Цель занятия: формировать умение находить и видеть на картине В. Поленова “Московский дворик” то, что изображено, и реконструировать то, что вышло за рамки изображения в совместной деятельности по рассматриванию и описанию репродукции.
Задачи урока:
- Познакомить школьников с картиной В. Поленова “Московский дворик” и выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.
Оборудование: пособие “Музей в твоём классе”, лупы, круглые и прямоугольные рамки, презентация к занятию по картине В. Поленова “Московский дворик”.
Универсальные учебные действий:
Личностные УУД:
Будут сформированы:
- Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с живописью Поленова.
Регулятивные УУД:
Научится:
- Определять цель на занятии с помощью учителя
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Получит возможность научиться:
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД:
Научится:
- Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями;
- Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
- Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения;
- Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
- Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
- Оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы;
- Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Получит возможность научиться:
- Различать некоторые приёмы передачи перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя картины в целом;
- Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД:
Научится:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственными;
- Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- Задавать вопросы.
Получит возможность научиться:
- Последовательно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Планируемые результаты занятия:
Воспитательные результаты первого уровня (приобретение исторических знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Ученик научится:
- внимательно рассматривать и устно описывать живописную картину, называя автора, определяя тему и настроение картины;
- оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.
Ученик получит возможность научиться
- пробовать себя в роли экскурсовода.
Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
У ученика будут сформированы:
- познавательный интерес к изучению живописных произведений искусства;
- опыт рассматривания и анализа живописных картин;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картинами В. Поленова.
Элементы здоровьесбережения: настрой и практическое выполнение физкультурных заданий.
Этапы урока |
Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент | Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок. | Сейчас у нас очередное занятие “Музей в
твоём классе” Я приглашаю вас учиться, – Что можете пожелать друг другу на уроке? |
Предполагаемые ответы: – Нам нужно работать дружно, быть внимательными, помогать друг другу |
КУУД |
2. Определение темы урока. | Определить тему урока | Определить тему урока нам помогут
строчки “Москва, как много в этом звуке – О каком городе будем говорить? Что вы видите, слышите, чувствуете, когда говорим Москва? – Что мы рассматриваем на занятиях “Музей в твоём классе”? |
О Москве, об истории,… | РУУД |
– Поднимите руку, кто был в Москве (А хотели бы побывать?)– А гулять во двор выходили? – Тогда вы, возможно, узнаете дворик, в котором жил Василий Поленов Значит, о чем мы с вами будем говорить на занятии? Итак, тема нашего урока картина Василия Поленова “Московский дворик” | Большой город. Красная площадь. О
картине про Москву. Поднимают руки, кто был в Москве. Картина В.Поленова “Московский дворик”. |
|||
3. Постановка целей урока. Мотивация. | Формировать положительную учебную
мотивацию. Определить цель урока |
– Какие цели вы поставите на это
занятие? Цель: Сегодня на занятии кружка мы продолжим вместе с вами учиться рассматривать репродукции картин, находить детали с помощью инструментов, определять тему и настроение картины В. Поленова “Московский дворик”, высказывать свои наблюдения и выводы. Работать будете в группах, помогая друг другу Вспомните правила работы в группе (слайд) Давайте договоримся, что будете передавать предметы-помощники (лупу, круглую и прямоугольную рамки) по очереди. Показали и передали. Результат: В конце занятия вы должны будете назвать автора и название картины, высказать мнение группы о картине, попробовать себя в роли экскурсовода. |
Определяют цель урока. – Познакомиться с новой картиной нового художника.
|
РУУД |
4. Первый этап обращения к картине | Составить общее, целостное впечатление от картины | Посмотрите, пожалуйста, на картину
Василия Поленова “Московский дворик”. – Что вы видите на переднем плане картины? Что нарисовано на заднем плане картины? |
Видим детей, растения, животных | РУУД |
– Как вам кажется, жизнь в этом дворе
больше напоминает жизнь в деревне или в городе? – Видели ли вы в Москве такой дворик? Почему? |
В деревне – Ребята объясняют почему не видели: в настоящее время нет таких построек в Москве. Дети одеты не так, как мы привыкли видеть. |
|||
5. Знакомство с художником-автором картины | Василий Дмитриевич Поленов написал эту картину в 1878 году, когда вернулся в Москву из путешествия по разным странам. Это больше 100 лет назад. Во время путешествия Поленов очень скучал по родине. Вернувшись в Москву, он обрадовался родным, радующим душу местам и решил сразу выразить свои чувства на картине, которую назвал “Московский дворик” | . | ПУУД | |
6. Второй этап – подробное рассматривание. | Подробное рассматривание | – Ребята, докажите, что на картине доказывает, что это город? | За забором много домов, храмы и колокольни | П УУД |
– Двор, который изобразил художник, большой или маленький? | Маленький, для большого города. | |||
