Обобщающий урок русского языка по теме "Имя прилагательное". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Предлагаемый урок русского языка является заключительным в системе уроков по теме “Имя прилагательное”, предполагает повторение и обобщение пройденного материала по данной теме, построен на краеведческом материале с использованием толковых словарей.

Цели урока:

  • закрепить знания по теме “Имя прилагательное” и подготовиться к контрольной работе;
  • повторить различные виды разбора слов;
  • познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина на краеведческом материале.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово. (Запись темы урока. Объяснение целей и задач.)

II. Работа с текстом, выведенным на доску. Чтение текста.

В двух километрах от села Берново стоит деревенька Павловское. В 1828 году А.С.Пушкин впервые приехал сюда в гости к Павлу Ивановичу Вульфу. Поэт предпочитал останавливаться в скромном доме Павла Ивановича, а не в роскошных апартаментах его брата в Бернове. Павловское приглянулось Пушкину. Эта деревня уютна и живописна.

Шумит под легким ветерком стари…ый парк,. утр….ее солнце освещает огромные лиственницы. До сих пор они хранят память о великом поэте. Бежит говорливая речка Тьма. Низко склонились к ней прибрежные заросли, отражаясь в сереб…ой глади воды. А вокруг – необъятные заливные луга и песч…ые косогоры.

Здесь все проникнуто поэзией. Много лет назад эти неброские эти пейзажи, словно в волшебном зеркале, отразились в стихах, которые каждый из нас бережно хранит в своем сердце.

Мы обращаемся к поэзии Пушкина несчетное число раз, и она пробуждает в нас тягу к необычному, сказочному, доброму. Берегите все, что связано с именем великого поэта!

  • Озаглавьте текст. Какова его главная мысль? К какому стилю речи можно его отнести?
  • Какое незнакомое слово встретилось в тексте? (Апартаменты). Разъяснить значение слова по словарю. Сделать фонетический разбор этого слова.
  • Найдите прилагательные с приставкой -НЕ-. Докажите, что их надо писать слитно. Выпишите их и подберите синонимы. Сделать морфемный разбор слова НЕОБЪЯТНЫЙ.

Необъятный – огромный, беспредельный, безграничный.
Неброский – малозаметный, скромный.
Несчетное – бесчисленное, безмерное.
Необычный – особенный, своеобразный, исключительный.

  • Выпишите прилагательные с пропущенными буквами, объясните правописание суффиксов.

Утреннее, серебряой, песчаные, прибрежные.

  • Сделать синтаксический разбор предложения ЭТА ДЕРЕВНЯ УЮТНА И ЖИВОПИСНА. Какова роль прилагательных в этом предложении?
  • Игра “третий лишний”.
  • На доске записаны слова. Какое слово на строке лишнее и почему? Вставьте пропущенные буквы и сгруппируйте прилагательные правильно.

Былин…ый, длин…ый, лед…ой.

Клюквен…ый, туман…ый, тыквен…ый.

Орли…ый, багря…ый, глин…ый.

Петуши…ый, звери…ый,соломен…ый.

  • К какому разряду относятся прилагательные ЛЕБЕДИНЫЙ, ЗВЕРИНЫЙ, ОРЛИНЫЙ? Запишите по два словосочетания, в которых эти прилагательные употребляются в прямом и в переносном значении.

Орлиный клюв – орлиный взгляд.
Петушиный крик – петушиный характер.
Звериный рев – звериный облик.

III. Подведение итогов урока. Домашнее задание.