Из опыта работы по курсу "«Основы проектной деятельности» в рамках внеурочного обучения учащихся в 5-м классе"

Разделы: Внеклассная работа


На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям…” (ФГОС, 2010)
В настоящее время для получения хорошего образования недостаточно ограничиться рамками школьного учебника, а также разбираться в решении типовых задач. Нужно уметь использовать свои знания в нестандартных, требующих проявления творческих способностей ситуациях, в условиях неопределенности, когда неясно, какие знания и какой науки нужно использовать, не определен план действий, зачастую неизвестен и конечный результат поиска. В таких условиях сложно переплетаются логические и интуитивно-образные построения, приходится постоянно осмысливать и переосмысливать свои действия и действия других. В процессе поиска решений возникает необходимость преодоления интеллектуальных трудностей. Но только это преодоление приводит к оригинальному решению. Способность творчески мыслить – самая важная составляющая опыта проектной деятельности. Курс способствует решению выше перечисленных задач, а также позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Курс “Основы проектной деятельности” изучается в начале обучения в средней школе (5-й класс), является школьным компонентом базисного учебного плана в рамках внеурочной деятельности учащихся и ориентируется на достижение результатов I уровня. Курс предназначен для учащихся, которые в начальной школе обучались по стандарту первого поколения, переходя в основную школу, начинают обучение по стандарту второго поколения.

По своей структуре курс не является системным и сквозным курсом, а представляет собой отдельный модуль в целой системе проектных курсов, предназначенных для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 17 часов (0,5 часов в неделю) в 5-м классе. Поэтому учебно-методический комплекс курса подразумевает организацию занятий в достаточно короткие сроки. Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части (1:3) определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.

Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание.

Проект – это пять “П”: проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Тема должна представлять интерес для ученика. Желательно не предлагать детям готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать возможность учащимся обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать.

Обычно при выборе тем используется следующий порядок действий:

  • знакомство класса с общей темой;
  • выбор подтем (областей знания);
  • сбор информации;
  • выбор темы проекта;
  • выбор проектного продукта.

В теме должна быть заложена какая– то проблема, вопрос или тайна. Название должно выражать главную идею, должно быть коротким, ёмким по содержанию и максимально индивидуальным.

Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов.

Этап 1.

Подготовительный

– определение темы, целей проекта и конечного продукта
Этап 2.

Планирование

– уточнение количества участников
– формирование групп
– распределение обязанностей
– определение источника информации
– ознакомление с критериями результатов
– составление оптимального плана работы
Этап 3.

Реализация проекта

– сбор и обработка информации
– решение возникающих вопросов и проблем
– корректирование планирования (по необходимости)
– оформление документации проекта
Этап 4.

Презентация (представление) проекта

– представление результатов проекта аудитории( экспертной комиссии)
– ответы на вопросы
– интерпретация полученных результатов
Этап 5.

Осмысление и оценка проекта

– подведение итогов
– оценка итоговых и промежуточных результатов
– самоанализ работы в группах

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты, окружающие их.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.

Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Полнота содержания – курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания – курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.

Практическая направленность содержания – содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 17 часов в течение любого времени в рамках предмета по выбору школы, во внеклассной и внешкольной работе.

Основными методами обучения являются: проблемный, частично – поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.

Формы учебных занятий: теоретические: семинар, комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.

Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.

Для регулярного контроля на учащихся заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл (педагог, использующий данный курс может сам выбрать систему оценивания): 3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме); 2 – средний (выполнил с помощью преподавателя); 1 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок); 0 – очень низкий (не выполнил). Каждый учащийся ведёт “Дневник работы над проектом”. Для отслеживания результатов можно использовать мини-тесты, различные виды диагностических заданий, рефлексивные предложения и др. Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы – группового проекта. Если учащийся не пожелает работать над групповым проектом, его зачетной работой может стать персональный проект.

Учебно-тематический план

Наименование занятий

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Проектный продукт занятия

1 Знакомство с понятием “Учебный проект”. Стартовый проект

2

Беседа

Знакомство с ТК, памяткой, оценочным листом. Групповая работа над проектом

Стартовый проект
2 Алгоритм работы над учебным проектом.

2

Работа с ТК.

Презентация проекта башни.

Итоговая таблица
3 Типы проектов.

1

Групповая работа по классификации проектов.

Презентации буклетов

Схема,

буклет

4 Ситуация и проблема.

Постановка цели.

Формулирование темы.

2

Беседа.

Групповая работа над постановкой проблемы, цели, темы.

Выбор темы группового проекта
5 Планирование деятельности.

Формулирование задач.

Ресурсы проекта.

1

Беседа.

Групповая работа над формулированием задач и определением шагов. Выявление ресурсов.

Эссе
6 Реализация плана проекта.

2

Групповая работа с ресурсами, реализация проекта

Групповой проект
7 Структура проекта.

Оформление письменной части проекта.

2

Беседа.

Написание памятки.

Письменная часть проекта
8 Оценивание проекта.

1

Беседа.

Групповая работа по оцениванию собственного проекта.

Оценочный лист группового проекта
9 Защита проекта. Презентация проекта и проектного продукта.

2

Беседа

Работа с ТК. Презентация групповых проектов.

Оценивание других проектов.

Оценочные листы проектов других групп
10 Анализ проекта

2

Беседа.

Написание эссе

Рефлексия

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

Образовательные ресурсы к курсу

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом “Фёдоров”. Издательство “Учебная литература”, 2006.
  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство “Учебная литература”, 2007.
  3. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство “Аркти”, 2006.
  4. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты…проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие.под редакцией Н.А.Сёминой. Ростов н/Д: Легион, 2013.
  5. Ступицкая М.А. Материалы курса “Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся”: лекции 1-8. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2009.
  6. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.
  8. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом “Корифей” – Волгоград, 2007.

Мультимедиаресурсы.