На этапе основного общего среднего
образования происходит включение обучающихся в
проектную и исследовательскую деятельность,
основу которой составляют такие учебные
действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперимент, делать выводы и умозаключения,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать
определения понятиям…” (ФГОС, 2010)
В настоящее время для получения хорошего
образования недостаточно ограничиться рамками
школьного учебника, а также разбираться в
решении типовых задач. Нужно уметь использовать
свои знания в нестандартных, требующих
проявления творческих способностей ситуациях, в
условиях неопределенности, когда неясно, какие
знания и какой науки нужно использовать, не
определен план действий, зачастую неизвестен и
конечный результат поиска. В таких условиях
сложно переплетаются логические и
интуитивно-образные построения, приходится
постоянно осмысливать и переосмысливать свои
действия и действия других. В процессе поиска
решений возникает необходимость преодоления
интеллектуальных трудностей. Но только это
преодоление приводит к оригинальному решению.
Способность творчески мыслить – самая важная
составляющая опыта проектной деятельности. Курс
способствует решению выше перечисленных задач, а
также позволяет реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный,
личностно-ориентированный, деятельностный
подходы.
Курс “Основы проектной деятельности” изучается в начале обучения в средней школе (5-й класс), является школьным компонентом базисного учебного плана в рамках внеурочной деятельности учащихся и ориентируется на достижение результатов I уровня. Курс предназначен для учащихся, которые в начальной школе обучались по стандарту первого поколения, переходя в основную школу, начинают обучение по стандарту второго поколения.
По своей структуре курс не является системным и сквозным курсом, а представляет собой отдельный модуль в целой системе проектных курсов, предназначенных для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 17 часов (0,5 часов в неделю) в 5-м классе. Поэтому учебно-методический комплекс курса подразумевает организацию занятий в достаточно короткие сроки. Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части (1:3) определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.
Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание.
Проект – это пять “П”: проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Тема должна представлять интерес для ученика. Желательно не предлагать детям готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать возможность учащимся обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать.
Обычно при выборе тем используется следующий порядок действий:
- знакомство класса с общей темой;
- выбор подтем (областей знания);
- сбор информации;
- выбор темы проекта;
- выбор проектного продукта.
В теме должна быть заложена какая– то проблема, вопрос или тайна. Название должно выражать главную идею, должно быть коротким, ёмким по содержанию и максимально индивидуальным.
Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов.
Этап 1. Подготовительный |
– определение темы, целей проекта и конечного продукта |
Этап 2. Планирование |
– уточнение количества участников – формирование групп – распределение обязанностей – определение источника информации – ознакомление с критериями результатов – составление оптимального плана работы |
Этап 3. Реализация проекта |
– сбор и обработка информации – решение возникающих вопросов и проблем – корректирование планирования (по необходимости) – оформление документации проекта |
Этап 4. Презентация (представление) проекта |
– представление результатов проекта
аудитории( экспертной комиссии) – ответы на вопросы – интерпретация полученных результатов |
Этап 5. Осмысление и оценка проекта |
– подведение итогов – оценка итоговых и промежуточных результатов – самоанализ работы в группах |
Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты, окружающие их.
Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.
Новизна
программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.
Полнота содержания – курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Инвариантность содержания – курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.
Практическая направленность содержания – содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.
Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 17 часов в течение любого времени в рамках предмета по выбору школы, во внеклассной и внешкольной работе.
Основными методами обучения являются: проблемный, частично – поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.
Формы учебных занятий: теоретические: семинар, комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.
Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.
Для регулярного контроля на учащихся заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл (педагог, использующий данный курс может сам выбрать систему оценивания): 3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме); 2 – средний (выполнил с помощью преподавателя); 1 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок); 0 – очень низкий (не выполнил). Каждый учащийся ведёт “Дневник работы над проектом”. Для отслеживания результатов можно использовать мини-тесты, различные виды диагностических заданий, рефлексивные предложения и др. Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы – группового проекта. Если учащийся не пожелает работать над групповым проектом, его зачетной работой может стать персональный проект.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование занятий |
Кол-во часов |
Деятельность учащихся |
Проектный продукт занятия |
1 | Знакомство с понятием “Учебный проект”. Стартовый проект | 2 |
Беседа Знакомство с ТК, памяткой, оценочным листом. Групповая работа над проектом |
Стартовый проект |
2 | Алгоритм работы над учебным проектом. | 2 |
Работа с ТК. Презентация проекта башни. |
Итоговая таблица |
3 | Типы проектов. | 1 |
Групповая работа по классификации проектов. Презентации буклетов |
Схема, буклет |
4 | Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы. |
2 |
Беседа. Групповая работа над постановкой проблемы, цели, темы. |
Выбор темы группового проекта |
5 | Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы проекта. |
1 |
Беседа. Групповая работа над формулированием задач и определением шагов. Выявление ресурсов. |
Эссе |
6 | Реализация плана проекта. | 2 |
Групповая работа с ресурсами, реализация проекта |
Групповой проект |
7 | Структура проекта. Оформление письменной части проекта. |
2 |
Беседа. Написание памятки. |
Письменная часть проекта |
8 | Оценивание проекта. | 1 |
Беседа. Групповая работа по оцениванию собственного проекта. |
Оценочный лист группового проекта |
9 | Защита проекта. Презентация проекта и проектного продукта. | 2 |
Беседа Работа с ТК. Презентация групповых проектов. Оценивание других проектов. |
Оценочные листы проектов других групп |
10 | Анализ проекта | 2 |
Беседа. Написание эссе |
Рефлексия |
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Образовательные ресурсы к курсу
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом “Фёдоров”. Издательство “Учебная литература”, 2006.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство “Учебная литература”, 2007.
- Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство “Аркти”, 2006.
- Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты…проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие.под редакцией Н.А.Сёминой. Ростов н/Д: Легион, 2013.
- Ступицкая М.А. Материалы курса “Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся”: лекции 1-8. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2009.
- Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. – Ярославль: Академия развития, 2008.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.
- Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом “Корифей” – Волгоград, 2007.
Мультимедиаресурсы.