Цели урока:
- создать условия для формирования представления о трёх склонениях имён существительных в единственном числе;
- научить определять склонение имён существительных.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
- понимать что такое склонение;
- уметь определять склонение имён существительных в предложении.
- знать, как определяется склонение по окончаниям имён существительных.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь различать склонения имён существительных по категории рода и окончанию, уметь определять границы предложений; уметь проверять правильность написания слов и предложений, обучение потребности составления алгоритма, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки с текстами.
Методы: исследовательский, деятельностный подход.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
(На фоне гимна Олимпиады)
Началась Олимпиада.
Вся Россия очень рада!
Спорт — великая наука.
Не легко ее учить.
Надо очень потрудиться,
Чтоб награду получить.
– Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему олимпийскому уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на доску. Что записано на доске?
– Работаем в тетради (минутка чистописания).
О О О О
Ол Оли Олим Олимп Олимпи Олимпиа Олимпиад Олимпиада
2. Актуализация знаний.
– Мы, как настоящие спортсмены, будем соревноваться. У каждой команды будет свой талисман (Леопард, Медвежонок, Зайка — символы олимпиады).
1. Игра “Видел и слышал”.
На доске заранее записаны слова в столбик под названием “видел”. Запись закрыта.
– Сейчас вы прочтете с доски шесть слов и столько же, но других слов услышите от меня. Надо постараться запомнить и те и другие слова. Слайд.
Учитель показывает первое слово, ребята про себя читают его. После прочтения учитель произносит другое слово (то, что предназначено для слухового запоминания) и т.д. Дети записывают слова по памяти в любом порядке в два столбика.
“Видел” | “Слышал” | |
1. биатлон | гонка | |
2. бобслей | спуск | |
3. катание | фигуристка | |
4. хоккей | шайба | |
5. сноуборд | доска | |
6. олимпиада | медаль |
2) Самопроверка.
Открывается запись на слайде. Дети дописывают слова, которых не хватает.
– Кто записал все слова, поставьте “+”. Подсчитаем количество правильно выполненных заданий по командам.
– Что вы можете сказать об этих словах? (Существительные единственного числа в именительном падеже).
– На какие группы можете разделить эти слова? (Одушевленные и неодушевленные)
– Назовите одушевленные имена существительные. (По роду: мужской, женский и средний род)
– Назовите имена существительные женского рода; мужского рода; среднего рода. (По окончанию: -а -я, -о -е, нулевое)
– Выделите окончания.
– Почему все существительные стоят в единственном числе, именительном падеже, а окончания у них разные? (зависит от рода)
3. Постановка учебной задачи.
1) Игра “Запомни”.
Слайд.
– Прочитайте и запомните слова. (Дети читают эти слова, затем воспроизводят слова по памяти устно).
(Падеж, род, существительное, склонение, число, предмет, вопрос)
– Что мы на данный момент можем определить у этих слов? (падеж, род, число, задать вопрос)
– А что, не можем определить у этих существительных? (склонение)
– Почему? (Мы не знаем, что такое склонение)
– А что ещё мы не знаем? (Мы не знаем, сколько склонений у существительных; мы не знаем, какие существительные к какому склонению относятся)
– Определите тему нашего урока. (Cклонение имен существительных)
– Что мы хотели бы узнать на уроке? (Узнать, сколько склонений у имен существительных; научиться определять склонение имен существительных)
4. Открытие нового знания.
1. – Где мы можем узнать значение слова “склонение”? (в толковом словаре, у учителя, в Интернете) Слайд.
С.И. Ожегов
– Попробуем сделать это определение проще.
– Что изменяет форму слова? (окончание)
– Как по-другому сформулировать определение? Что такое склонение?
2. – Как вы думаете, сколько склонений у имен существительных?
Высказывания детей.
– Чтобы узнать, сколько склонений у имён существительных, выполним задание.
– Просклоняйте имена существительные.
– Напомню правила сотрудничества
- Терпеливость
- Доброжелательность
- Общий результат зависит от твоей работы
3. Работа в группах.
вода, земля, дядя.
стол, озеро, море.
степь, мышь
4. Проверка. Слайд.
Дети называют слова и окончания. Учитель фиксирует окончания на доске.
– За работу в группе поставьте себе “+”. Подсчитаем количество “+” по командам.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
|
И.п. |
-а, -я |
–, -о, -е |
-- |
– Посмотрите на окончания в словах. Какой вывод вы можете сделать? (у существительных 1 группы, 2 группы и 3 группы одинаковые окончания)
– Сколько групп образовалось? (3)
– Какие существительные будут относиться к 1-ому склонению? Ко 2-ому склонению? К 3-ему склонению?
– Как определить склонение имен существительных? (надо поставить имя существительное в именительный падеж, единственное число, определить род, выделить окончание)
– Попробуем составить кластер. (работа в группах)
Дети (по одному представителю от группы) защищают составленный кластер. Выбирается лучший детский или учитель предлагает свой.
Слайд.
– За работу поставьте себе “+”. Подсчитаем количество “+” по командам.
5. Первичное закрепление.
1) Фронтальная работа.
– Откройте учебники на странице 89
– Прочитайте вывод под жёлтой галочкой.
– Что бы вы хотели добавить в этот вывод? Иллюстрирую прочитанное.
2) Самостоятельная работа.
– А сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал.
– Определите склонение каждого существительного. Напишите существительные в три столбика – по склонениям.
Речка, дерево, мебель, парта, солнце, слог, конь, речь, лист, помощь, семья, дедушка, деревня, ель, радость.
3) Самопроверка по эталону. Слайд.
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
речка парта семья дедушка деревня |
дерево солнце слог конь лист |
мебель речь помощь ель радость |
– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
– Кто сделал все верно, поставьте на полях тетради “+”. Подсчитаем количество правильно выполненных заданий по командам.
– Кто ошибся? Почему?
4) Физкультминутка.
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.
6. Включение нового знания в систему знаний.
1) Работа по карточкам.
– А сейчас посмотрите задания на карточках. Выберите себе то задание, которое вам подходит.
Спишите предложения, у имён существительных определите склонение. | Обозначьте границы предложений. Спишите, у имён существительных определите склонение. |
Игры в Сочи пройдут в уникальной климатической зоне: здесь теплое море соседствует со снежными вершинами, склоны которых давно стали популярным местом отдыха. | Горный спасатель-альпинист Леопард живет в кроне огромного дерева, которое растет на самой высокой скале он всегда готов прийти на помощь у Леопарда веселый нрав |
2) Проверка.
1 группа – самопроверка по эталону
Игра – 1 скл., зона – 1 скл., море – 2 скл., вершина – 1 скл., склон – 1 скл., место – 2 скл., отдых – 2 скл.
2 группа – взаимопроверка.
Дети зачитывают предложение, называют существительные и склонение.
– Кто выполнил своё задание без ошибок?
– Кто сделал все верно, поставьте на полях тетради “+”. Подсчитаем количество правильно выполненных заданий по командам.
7. Рефлексия деятельности.
– Какую задачу ставили?
– Удалось ли решить поставленную задачу?
– Какие получили результаты? Подсчитаем количество правильно выполненных заданий по командам. Определим победителя.
– Передаём олимпийский флаг и оцениваем свою деятельность на уроке.
– А поможет вам в оценке карточка
узнал, открыл для себя научился, смог могу похвалить себя за ... |
8. Домашнее задание. Слайд.
1 уровень | 2 уровень |
с. 89, упр. 154 | с. 90, упр. 156 |