– Здесь есть где побегать и поиграть детям? | Показывают маршруты. Да |
|||
– Где можно спрятаться в этом дворе, если играть в прятки? | За постройками | |||
– С помощью круглой рамки покажите
детей, играющих с котёнком (или щенком) – Можно посмотреть с помощью лупы. – Покажите плачущую малышку. |
Определяют кто на рисунке. | |||
– Подумайте, если девочка плачет,
то…(почему). Она упала? |
Зовёт старшую сестру. | |||
– Про неё забыли? Покажите старшую
сестру. –Всех ли детей на картине мы показали? |
Показывают рамкой старшую сестру. | |||
– На что отвлеклась её старшая сестрёнка? | Рассматривает цветок, гадает | |||
–Какой цветок она рассматривает? Рассмотрите это при помощи лупы. | Ромашку с лупой. | |||
– Много ли таких цветков растёт
рядом? –А через дорожку? Покажите их с помощью круглой рамки. – Где ещё можно увидеть в этом дворе цветущие растения? Покажите их с помощью круглой рамки |
Круглой рамкой показывают ромашки Показывают цветущие растения круглой рамкой репейник в левом нижнем углу картины и конский щавель около сарая |
|||
Физминутка здоровьесбережение | – А сейчас встаньте и вместе с девочкой
попробуйте почувствовать запах ромашки Знаете ли вы, что: Цветы ромашки употребляют в виде чая при детских болезнях при болях в животе, спазмах желудка, при простудных заболеваниях Корни используют как отхаркивающее средство. – У нас сейчас нет ромашки, но можем позаботиться о своём здоровье |
Учащиеся выполняют движения (вдыхают запах ромашки) | ПУУД | |
Сделаем массаж головы: разотрём ладошки
и тёплыми пальчиками помассируем голову. Вымоем
руки, стряхнём. Снова разотрём ладошки и погладим
ушки, чтобы внимательно слушали. Помассируем
край ушей. Отогнём верхний край и отпустим. Опять
вымоем руки и стряхнём. Сейчас возвращаемся к А. сейчас возвращаемся к растениям на картине |
Массаж головы | ЛУУД | ||
Какие растения мы увидели и рассмотрели на картине? | Ромашки, деревья, конский щавель и лопух (репейник) | ПУУД | ||
Каких животных вы видите на картине? Покажите с помощью круглой рамки лошадку. Покажите курочек. Покажите птиц в небе. – А заметили ли вы птицу на высокой березе? |
Показывают лошадку, курочек, птиц | |||
– Как вы думаете, дети играют во дворе одни или за ними присматривает кто-то из взрослых? | Присматривают | |||
– Кто же это может быть? | Возможно мама. | |||
Покажите её фигуру малой круглой рамкой | Показывают при помощи рамки | |||
Итак, расскажите, что мы рассмотрели на картине. О чём, нарисованном на картине, мы не говорили? | Что расположено за забором: храмы | |||
Что нам помогают услышать храмы? | Звон колоколов | |||
В народе говорят, что звон колоколов помогает отгонять все недоброе, злое. Поэтому, что мог чувствовать автор картины? | Чувство умиротворения и спокойствия | |||
– Какое время суток изображено на
картине? Да на картине начало дня и не очень жарко. Это тоже помогает почувствовать радостное чувство возвращения на родину, комфорта |
Скорее всего утро, начало дня | |||
7. Третий этап обращения к картине | Вновь обращаемся к целостному впечатлению, названию картины. | – Посмотрите на картину. Подумайте и расскажите, чему радовался автор. "Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит", – писал художник. | Родному, уютному, прогретому солнцем уголку тихой жизни | РУУД |
РАБОТАЕМ В ГРУППЕ Вам надо в группе
приготовить сообщение по картине. Для этого вам
помогут вопросы:
|
Дети готовят ответы на вопросы кудахчут куры, плачет ребенок, колокольный звон, жужжат стрекозы, шмели и мухи, скрипит ведро в руках у бабы, перебирает ногами или жует траву лошадка и т. д.) трава, цветы: мальвы, ромашки, прогретые доски колодца и забора, пахнет лошадкой, курами, навозом и т.д.) колодец, лошадка, куры, выгоревшие на солнце детские головки, большое пространство, поросшее травой). |
|||
Можно начать так: “Сегодня мы
рассматривали репродукцию картины ……………………
. Она вызвала во мне ощущение…………………………….
Больше всего ……… “Перед нами картина……………….
Художник хотел……………………. . Автор …………………
Мне она понравилась (или не понравилась)………. 3)
Выслушаем ваши суждения. Выскажите своё мнение о
прослушанных выступлениях. С чем согласны? (Не
согласны?). Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, расположенную в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. На картине же мы видим характерную для XVIII – XIX веков застройку. Главной градостроительной единицей Москвы были не улицы и площади, а дом и двор. Старые московские особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами с плодовыми деревьями и надворными постройками. Эти “дворянские гнезда” были моделью традиционного деревенского быта, поэтому Москву часто называли “большой деревней”. Поленов создал образ, полный покоя и умиротворенности. |
||||
Игра | Попробуйте обойти весь дворик,
попутешествовать внутри картины. Только при
одном условии. Ходить можно только по дорожкам. Каждая группа должна показать свой маршрут и описать его, используя слова: слева, |
Я стою на дорожке в правом нижнем углу картины… | РУУД | |
Словесное рисование | Распределите в группе, что бы каждый из вас нарисовал для репродукции данной картины. | Выбирают участки картины для последующего рисования. | ||
Расскажите, как вам работалось в группе? у вас были наблюдатели. прослушаем их. Как работал каждый ученик вашей группы. | Рассказывают. | КУУД | ||
5. Итог занятия. Рефлексия |
Чему хотели научиться на уроке? Чему учились на занятии? Назовите автора и название картины? – Достигли ли намеченных целей? – Как работал каждый из вас? – Можем ли похвалить себя? – Кто хочет попробовать себя в роли экскурсовода? – Какое настроение у вас к концу урока? |
Подводят итог урока. Оценивают свою работу на уроке. |
РУУД |