию мозга, гармонизацию психических процессов. Это упражнения “Массаж трех зон” или “Кнопки мозга”, “Яйцо”, “Дерево”, “Думательный колпак”.

Упражнение “Паровозик” рекомендуется включать в заключительную часть урока, либо после введения нового информационного блока, так как основная задача упражнения – интеграция нового опыта с прошлым.

Для уравновешивания психического состояния, эмоциональной регуляции подходят упражнения “Раздельное дыхание” и “Волшебная палочка”. Они могут быть включены в любую часть урока по мере необходимости.

Возможно объединение нескольких упражнений одной сюжетной основой: “Зоопарк”, “Петушиная зарядка”, “Превращение ребят в зверят (зайчиков, котят, щенков и др.)”. Это облегчает подход к сложному для дошколят виду интеллектуальной деятельности или игры, которые также могут находиться в едином сюжете.

В деятельность связанную с логикой, можно включать упражнения и даже, прерывать ее упражнениями. Творческую деятельность прерывать не рекомендуется.

Лучший “помощник” при разучивании и выполнении упражнений – рифмованный текст. Можно использовать стихи детских писателей, устное народное творчество, сочинять собственные рифмованные тексты.

Все предложенные рекомендации являются результатом многолетнего опыта работы преподавателей ОРЭР ДШИ г.Горячий Ключ. Кинезиологические упражнения используются в практике ОРЭР с 2003 года. За период применения были получены убедительные доказательства эффективности применяемого метода. Раскрываются заблокированные способности в области зрительного, слухового и кинестетического восприятия, повышается уровень интеллектуального и творческого развития. Так, по данным психологических обследований уровень интеллектуального развития повышается на 20-25 %, уровень развития произвольного внимания на 30-40 %. Воссоздающее и творческое воображение повышается на 50 %. Положительная динамика наблюдается в состоянии здоровья учащихся, улучшении настроения, самочувствия и желании учиться.

Таким образом, подобная практика оказывает положительное влияние на все сферы психологического развития и может быть рекомендована к применению в системе ОРЭР края.

Список использованной литературы:

  1. Вайтсайд Д., Стоке Г. “Единый мозг. Коррекция дислексических нарушений способностей к обучению и интеграции головного мозга”. – М.: Диалог-МГУ, 1996.
  2. Масгутова С.К., Гончарова С.М. “Образовательная кинезиология”. -М.: Восхождение, 1998.
  3. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Масунов О.П. “Кинезиологическая гимнастика против стрессов”. – Рязань, 2000.
  4. Сиротюк А.Л. “Коррекция развития интеллекта дошкольников”. – М., 2003.