Тип урока: изучение нового материала (урок комбинированный).
Цели урока:
I. Образовательные создать условия для:
- ознакомления с законом Джоуля-Ленца;
- выведения формулы и зависимость физических величин этого закона;
- научиться применять закон Джоуля-Ленца к объяснению и анализу явлений окружающего мира;
- применять знания и умения к решению физических задач.
II. Воспитательные:
- продолжить формирование познавательного интереса обучающихся;
- продолжить формирование стремления к глубокому освоению теоретических знаний через решение задач;
III. Развивающие:
- научиться применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения задач;
- для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа, сравнения и синтеза;
- продолжить формирование умения рационально решать качественные и расчетные задачи.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Приборы: источники тока, реостаты, соединительные провода, ключи, лампочки, амперметры, вольтметры, (утюг, фен, эл. чайник, плойка для завивки волос, кипятильник, паяльник).
Методы: работа в парах, фронтальная беседа.
Ход урока
1) Изучение нового материала
На столе стоит вкл. лампочка (ребята попробуйте объяснить): почему лампочка горит?
Почему это происходит?
Основная часть лампы - спираль из тонкой вольфрамовой проволоки, она нагревается до 3000 0С, при такой температуре достигает белого коленья и светится ярким светом.
Молодцы….
Попытаемся сформулировать тему урока….
Итак, мы имеем дело с тепловым действием тока, следовательно, тема сегодняшнего урока “Нагревание проводников электрическим током”.
Какую цель сегодня на уроке мы должны достигнуть?
Цель урока:
- ознакомления с законом Джоуля-Ленца;
- выведения формулы и зависимость физических величин этого закона;
- научиться применять закон Джоуля-Ленца к объяснению и анализу явлений окружающего мира;
- применять знания и умения к решению физических задач.
Подготовка к восприятию.
Вспомним изученный ранее материал:
Обратимся к опыту:
Никелиновая проволока, которая при нагревании прогибается и становится красной.
Что вы наблюдаете?
Электрический ток нагревает проводник?
2) Объяснение нового материала.
Сегодня на уроке мы должны решить, на основе физических явлений и законов, следующую проблему. Почему нагревается проводник?
Это объясняется тем, что свободные электроны в металлах, перемещаясь под действием эл. поля, взаимодействуют с ионами, передают им свою энергию, заставляя их колебаться. Ек ионов увеличивается, следовательно, увеличивается внутренняя энергия проводника, следовательно, проводник нагревается.
То же самое происходит в растворе медного купороса.
В неподвижных металлических проводниках вся работа тока идет на увеличение их внутренней энергии. Нагретый проводник отдает полученную энергию окружающим телам, путем теплопередачи. Q = A
Теперь необходимо вывести закон Джоуля-Ленца.
Работа в группах:
Первый ряд – теоретики.
Второй ряд - практики.
Третий – исследователи.
Задание для 1 ряда: (теоретики).
Вывод формулы Q = A на листах А3
Мы знаем формулу для работы A=IUt. В неподвижном проводнике вся работа тока идет лишь на нагревание проводников, т.е. на то, чтобы увеличивалась внутренняя энергия, следовательно, Q=A=UIt. Из закона Ома для участка цепи следует U=IR, тогда вывод: Q=I2Rt
Задание для 2ряда: (практики).
На столах собрана электрическая цепь из источника тока, реостата, лампочки, ключа и соединительных проводов. Для измерения силы тока и напряжения на лампе используем амперметр и вольтметр.
Снять показания вольтметра и амперметра, по формуле рассчитать Q=A=UIt, за 5с. Затем увеличить сопротивление, снять показания силы тока, по формуле рассчитать Q=A=UIt, за тоже время.
Сделать вывод: Чем больше сопротивление в цепи, тем больше выделяется количество теплоты.
Задание для 3 ряда: (исследователи)
Карточки с заданием: эл. цепь, состоящая из нескольких последовательно соединенных проводников различным сопротивлением (медная, стальная, никелиновая).
По формуле Q=I2Rt, если R = ?l /S, сделать вывод как нагреваются проводники, если длина проводника l и площадь поперечного сечения S одинаковы. Вывод: чем больше удельное сопротивление проводника, тем сильнее он нагревается.
Как определить степень нагревания в зависимости от ??
Вещество |
Удельное сопротивление |
Нагревание проводников |
медь |
0,017 |
слабое |
сталь |
0,1 |
среднее |
никелин |
0,42 |
сильное |
На доске вывешиваются на листах А3 и с помощью магнитов выводы каждых групп.
Выводы:
- Q=I2Rt
- Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени.
- Нагревание проводников зависит от их сопротивления. Чем больше сопротивление проводников, тем больше он нагревается.
К этому же выводу пришли, независимо друг от друга, английский ученый Джоуль Джеймс Пресскот и русский ученый Эмилий Христианович Ленц. Поэтому закон называется Закон Джоуля-Ленца.
Устали? Давайте проведем физминутку.
Ребята встаньте возле своих парт, давайте потрем ладошки. Что мы чувствуем? Почему они нагреваются? (Ребята рассуждают)
3) Закрепление изученного материала.
Ребята работают по карточке, решение задачи с применением закона Джоуля – Ленца:
Определите количество теплоты, выделяемое проводником, сопротивление которого 20 Ом, за время 3 мин. Сила тока в проводнике 5А.
Ребята, скажите, а где используют явление нагревание проводника эл. током, в жизни. В каких бытовых приборах?
На столе стоят: (утюг, фен, эл. чайник, плойка для завивки волос, кипятильник, паяльник).
Самым важным применением теплового действия тока является электрическое освещение.
Подведение итогов урока:
Вернемся к началу урока. Рефлексия.
Д/з: §53, ответы на вопросы устно, выучить определения, №1413,1418,1419* (Л).
Спасибо за урок!
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
Перечень используемых на уроке ЭОР:
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца (N 206058) |
Информационный ресурс |
Интерактивное задание. |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba076-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_20.swf |
2 |
Закон Джоуля–Ленца в задачах |
Контрольный ресурс |
Интерактивная задача. |
http://www.fcior.edu.ru/card/6894/zakon-dzhoulya-lenca-v-zadachah.html |