1. Пояснительная записка
Каждый житель планеты должен осознать, что будущее связано с гармоничными отношениями человека и природы. И новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей должны создаваться и воспитываться с детства. Важным звеном в образовании являются экологическое образование и воспитание.
Задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы сформировать у детей определенный объем знаний о природе, способствовать осознанию значимости своей практической помощи природе.
Изучение природы ведется через практическую и исследовательскую деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение юных исследователей с природой.
Исследовательская деятельность позволяет применить теоретические знания учащихся на практике, а также способствует развитию самостоятельности и познавательного интереса детей.
Цели и задачи курса:
- ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия человека и природы;
- пополнить разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
- формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности и совершенствование исследовательских умений школьников;
- привлечения учащихся к исследовательской работе по охране, изучению и восстановлению лесов
- создание условий для профессионального самоопределения школьников;
2. Общая характеристика элективного курса:
– краткая характеристика:
В программу курса входят теоретические занятия в виде лекций и бесед, ведение сезонных наблюдений в природе, выполнение практических занятий, проведение опытных и научно-исследовательских работ.
Программа предусматривает: сотрудничество с лесными хозяйствами для ознакомления с достижениями науки и техники, встречи с ветеранами и передовыми тружениками лесного хозяйства.
– общий объем часов на изучение курса:
Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса, на ее изучение предполагается 34 часа
3. Основные требования к курсу “Исследуем лес”
Учащиеся должны знать:
- основные термины и понятия курса;
- основные древесные и кустарниковые породы;
- семена хвойных и лиственных пород деревьев;
- сроки и правила сбора лесосеменного сырья;
- сведения о лесных питомниках;
- правила лесопользования и охраны природы;
- главнейшие виды вредителей и болезни леса;
- правила безопасности;
Учащиеся должны уметь:
- навыки в работе с различными источниками информации, систематизации и обобщении полученных данных;
- работать в сотрудничестве с товарищами в рамках исследовательской деятельности;
- умение делать аргументированные выводы, соответствующие поставленной цели и решаемым задачам;
- охранять растения леса;
- предоставление отчетов работы в различных видах.
Тематическое планирование
№ |
Наименование тем |
Всего часов |
Лекция |
Практические и исследова тельские работы |
Семинар |
1 | Вводное занятие. | 2 |
1 |
1 |
|
Вводный инструктаж Происхождение зеленого мира. Понятие о лесных насаждениях. |
1 |
1 |
|||
Экскурсия в лес. | 1 |
1 |
|||
2 | Лес и лесные насаждения. | 6 |
|||
Жизненные формы растений и их строение. | 2 |
1 |
1 |
||
Основные свойства леса. Роль зеленых растений в жизни человека. | 2 |
2 |
|||
Практическая работа “Определение типов леса по лесорастительному покрову” | 1 |
1 |
|||
Заповедники и заказники Мордовии. | 1 |
1 |
|||
3 | Климатические, географические факторы и лес. Лесные почвы | 3 |
2 |
1 |
|
Географическое размещение лесов. | 1 |
1 |
|||
Основные виды лесных почв. Работа с атласами. | 2 |
1 |
1 |
||
4 | Лесотаксация. | 3 |
2 |
1 |
|
Условные и топографические знаки. Единицы измерения и учета лесной таксации. |
1 |
1 |
|||
Практическая работа “Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам.” | 2 |
2 |
|||
5 | Восстановление леса | 6 |
4 |
2 |
|
Основные способы восстановления леса. | 2 |
2 |
|||
Питомник и его структура. | 1 |
1 |
|||
Практическая работа “Выращивание посадочного материала в питомнике” | 2 |
2 |
|||
Порядок сбора, обработки и хранения семян. | 1 |
1 |
|||
6 | Уход за лесом | 3 |
2 |
1 |
|
Рубки и способы рубок. | 1 |
1 |
|||
Инвентарь для хранения и посадки саженцев | 1 |
1 |
|||
Трудовой десант. | 1 |
1 |
|||
7 | Животный мир леса | 4 |
2 |
2 |
|
Виды лесных животных | 1 |
1 |
|||
Вредные и полезные для леса звери. птицы и насекомые. | 1 |
1 |
|||
Определение видов животных по поврежденным растениям, древесине, по следам зимой. | 1 |
1 |
|||
Определение птиц по голосам | 1 |
1 |
|||
8 | Охрана леса | 4 |
2 |
2 |
|
Виды лесонарушений и ответственность. | 1 |
1 |
|||
Виды лесных пожаров. | 1 |
1 |
|||
Агитационный материал. Аншлаги, листовки-обращения. | 1 |
1 |
|||
9 | Учебно-исследовательская деятельность | 2 |
2 |
||
Исследовательская работа “Влияние автотранспорта на лесные насаждения” | 1 |
1 |
|||
Исследовательская работа “Ведение фенологических наблюдений за древесными растениями” | 1 |
1 |
|||
10 | Итоговый семинар | 1 |
1 |
Содержание программы
Тема №1 Вводное занятие – 2 ч.
