Урок русского языка по теме "Три склонения имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • создать условия для формирования представления о трёх склонениях имён существительных в единственном числе;
  • научить определять склонение имён существительных.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

  • понимать что такое склонение;
  • уметь определять склонение имён существительных в предложении.
  • знать, как определяется склонение по окончаниям имён существительных.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: уметь различать склонения имён существительных по категории рода и окончанию, уметь определять границы предложений; уметь проверять правильность написания слов и предложений, обучение потребности составления алгоритма, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.

Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки с текстами.

Методы: исследовательский, деятельностный подход.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

(На фоне гимна Олимпиады)

Началась Олимпиада.
Вся Россия очень рада!
Спорт — великая наука.
Не легко ее учить.
Надо очень потрудиться,
Чтоб награду получить.

– Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему олимпийскому уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на доску. Что записано на доске?

– Работаем в тетради (минутка чистописания).

О О О О

Ол Оли Олим Олимп Олимпи Олимпиа Олимпиад Олимпиада

2. Актуализация знаний.

– Мы, как настоящие спортсмены, будем соревноваться. У каждой команды будет свой талисман (Леопард, Медвежонок, Зайка — символы олимпиады).

1. Игра “Видел и слышал”.

На доске заранее записаны слова в столбик под названием “видел”. Запись закрыта.

– Сейчас вы прочтете с доски шесть слов и столько же, но других слов услышите от меня. Надо постараться запомнить и те и другие слова. Слайд.

Учитель показывает первое слово, ребята про себя читают его. После прочтения учитель произносит другое слово (то, что предназначено для слухового запоминания) и т.д. Дети записывают слова по памяти в любом порядке в два столбика.

“Видел” “Слышал”
1. биатлон гонка
2. бобслей спуск
3. катание фигуристка
4. хоккей шайба
5. сноуборд доска
6. олимпиада медаль

2) Самопроверка.

Открывается запись на слайде. Дети дописывают слова, которых не хватает.

– Кто записал все слова, поставьте “+”. Подсчитаем количество правильно выполненных заданий по командам.

– Что вы можете сказать об этих словах? (Существительные единственного числа в именительном падеже).

– На какие группы можете разделить эти слова? (Одушевленные и неодушевленные)

– Назовите одушевленные имена существительные. (По роду: мужской, женский и средний род)

– Назовите имена существительные женского рода; мужского рода; среднего рода. (По окончанию: -а -я, -о -е, нулевое)

– Выделите окончания.

– Почему все существительные стоят в единственном числе, именительном падеже, а окончания у них разные? (зависит от рода)

3. Постановка учебной задачи.

1) Игра “Запомни”.

Слайд.

– Прочитайте и запомните слова. (Дети читают эти слова, затем воспроизводят слова по памяти устно).

(Падеж, род, существительное, склонение, число, предмет, вопрос)

– Что мы на данный момент можем определить у этих слов? (падеж, род, число, задать вопрос)

– А что, не можем определить у этих существительных? (склонение)

– Почему? (Мы не знаем, что такое склонение)

– А что ещё мы не знаем? (Мы не знаем, сколько склонений у существительных; мы не знаем, какие существительные к какому склонению относятся)

– Определите тему нашего урока. (Cклонение имен существительных)

– Что мы хотели бы узнать на уроке? (Узнать, сколько склонений у имен существительных; научиться определять склонение имен существительных)

4. Открытие нового знания.

1. – Где мы можем узнать значение слова “склонение”? (в толковом словаре, у учителя, в Интернете) Слайд.

С.И. Ожегов

– Попробуем сделать это определение проще.

– Что изменяет форму слова? (окончание)

– Как по-другому сформулировать определение? Что такое склонение?

2. – Как вы думаете, сколько склонений у имен существительных?

Высказывания детей.

– Чтобы узнать, сколько склонений у имён существительных, выполним задание.

– Просклоняйте имена существительные.

