Тип урока: урок-практикум.
Цель урока: расширить представление о свойствах функции.
Задачи урока:
- Развивать умение описывать свойства функции по заданному графику.
- Формировать познавательную активность учащихся.
- Воспитывать аккуратность при построении графиков функций.
Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийный продукт, распечатанные листы с графиками функций, бланки для ответов на тест, учебник “Алгебра, 9 класс” Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворов (М.: Просвещение, 2012 год).
Структура урока:
- Ознакомление с темой урока, постановка его целей (2 мин).
- Актуализация знаний учащихся:
а) повторение теоретического материала (4 мин);
б) повторение графиков функций. (5 мин). - Отработка свойств функции (10 мин).
- Психофизиологическая пауза (2 мин).
- Закрепление материала. Самостоятельная работа (13 мин).
- Объяснение домашнего задания (2 мин).
- Подведение итогов урока (2 мин).
Ход урока
1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей.
2. Актуализация знаний учащихся. Повторение теоретического материала:
- Дать определение функции.
- Что такое область определения функции?
- Что такое область значений функции?
- Дать определение нулей функции.
- Дать определение промежутков знакопостоянства функции.
- Дать определение возрастающей функции.
- Дать определение убывающей функции.
- Даны графики функций. Найти соответствие между графиками функций и их названиями.
Презентация. Слайды 2-6
а) | б) | в) < 0 | г) х2 |
д) | е)>0 | ж) < 0 | з). |
- Учащимся раздаются бланки для заполнения. На работу отводится 1 мин.
- Проверяем ответы. Вызываю к доске одного из учащихся для заполнения таблицы.
- Остальным учащимся предлагаю поменяться бланками с соседом и выполнить взаимопроверку.
3. а) Устная работа. На рисунке изображен график функции . Найдите значения переменной , при которой:
а) > 0, < 0, = 0;
б) функция возрастает, убывает;
в) функция на отрезке принимает наибольшее значение,
наименьшее значение.
Презентация. Слайд 7
б) разбираем задание из учебника: № 36.
- D(g) = [ – 5; 5].
- E(g) = [– 4; 6].
- g (x) = 0 x = – 3.
- g (x) > 0 x (– 3;
5];
g (x) < 0 x[– 5;– 3). - g(x) возрастает при x[– 5; 0] u [2; 5];
g (x) убывает при x[0; 2].
в) выполняем задание из учебника: № 38:
Начертите график какой-либо функции с областью
определения [– 3; 4] так, чтобы эта функция:
а) возрастала в промежутке [– 3; 0] и убывала в
промежутке [0; 4];
б) убывала в промежутке [– 3; 1] и возрастала в
промежутке [1; 4].
4. Психофизиологическая пауза. Ученики выполняют зарядку для глаз.
5.
Закрепление материала. Самостоятельная работа.Провести исследование функции по готовым чертежам.
Презентация. Слайд 8
1 вариант
Перечислите свойства функции у = f(х), график которой изображен на рисунке:
1) Область определения функции: D(f) = ________________
2) Область значений функции: E (f) = ________________
3) Нули функции:_____________________________________
4) Промежутки знакопостоянства функции:
f(x) > 0 при _________________________________
f(х) < 0 при ________________________________
5) Функция убывает на промежутке _________________________
Функция убывает на промежутке ____________________________
Презентация. Слайд 9
2 вариант
Перечислите свойства функции у = f(х), график которой изображен на рисунке:
1) Область определения функции: D(f) =
_______________________________
2) Область значений функции: E (f) =
__________________________________
3) Нули функции:____________________________________________________
4) Промежутки знакопостоянства функции:
f(x) > 0 при ________________________________________________
f(х) < 0 при ________________________________________________
5) Функция убывает на промежутке
____________________________________
Функция убывает на промежутке
_____________________________________
Ответы к самостоятельной работе:
1 вариант |
2 вариант |
1) D(f) = [– 6; 7] 2) E (f) = [– 3; 5] 3) f(x) = 0, х = – 6; х = – 2 4) f(x) > 0 при х(– 2; 7] f(х) < 0 при х[– 6; – 2) 5) f(x) возр при х[– 4; 2] f(x) убыв при х[– 6; – 4] и [2; 7] |
1) D(f) = [– 4; 8] 2) E (f) = [-2; 4] 3) f(x) = 0, х = – 2; х = 3; х = 8 4) f(x) > 0при х[– 4;– 2) и (3; 8] f(х) < 0 при х(– 2; 3) 5) f(x) возр при х [0; 6] f(x) убыв при х[– 4; 0] и [6; 8] |
Презентация. Слайд 10
6. Объяснение домашнего задания (2 мин).
По учебнику: повторить § 2, № 35( записать свойства функции), № 39(а,б) (построить графики), № 52 (в,г) ( повторение – квадратные уравнения).
7. Подведение итогов урока (2 мин).
Вопросы на повторение:
- Дать определение функции.
- Что такое область определения функции?
- Что такое область значений функции?
- Дать определение нулей функции.
- Дать определение возрастающей (убывающей) функции.
Сообщаются оценки за урок.