Конспект урока музыки по теме "Авторская песня – прошлое и настоящее". 6-й класс
Гипотеза:Авторская песня имеет удивительную силу воздействия на человека.
Основные направления анализа.
1. Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так
часто происходит с авторской песней. Авторская песня – это то -
чудо, которое открывается только чуткому сердцу. Она вмещает в себя
целый мир ощущений, переживаний, взглядов. И несет в себе двойную
силу: силу музыки и силу слов.
2. Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме,
называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в
кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по
стране и становились народными.
3. Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас
решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
4. Авторские песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать
друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас
чище.
Дальнейшее направление работы: Оценить вклад в развитие отечественной культуры авторами-исполнителями авторской песни.
Цель урока:
- Продолжить рассмотрение темы года обучения на уроках музыки в 6 – м классе по программе «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина «Мир вокальной и инструментальной музыки» на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня.
- Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки.
- Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен.
Задачи урока:
- Познакомить и учащихся с выдающимися представителями авторской песни: Б.Окуджава, Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким, О.Митяев.
- Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.
- Определит грани воздействия авторской песни на человека .
- Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем.
- Сформировать представление и значимость идей авторской песни: дружба, единство, братство.
- Побудить детей к выразительному исполнению песен, путём осмысления музыкальной и литературной речи в авторских песнях.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация, музыкальный центр, доска, фотографии композиторов, авторских песен, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», записи авторских песен на СД дисках, лента урока.
ХОД УРОКА
I. Введение в тему
(Звучит песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов»)
Учитель:
– Здравствуйте ребята! Мы продолжаем
изучать большую и интересную тему «Мир образов вокальной и
инструментальной музыки». На прошлых уроках мы говорили о
воздействие музыки на человека. Помните, как вы печалились во время
звучания песни Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», и,
как изменилось ваше настроение от веселой танцевальной песни. Мы
говорили с вами о вдохновляющей силе музыки Чайковского и Баха, мы
говорили с вами о музыке Бетховена, как о помощнике в борьбе за
свободу.
– Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей
отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу
воздействия на человека.
– Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом
начале урока? (Ответы детей)
– Урок открыла знаменитая песня «Гаудеамус», которая получила
широкую популярность, прославляющая академию и
преподавателей-профессоров, и уже несколько сотен лет является
международным студенческим гимном, а написал её Давид Федорович
Тухманов.
– Ребята как называют такие песни? (Авторскими).
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (Об
авторских песнях).
– Правильно тема нашего урока «Авторская песня – прошлое и
настоящее», (Приложение
3)
– Какую же цель мы с вами поставим на сегодняшний урок? (Ответы
детей)
– Цель урока «Познакомиться с жанром авторской песни» (Приложение 3)
1 этап урока «Общее понятие авторской песни» (задача – раскрыть понятие «Авторская песня»)
Учитель:
– Ребята, что вы понимаете под авторской песней? (Ответы
детей)
– Откройте учебники (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка» 6 кл.) на
стр.82,найдите и прочитайте определение «Авторская песня» в слух.
(Приложение
3)
– Ребята, что такое чудо в вашем понимании? (Ответы
детей)
– Да, это явление, которое очень трудно
объяснить. Вы часто встречаетесь с чудесами? (Ответы
детей)
– Почему мы сегодня говорим об этом? Мы очень часто проходим мимо
чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской
песней. Авторская песня – это то чудо, которое открывается только
чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний,
взглядов. И несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов. Я
приглашаю вас сегодня убедиться в этом самим.
– Ребята давайте вспомним задачу нашего первого этапа.
(Раскрыть понятие «Авторская песня»)
– Оцените себя, на этом этапе в индивидуальных листах
самооценки.
II. Основная часть
2 этап урока «История развития авторской песни» (задача – изучить этапы развития авторской песни)
Учитель:
– Русь славилась авторами-исполнителями еще с давних времен, по
городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Таких
людей называли БАЯНЫ (Приложение 3)
– На ваших партах находится печатный материал, в тексте которого я
предлагаю вам по парам найти и прочитать определение кто такие
баяны. (Ответы детей), (Приложение 1)
– Баяны – так звали на Руси этих певцов, они несли людям правду
жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты. (Звучит
ария из оперы «Садко»)
– В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам
странствовали ВАГАНТЫ (шутники) (Приложение 3)
– Ребята вспомните, на каком предмете вы изучали вагантов?
(Ответы детей)
– Правильно по предмету «История средних веков», это доказывает,
что предмет музыки тесно связан с другими школьными предметами.
– Я вам предлагаю в печатном материале по парам найти, вспомнить и
прочесть кто такие ваганты. (Ответы детей) (Приложение 1)
– Песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов», которая и
открыла наш с вами урок, рисует нам образ жизнерадостного,
беззаботного школяра.
– В 60-е годы прошлого века в России зародилась новая волна
БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ (Приложение 3)
– Я вам предлагаю в печатном материале по парам найти и прочесть
кто такие барды.