– Напомню правила сотрудничества

  1. Терпеливость
  2. Доброжелательность
  3. Общий результат зависит от твоей работы

3. Работа в группах.

вода, земля, дядя.
стол, озеро, море.
степь, мышь

4. Проверка. Слайд.

Дети называют слова и окончания. Учитель фиксирует окончания на доске.

– За работу в группе поставьте себе “+”. Подсчитаем количество “+” по командам.

 

1 группа

2 группа

3 группа

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

-а, -я
-ы, -и

-у, -ю
-ой, -ей

–, -о, -е
-а, -я
-у, -ю
--, -о, -е
-ом, -ем

--


--

– Посмотрите на окончания в словах. Какой вывод вы можете сделать? (у существительных 1 группы, 2 группы и 3 группы одинаковые окончания)

– Сколько групп образовалось? (3)

– Какие существительные будут относиться к 1-ому склонению? Ко 2-ому склонению? К 3-ему склонению?

– Как определить склонение имен существительных? (надо поставить имя существительное в именительный падеж, единственное число, определить род, выделить окончание)

– Попробуем составить кластер. (работа в группах)

Дети (по одному представителю от группы) защищают составленный кластер. Выбирается лучший детский или учитель предлагает свой.

Слайд.

– За работу поставьте себе “+”. Подсчитаем количество “+” по командам.

5. Первичное закрепление.

1) Фронтальная работа.

– Откройте учебники на странице 89

– Прочитайте вывод под жёлтой галочкой.

– Что бы вы хотели добавить в этот вывод? Иллюстрирую прочитанное.

2) Самостоятельная работа.

– А сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал.

– Определите склонение каждого существительного. Напишите существительные в три столбика – по склонениям.

Речка, дерево, мебель, парта, солнце, слог, конь, речь, лист, помощь, семья, дедушка, деревня, ель, радость.

3) Самопроверка по эталону. Слайд.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

речка
парта
семья
дедушка
деревня
дерево
солнце
слог
конь
лист
мебель
речь
помощь
ель
радость

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

– Кто сделал все верно, поставьте на полях тетради “+”. Подсчитаем количество правильно выполненных заданий по командам.

– Кто ошибся? Почему?

4) Физкультминутка.

Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.

6. Включение нового знания в систему знаний.

1) Работа по карточкам.

– А сейчас посмотрите задания на карточках. Выберите себе то задание, которое вам подходит.

Спишите предложения, у имён существительных определите склонение. Обозначьте границы предложений. Спишите, у имён существительных определите склонение.
Игры в Сочи пройдут в уникальной климатической зоне: здесь теплое море соседствует со снежными вершинами, склоны которых давно стали популярным местом отдыха. Горный спасатель-альпинист Леопард живет в кроне огромного дерева, которое растет на самой высокой скале он всегда готов прийти на помощь у Леопарда веселый нрав

2) Проверка.

1 группа – самопроверка по эталону

Игра – 1 скл., зона – 1 скл., море – 2 скл., вершина – 1 скл., склон – 1 скл., место – 2 скл., отдых – 2 скл.

2 группа – взаимопроверка.

Дети зачитывают предложение, называют существительные и склонение.

– Кто выполнил своё задание без ошибок?

– Кто сделал все верно, поставьте на полях тетради “+”. Подсчитаем количество правильно выполненных заданий по командам.

7. Рефлексия деятельности.

– Какую задачу ставили?

– Удалось ли решить поставленную задачу?

– Какие получили результаты? Подсчитаем количество правильно выполненных заданий по командам. Определим победителя.

– Передаём олимпийский флаг и оцениваем свою деятельность на уроке.

– А поможет вам в оценке карточка

узнал, открыл для себя
научился, смог
могу похвалить себя за ...

8. Домашнее задание. Слайд.

1 уровень 2 уровень
с. 89, упр. 154 с. 90, упр. 156