Каждый из нас знает, что учебный час подчиняется определенным законам построения, выбору форм, методов, приемов работы, подбору как теоретического, так и практического материала (тренировочных упражнений).
Необходимо помнить, что на определенном уровне обучения, этапе развития некоторые виды заданий утрачивают свое значение, перестают быть компетентностными. Подбирая задания, следует учитывать, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках позволяет:
- создавать условия для развития способностей учащихся распознавать проблемы, возникающие в окружающем мире, которые могут быть решены при изучении предмета «Окружающий мир»;
- формулировать эти проблемы на языке изучаемого предмета;
- анализировать использованные методы и приемы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.
Рассмотрим урок окружающего мира в свете современных требований и создания условий для формирования ключевых компетенций. Тема нашего урока «В некотором царстве…»
Программное содержание: Царства живой природы. Бактерии как царство живой природы.
Интеллектуальные действия: сопоставление, классификация.
Познавательные действия: применение правил дидактической игры, моделирование.
Речевые умения: рассказ-повествование на основе изученного материала.
ИКТ: «чтение» информации, представленной на схеме.
Креативные умения: создание сказки о вредных и полезных бактериях.
Цель: обогащение и развитие субъективных представлений учащихся о жизни бактерий;
Задачи:
- познакомить с царствами живой природы;
- создавать условия для развития у учеников умений и навыков самостоятельной и групповой работы;
- формировать умения составлять, «читать» схемы;
- развивать монологическую речь учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть царства природы и их представителей; учащиеся получат возможность научиться «читать информацию в виде схемы», воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании изученные сведения по теме.
Оборудование: паззл «Царства живой природы» – разработан Паздериной Л. Ю., демонстрационные карточки для составления схемы «Природа», микроскоп, слайды (компьютерные иллюстрации) на тему «Бактерии».
На этапе организационного момента учащимся было предложено следующее задание.
– Ребята, посмотрите на солнышко. (На доске
изображение солнышка)
– Поднимите руку, у кого из вас такое же
настроение?
– Каким бы вы хотели видеть наш урок?
– Повернитесь друг к другу. Положите ладошки.
Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Если будет
трудно, я тебе помогу».
– Я думаю, вы со мной согласитесь, что улыбка,
доброта, радость всегда помогают человеку.
Давайте начнем наш урок с улыбки. Улыбнитесь друг
другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь
сегодняшнему дню.
Данное упражнение направлено на установление взаимопонимания, создание климата доверия, развиваются компетенции общения и социального взаимодействия.
На втором этапе учитель достает коробку паззлов и задает учащимся вопросы:
– Как вы думаете, чем мы сегодня будем
заниматься?
– А вы любите собирать паззлы?
– Для того чтобы собрать паззл, что необходимо?
Ответы на вопросы позволят определить цель работы – собрать паззл, вызывают интерес, удивление (ведь до этого момента на уроках мы не собирали паззлы).
Стихотворение эмоционально украшает урок и позволяет учащимся определить направление тем урока.
Посмотри, мой милый друг
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава,
Поле, речка и листва.
Птицы, звери и леса.
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … (природа).
Зная частично тему урока, учащиеся без труда смогут ответить на вопрос: что они знают о природе и воспроизвести информацию в виде схемы, затем прочитать эту схему, следовательно, работаем над развитием информационно-технологических компетенций. Использование загадок о растениях, животных, грибах на уроке, а их может быть от 6 до 12, позволит учащимся выйти на тему урока «Царства живой природы» и соответственно определить тот круг вопросов, который им не знаком и на которые в течение урока необходимо найти ответы. Через постановку и решение познавательных задач, создание и разрешение проблемных ситуаций развиваем компетенции познавательной деятельности.
Этап «открытие нового знания» занимает значительную часть урока, наиболее трудоемкий по степени организации. Изучение новой темы основывается на составлении паззла, в Приложении 1 прописаны правила игры. Основная задача классифицировать полученные картинки (разбить на группы), проанализировать и систематизировать полученную информацию с помощью учебной и справочной литературы. Соотнося информацию, содержащуюся на классной доске, и в учебнике учащиеся приходят к выводу, что на классной доске недостаточно информации. Соответственно эта информация добавляется. Получается новая схема с помощью, которой учащиеся рассказывают о царствах природы. В Приложении 2 представлены схемы «Царства природы». Данный вид работы позволяет развивать информационно-технологические компетенции – совершенствование средств и способов получения и воспроизведения информации, способность воспроизводить информацию в виде схемы, умение читать схемы, работать с недостающей информацией.
Появление «черного» ящика позволяет активизировать внимание учащихся, переключить на новый вид работы. Заинтригованы: «Что в черном ящике?». Герой рассказа Василия Шукшина деревенский столяр Андрей Ерин купил на «заныканую» от жены зарплату мечту всей своей жизни – и поставил своей целью найти способ извести на земле всех их, поскольку искренне считал, что, не будь их, человек мог бы жить более ста пятидесяти лет. И только досадное недоразумение помешало ему в этом благородном деле. Предмет, который купил Андрей Ерин, спрятан в черном ящике. Назовите этот предмет.
