Физкультурно-оздоровительные технологии

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является чрезвычайно важной, так как это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей и становления личности. Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств развития и совершенствования двигательной сферы детей на основе реализации их потребности в движении. Физическая культура невозможно без раскрытия духовного потенциала человека: внутренней сосредоточенности, умения концентрироваться, настраивать себя. Ощущение гармонии внутреннего и внешнего мира – это один из путей физического совершенствования. Особое внимание уделяется детям с ослабленным здоровьем.

В настоящее время в ДОУ должно уделяться внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, физкультминутки и динамические паузы, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика ортопедическая, релаксация, солевые дорожки, ароматерапия.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, игротренинги и игротерапия, самомассаж и точечный массаж.
  3. Корррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, технология коррекции поведения, психогимнастика. Хотелось бы остановиться на некоторых из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья.

Эффективным средством закаливания в дошкольном учреждении является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Процедура состоит в следующем: берется три полотенца. Первое опускается в солевой раствор (90 г соли на 1 л воды) и затем расстилается на полу или полиэтиленовой пленке. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, расстилается рядом с первым. Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, прыжки в течение 5-6 минут, а затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, выполняя вытирательные движения, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног на сухо. Важным моментом является то, что стопу следует предварительно разогреть, используя массажеры для стоп.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), метод самовоздействия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого дыхания

“Медвежонок”

Встать на четвереньки, представить, что вы превращаетесь в медвежонка. Какие новые ощущения в теле появились? Начинаем движение, переставляя одновременно правую руку и правую ногу, а затем левую руку и левую ногу. Ходим, покачиваясь из стороны в сторону, как медведь. Колени при ходьбе не сгибаем. Время от времени рычим. Ощущения: какой я “медвежонок”? (большой – маленький, веселый – грустный, сердитый – добродушный, сильный – слабый).

“Лягушка”

Вспомним, где и когда мы видели лягушку, какое чувство у нас вызывает ее вид?

И.п.– сидя на корточках. Сгибаем лапки, прижимаем их к груди, замираем (время от времени квакаем). Слушаем внутреннее состояние, отслеживаем дыхание. Неожиданно резко подпрыгиваем и летим по воздуху с расставленными лапками. Затем снова садимся на корточки и замираем. Ощущения: что мне нравится в этой игре – замирание или прыжок? Почему?

“Собачка”

И.п.– стоя на четвереньках. Ноги стоят на всей ступне, колени во время движения не сгибаем. Представляем, как мы превращаемся в собачку, “виляем хвостом” и “лаем”. Отслеживаем, какие мышцы напряглись, а какие расслабились. Ходим и бегаем по залу на руках и ногах, “виляем хвостом” и “лаем”. Ощущения: как изменилось мое настроение, какая я “собачка”: большая – маленькая, злая – добрая, как меня зовут?

“Котенок”

И.п.– сидя на коленях. Ложимся мягко на коленях и локтях, прижимаемся к полу, “мурлычим”. Представляем, как мы превращаемся в котенка, лежащего на коленях хозяйки и мурлыкающего свою любимую песенку. Чувствуем, как расслабление и нега растекаются по всему телу. Определяем, какой я “котенок”: мягкий, пушистый, ласковый, веселый. Какого я цвета и как меня зовут? На коленях и ладонях ползаем, бегаем по залу, “мяукаем”. При виде опасности твердо встаем на колени, упираемся ладонями в пол, подгибаем голову и таз к полу, но с напряжением выгибаем спину – “шипим”. Ощущения: что мне нравится в моем котенке, какие лапки, спинка, настроение?

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Необходимым условием нормального развития ребенка является объединений усилий родителей и детского сада в физическом воспитании и оздоровлении детей. Использование такой формы, как система домашних заданий-консультаций для родителей, создание клуба “Клуб здоровья”, позволяет устанавливать тесную взаимосвязь между детьми, родителями и сотрудниками; глубже понять важность проблем, касающихся здоровья детей.

Литература

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения //Здоровье дошкольника. – 2000. – №2. С. 21-28.
  2. Кудрявцев В.Т., Нестерюк Т.В. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми. – М.; 1999. – 19 с.
  3. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. – М.; 2003. 20 с.