(Ответы детей) (Приложение 1)
– Барды являются и авторами и исполнителями своих песен.
– В середине 20 века в нашей стране зародился новый жанр –
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ, (Приложение 3)
– Я вам предлагаю в печатном материале по парам
найти, и прочесть про авторскую песню. (Ответы детей)
(Приложение
1)
– Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме,
называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в
кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по
стране и становились народными. Разумеется, попадали эти песни и в
города и поселки , где в то время только начиналось развитие
бардовского движения. Начало организации бардовского движения в
Сибири было положено в 1967 году, с тех пор в Сибирь стали
приезжать известные барды страны и появились свои сибирские
барды.
– Знаете ли вы кого то из сибирских бардов?
– Ребята давайте вспомним задачу нашего первого этапа. (Изучить
этапы развития авторской песни)
– Оцените себя, на этом этапе в индивидуальных листах
самооценки
3 этап урока «Выдающиеся представители авторской песни» (задача – познакомиться с выдающимися представителями авторской песни).
– Кто же авторы-исполнители этих песен(Ответы детей)
(Приложение
1)
– Сейчас их имена знают все: Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор,
Александр Розенбаум, Владимир Высотский, Андрей Макаревич,
Александр Галич, Александр Городницкий, Олег Митяев, Дольский,
Михаил Светлов и т.д.
– Какова тематика авторских песен? (Война, любовь, дружба,
природа, юмор и т.д.)
Физминутка
– Ребята я вам предлагаю сыграть в викторину, которая называется «Угадай барда». Делимся рядам на команды, сейчас прозвучит фрагмент из песни «Мы за ценой не постоим», а вы должны отгадать автора этой песни, на ваших партах лежит текст песни, подпевайте вместе с исполнителем.
Звучит отрывок из песни «Мы за ценой не постоим». (Ответы детей – Булат Окуджава) (Приложение 3)
– Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава. На странице 86 учебника вы сможете ознакомиться с биографией Булата Окуджавы, а пока нам про него расскажет один из учеников.
Сообщение ученика (Приложение 2)
Звучит отрывок из песни «Фатальные даты». (Ответы детей – Владимир Высоцкий) (Приложение 3)
– В 2008 году на телеканале «Россия» шёл проект «Имя Россия»,
единственный певец долгое время имел высокий рейтинг – это Высоцкий
именно он претендовал на звание «Имя России».
– Сообщение про Владимира Высоцкого нам подготовил один из
учеников. (Приложение
2)
– Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает
сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
– Ребята давайте вспомним задачу нашего первого этапа.
(Познакомиться с выдающимися представителями авторской
песни).
– Оцените себя, на этом этапе в индивидуальных листах
самооценки.
III. Итог урока
– Ребята, повторите, пожалуйста, о чём мы сегодня с вами
говорили? (Об авторской песни, о известных бардах и
т.д.)
– В чём же ценность авторской песни? (Ответы детей)
– Несомненно, в доступности исполнения любым человеком. Авторская
песня оказывает огромное воздействие на слушателя, она обогащает
духовный мир человека, оказывает влияние на его отношение к миру, к
людям, на его жизненное поведение. И мы с вами учимся понимать
музыку, дающую пищу уму и сердцу.
– Для чего нужны авторские песни и нужны ли они? (Ответы
детей)
– Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг
друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас
чище.
– Ребята давайте вспомним цель нашего урока! (Познакомиться с
жанром авторской песни)
– Как вы считаете, мы достигли её сегодня?
– Теперь посмотрите в свой лист самооценки и ответьте и
проанализируйте: что я сегодня узнал нового? Что у меня хорошо
получилось? А над чем нужно поработать? Понравился ли вам урок?
(Обсуждение детей и учителя)
– Мне очень понравился наш сегодняшний урок! Вы были активны,
искренне и заинтересованы.
– Заинтересовались ли вы авторской песней? Надеюсь, что вы
продолжите изучение этой темы самостоятельно.
Домашнее задание
– А в заключение урока, я хочу познакомить вас еще с одной
авторской песней. Ее знают, мне кажется, все. Я предлагаю закончить
урок замечательной авторской песней «Как здорово», написанную
Олегом Митяевым, известным в нашей стране бардом, давайте споём все
вместе.
– Урок закончен, спасибо вам за искренность, до свидания!
Список использованной литературы:
1. Антология авторской песни. Составитель Дмитрий Сухарев. — Екатеринбург: У– Фактория, 2002.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://www.terle.ru/article/toccata/bard/razvitie.htm
2. http://music.privet.ru/tags/?tag_id=1493976
3. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6
класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина
Список дисков используемых для проведения урока:
1. Караоке 2004 Авторская песня.
2. Лучшие барды XXвека.
3. Владимир Высоцкий. Полное мультимедийное собрание. 60-е
годы.
4. Энциклопедия музыки.