Вводный инструктаж.
Происхождение зеленого мира. Понятие о лесных
насаждениях.
Экскурсия в лес.
Тема №2 Лес и лесные насаждения – 6 ч.
Жизненные формы растений и их строение.
Основные свойства леса. Роль зеленых растений в
жизни человека. Практическая работа
“Определение типов леса по лесорастительному
покрову”.
Заповедники и заказники Мордовии.
Тема №3 Климатические, географические факторы и лес. Лесные почвы – 3 ч.
Географическое размещение лесов. Основные виды лесных почв. Практическая работа с атласами.
Тема №4 Лесотаксация – 3 ч.
Условные и топографические знаки. Единицы
измерения и учета лесной таксации.
Практическая работа “Ориентирование на
местности по компасу, местным признакам,
топографическим и дорожным знакам”.
Тема №5 Восстановление леса – 6 ч.
Основные способы восстановления леса. Питомник
и его структура. Практическая работа
“Выращивание посадочного материала в
питомнике”.
Порядок сбора, обработки и хранения семян.
Тема №6 Уход за лесом – 3 ч.
Рубки и способы рубок. Инвентарь для хранения и посадки саженцев. Трудовой десант.
Тема №7 Животный мир леса– 4 ч.
Виды лесных животных. Вредные и полезные для
леса звери, птицы и насекомые.
Определение видов животных по поврежденным
растениям, древесине, по следам зимой.
Определение птиц по голосам.
Тема №8 Охрана леса – 4 ч.
Виды лесонарушений и ответственность. Виды лесных пожаров. Агитационный материал. Аншлаги, листовки-обращения.
Тема №9 Учебно-исследовательская деятельность – 2 ч.
Исследовательская работа “Влияние
автотранспорта на лесные насаждения”;
Исследовательская работа “Ведение
фенологических наблюдений за древесными
растениями”.
Итоговый семинар – 1 ч.
Литература
- Борчев А.А. Рассказы о зеленом друге. – М. Просвещение, 1955.
- Воронцов А.И. Лесозащита. М., Лесная промышленность, 1975.
- Вышегородских Н.В., Кочетаева Т.Н. Как создать школьное лесничество. Методическое пособие.
- Душин А.И.. По лесам и речным перекатам. – Саранск, 1974.
- Ливенцев В.П. Практикум по лесоводству. М. , Лесная промышленность, 1978.
- Методика оценки лесных культур дуба, переведенных в лесопокрытые земли. – М, ВНИИЛМ, 2001.
- Огиевский, В.В. Обследование и исследование лесных культур / В.В. Огиевский, А.А. Хиров. – М.: Лесная промышленность, 1964.
- Побединский, А.В. Изучение лесовосстановительных процессов / А.В. Побединский. – М.: Наука, 1966.