От состояния зубов зависит состояние всех органов пищеварения, а значит, наше здоровье.
Цели урока:
- познакомить детей со строением зуба и их значением в жизни человека;
- расширить знания об уходе за зубами;
- способствовать формированию потребности следить за здоровьем своих зубов.
Оборудование: схемы «Разрез зуба», «Так растет зуб», макет челюсти, зубная щетка, зубная паста.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Тест по теме: «Пищеварение»
Учитель. Я задаю вопросы, вы пишите номер нужного ответа.
А. Назовите органы пищеварения B. Какой орган проводит пищу в желудок? C. В каком органе происходит всасывание питательных веществ в кровь? D. В какой орган поступают оставшиеся непереваренные вещества? |
|
Проверка: фронтальная
III. Введение в тему
У. Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на уроке, отгадайте загадку:
Когда мы едим, – они работают,
Когда не едим, – они отдыхают,
Не будем чистить – они заболят. (Зубы)
У. Какую работу они выполняют?
Д. Измельчают пищу, способствуют ясному
произношению звуков, украшают человека.
У. Что еще можете рассказать? (Ответы
детей)
Таблица «Так растет зуб»
У. А вы знаете, как растет зуб?
Расскажите.
Д. Сначала постоянный зуб маленький.
Постепенно начинает расти. А потом выталкивает
молочный зуб наружу.
Макет «Челюсть»
У. У вас появились красивые,
здоровые постоянные зубы.
– Сколько зубов у человека?
– Одинаковую ли форму имеют ваши зубы? Что об
этом знаете? (Ответы детей)
У. Передние острые зубы – резцы и клыки.
Они откусывают пищу. Задние – малые и большие
коренные. Они имеют бугристую поверхность.
Перетирают пищу.
Таблица «Строение зуба»
У. Посмотрите разрез одного зуба. Зубы – самые твердые части нашего организма. Белая часть зуба называется коронкой. Нижняя часть – корень. Она спрятана в десне. Корень прочно удерживает зуб в челюсти. Сверху зубы покрыты белым веществом – эмалью. Под эмалью находится желтое тело зуба – дентин. Его-то лечит зубной врач, закрывает дырочку пломбой из твердого цемента. А внутри зуба находится мягкая пульпа. А в ней проложены кровеносные сосуды и нерв. Они питают зуб. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод.
У. Какие новые слова вы узнали?
На доске появляются карточки: коронка, корень, эмаль, дентин, пульпа, нерв, кровеносные сосуды.
Рисунок больного зуба.
У. А что расскажете об этом
зубе?
Д. Это больной зуб.
У. А как называется болезнь зуба?
Д. Кариес.
У. Где развивается кариес, кто знает? (Jтветы
детей)
У. Если не чистить зубы, не полоскать
рот, на зубах образуется налет, в котором
находятся микробы. Эти микробы разрушают
эмаль.
Если поцарапать зуб твердым предметом,
появляются трещинки. Зуб начинает разрушаться.
Трещинки появляются раньше у курящих людей. Из
гниющих зубов идет дурной запах. Кариес
распространяется.
Физминутка
У. Представьте, что вам
необходимо посетить стоматолога, а вы боитесь.
Найдите положительные моменты в этой ситуации.
Например: Я познакомлюсь с врачом, ...
IV. Работа по учебнику
У. Вы узнали, как важно иметь здоровые зубы. А теперь проверим себя. Откройте учебник. Прочитайте.
– Что еще нового узнали? Повторим на макете.
(Дети показывают, как нужно чистить зубы на макете челюстей)
V. Дополнительная информация
– Какие зубные пасты вы знаете?
Врачи рекомендуют пасты, которые содержат фтор,
кальций: блендамед, кол гейт, новый жемчуг
укрепляют зубы. В них введены специальные
вещества против кариеса.
Зубам верная подружка – это зубная щетка. Зубные
щетки изготовляют из искусственного и
натурального волокна.
Удобна щетка, где головка короткая, а ручки с
изгибом. Менять щетку нужно часто. Есть
электрические зубные щетки, зубные нити –
орлоссы для удаления остатков пищи, застревающих
между зубами, зубочистки.
VI. Итог урока
У. Жил-был один сказочный король. У него была красавица дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда...
– Какая случилась беда с принцессой? Можно ли вылечить принцессу?
Д. Сладости разрушают зуб. Они не содержат витамины. Витаминов много в молоке, в мясе, яйцах, рыбе... Они укрепляют зубы. А если у человека здоровые зубы, они сохраняют здоровье человека.
У. Давайте составим правило «Береги зубы»
- Чисти зубы 2 раза в день.
- Прополощи зубную щетку.
- Прополощи ротовую полость после приема пищи.
- Не бери в рот твердые предметы.
- Не кури.
- Больные зубы лечи.
VII. Домашнее задание
– Найти интересную информацию по теме и рассказать в классе.