– Надеюсь, вы поняли, что это вопрос для взрослых. Детям же был задан вопрос энциклопедического характера – оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, невидимых или плохо видимых невооруженным глазом.
Далее ведем с учащимися проблемный диалог:
– Представителей, какого царства мы можем
изучать с помощью этого прибора?
– Что вы знаете о бактериях?
– Это полезные или вредные существа?
Изучение темы «Бактерии» происходит самостоятельно в рамках групповой работы. Класс разбит на пять групп. Каждая группа работает самостоятельно в течение 10 минут. Задания для групп:
1 группа «Теоретики»
Изучить статью в учебнике с. 22 и найти ответы на вопросы:
- Что такое бактерии?
- Где живут бактерии?
- Как выглядят бактерии?
- Как можно увидеть бактерии?
Подготовить мини-сообщение по теме «Бактерии» (Совет: при ответе пользуйтесь рисунками паззла).
2 группа «Польза или вред»
Изучить статью в учебнике с. 22 и дополнительный материал в справочной литературе. Кратко рассказать о полезных и вредных свойствах бактерий. (обязательно предложить учащимся справочные материалы, энциклопедии, доступ в Интернет и др.)
3 группа «Журналисты»
Придумать вопросы для интервью по теме «Бактерии». Взять интервью у медицинских работников. Узнать существуют ли названия у бактерий.
4 группа «В мире интересных фактов»
Прочитать статью «В мире бактерий». Выбрать и рассказать об интересных фактах из жизни бактерий. (обязательно предложить учащимся справочные материалы, энциклопедии, доступ в Интернет и др.)
5 группа «Сказочники»
Изучить статью в учебнике с. 22. Прочитать опорные слова (опорные слова: жили-были, добрые (готовили простоквашу, сыр, кефир, лекарства), злые (любили грязь, пыль, губили, отравляли), Грязнуля, заболел, помочь, спасти) и сочинить сказку о полезных и вредных бактериях.
Возникшие проблемные ситуации и предложенные пути их решения, а именно, продуктивное познание, исследование, интеллектуальная и творческая деятельность направлены на развитие компетенций социального взаимодействия, познавательной деятельности и информационно-технологические. Отдельно следует сказать о группе журналистов. Для того, чтобы дети получили необходимую информацию надо провести предварительную беседу (инструктаж) с работниками мед. кабинета, а если есть возможность с этой группой отправить тьютера.
Затем отчитываются 1-4 группы о проделанной работе, и проводится первичная проверка понимания с помощью игры «Да-нет».
- Человек – часть живой природы.
- В природе существует пять царства.
- Дуб – представитель царства растений.
- Природа – это все что нас окружает и сделано руками человека.
- Бактерии – это мельчайшие живые существа.
- Бактерии можно увидеть в телескоп.
- Бактерии живут повсюду.
- Бактерии бывают только вредные.
На этапе применение новых знаний через игру «Царства природы» и творческий отчет 5-й группы (сказка «О полезных и вредных бактериях») развиваем компетенции здоровьесбережения, появляется осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека.
Рефлексияучебной деятельности проходит в форме беседы и позволяет решить два немаловажных вопроса: «где ученики будут применять полученные знания», «какое домашнее задание они будут выполнять». Рекомендую помнить слова Жоржа Сименона: «Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей». Чтобы не попасть в родителей, учителю необходимо предоставить ученику возможность самостоятельно выбрать домашнее задание, исходя из собственных сил и дальнейшей заинтересованности в изучении данной темы, и нести ответственность за свой выбор. Домашние задание учащимся предлагается 4-х видов:
1. Пересказать статьи из учебника с 20-21 и
добавить по одному представителю в каждое
царство.
2. Приготовить выступление: о чём бы нам могли
рассказать бактерии. Учебник с. 21 и
дополнительный материал.
3. Приготовить мини-сообщение на тему «Как
уберечься от вредных бактерий»
4. Практическая работа. Совершить экскурсию по
гимназии и заполнить таблицу: «Какие царства
живой природы можно встретить в гимназии»
Место |
Царство живой природы |
Представители царства |
Кабинет № 223 | ||
Столовая | ||
Коридор | ||
Соответственно формируются компетенции ценностно-смысловой ориентации и гражданственности.
Ключевых компетенций не так уж мало, но мы сегодня поговорили о восьми элементарных, по мнению доктора психологических наук Ирины Алексеевны Зимней. Если на уроках окружающего мира и внеклассных занятиях систематически применять компетентностно-ориентированные задания, то повысится уровень использования навыков и умений в жизни учащихся. Следует помнить, что на начальной ступени обучения с помощью компетентностно-ориентированных заданий ключевые компетенции формируются и развиваются, а затем закрепляются на средней ступени обучения.
Урок разработан по программе «Начальная школа XXI века», использован материал учебника «Окружающий мир», 3 класс: Ч. 1 / Н.Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф.