Урок окружающего мира по теме "Кто такие рыбы?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


УМК: «Школа России», А.А.Плешаков «Окружающий мир» 1 класс, ч.1, М.: «Просвещение», 2011г.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формировать представления о строении и отличительных признаках рыб.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб, учить приводить примеры речных и морских рыб.
  • Развивающие: развивать способность наблюдать, мыслить, делать выводы, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, умения работать в группах.
  • Воспитательные : способствовать формированию бережного отношения  к природе в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, презентации, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
  • Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
  • Метапредметные: регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  • Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы:

  • Основные: учебник «Окружающий мир» 1 класс,ч.1, А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, ч.1, А.А. Плешаков, тетрадь «Окружающий мир. Тесты» А.А. Плешаков, карточки с заданием для групповой работы, карточки с пунктами плана урока.
  • Дополнительные: презентация к уроку, электронные физкультминутки(http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/fizkultminutka-usatyjj-njan-povtorjajj-za-nami.html; http://viki.rdf.ru/item/3430/), мультимедиа проектор, ноутбук, интерактивная доска.

Формы урока: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Технология: здоровьесберегающая, ИКТ, системно-деятельностный подход.

ХОД УРОКА

I. Психологический настрой

Учитель в стихотворной форме настраивает детей к предстоящему уроку.
Дети слушают учителя, выполняют действия задаваемые стихотворением – настроем.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Учитель беседует о правилах поведения на уроке.

– Давайте вспомним правила поведения на уроке. (Называют правила поведения на уроке.)
– Молодцы!
– А теперь давайте улыбнемся друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов!

II. Проверка домашнего задания

Учитель просит выполнить тестовую работу по теме предыдущего урока.

– На прошлом уроке мы искали ответ на вопрос «Что такое хвоинки?». Давайте проверим ваши знания, выполнив тестовую работу на стр.8. (Выполняют тестовую работу.)

Учитель организует коллективную проверку по эталону. Просит оценить свою работу. Ученики осуществляют самопроверку, самооценку.

– Давайте проверим ваши работы. За каждый правильный ответ поставите себе – «+», за неправильный  –  «–». Оцените свои работы (нарисуйте нужный смайлик).

(Приложение 1. Слайд 1)

III. Постановка цели и задачи урока

Учитель загадывает загадку о рыбах.

– К нам на урок пришла мудрая черепаха и принесла с собой загадку (Слайд 2):

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Под водой они живут,
Хоть не куры, а клюют.

Учитель просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. Учащиеся выдвигают предположения по теме урока.

– О чём будем разговаривать на уроке? На какой вопрос будем искать ответ? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(Слайд 3)

Учитель побуждает к учебной деятельности. Задаёт вопросы с целью выявления имеющихся у детей знаний о рыбах.

– Муравей Вопросик живет в лесу и не знает, кто такие рыбы. Давайте поможем муравьишке узнать кто такие рыбы. (Слайд 4)
– А вы можете ответить на этот вопрос? Всё ли вы знаете о рыбах?

Учитель просит сформулировать цель и задачи урока. С помощью учителя  учащиеся ставят цель и формулируют задачи урока.

– Какую цель поставим перед собой?
– Давайте составим план урока (Приложение 2)

1. Первый пункт совпадает с темой нашего урока. (Кто такие рыбы?)
2. В природе много разновидностей рыб, их принято делить на группы. Знаете ли вы на какие группы делятся рыбы? (Разновидности рыб)
3. Давайте вспомним из каких частей состоит любое растение?

– А из каких частей состоит рыба? Все ли части можете назвать? (Строение рыб)

IV. Изучение нового материала

Учитель поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

– Давайте вспомним, если нам что-то неизвестно, либо мы в чем-то не уверены, откуда мы можем взять нужную информацию?
– Давайте обратимся к учебнику – стр.35.
– Кто такие рыбы? (Водные животные)
– Чем покрыто тело рыб? (Чешуёй)
– Зачем она нужна? На что похожа? (Для защиты от повреждений. На монетки)
– Попробуйте дать полный ответ на вопрос «Кто такие рыбы?» (Слайд 5)

Учитель проводит беседу по вопросам:

– Мы узнали, что рыбы это водные животные. Где они живут? (В воде)
– А в какой воде могут жить рыбы? (В реке, в море)
– Оказывается, все рыбы делятся на группы, в зависимости от того, где они обитают – в море или реке. I группа – рыбы, живущие в реке – речные.
– Догадайтесь, как называется вторая группа? (Слайд 6)

Учитель демонстрирует презентацию, комментирует слайды презентации. (Слайды 7-18)

Физкультминутка (Слайд 19, Приложение 5)

Учитель формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания; организует коллективную проверку по эталону.

– Я буду читать загадки, вы должны их отгадать и найти силуэты загаданных рыб в тетради (Приложение 3).
– Кружок рядом с силуэтом рыбы необходимо раскрасить определенным цветом: зеленым – если рыба речная, синим – морская. (Слайды 20-25)

Учитель поясняет задание, осуществляет контроль.

Следующий вопрос по плану – строение рыб.
Давайте вспомним, как нужно стараться открывать новые знания?
– Вот и на этот вопрос вы попробуете найти ответ сами, работая в группах.
– Напомните правила поведения в группе.

Задание: соедините стрелочками названия частей рыбы с изображением. (Приложение 4) (Слайд 26)

Учитель организует коллективную проверку по эталону.

Проверяем выполненную вами работу. (Представитель одной из групп отвечает возле доски).  Сверим ваш ответ с эталоном. (Слайд 27)
– С помощью плавников и хвоста рыба передвигается в воде (спинной плавник – не дает опрокинуться; грудной и брюшной – работают как рули – с их помощью рыба поворачивает влево, вправо, погружается, всплывает. Хвост – толкает рыбу вперед).
– Рыбы тоже не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его с помощью жабр.

Физкультминутка (Слайд 28, Приложение 6)

Учтель проводит беседу, задает вопросы по теме урока.

– Ребята, мудрая черепаха подготовила для вас еще 2 вопроса по данной теме:
– Значение рыб
– Охрана рыб
– Что вы можете рассказать о значении рыб? (Очищают воду; являются пищей для людей, животных, птиц; для красоты (аквариум).
– Подводный мир очень красив, он всегда манит к себе людей – для этого они опускаются глубоко под толщу воды. (Слайд 38)
– Как называют этих людей? (Водолазы)
– Но не все имеют возможность опуститься на дно реки, моря. Поэтому в некоторых городах есть специальные огромные аквариумы – океанариумы. (Слайды 39-42)
– Там люди могут  познакомиться с обитателями морей.
– В домашних условиях люди заводят рыбок в меньших по размеру аквариумах. (Слайд 43)
– В природе рыбы сами о себе заботятся, добывают пищу. За аквариумными рыбками необходимо ухаживать.
– А как правильно? Откуда можно узнать? (Из энциклопедии).
– Почему в природе необходимо охранять рыб? (Из-за того, что многие водоёмы сильно загрязнены, рыбу в больших объёмах вылавливают браконьеры.)
– Необходимо не только охранять рыбу, но и заботиться о ней. Некоторые разновидности рыб занесены в Красную книгу – это вымирающие виды. (Слайд 44)
Запрещено хищническое истребление(уничтожение) рыб с помощью сетей, взрывчатых, ядовитых вещей. (Слайды 45-46)
Для того чтобы помочь возродиться вымирающим видам рыб, в специальных рыбных хозяйствах (заповедниках) разводят искусственно рыб. Также в рыбных хозяйствах  рыбу искусственно разводят для питания людей. (Слайд 47)

V. Итоги урока. Рефлексия

Учитель проводит беседу по вопросам.

– Кто такие рыбы? Назовите основной признак рыб. Приведите примеры рыб.
– Давайте вернёмся к плану нашего урока и ответим на все поставленные вопросы.
– Что нового узнали на уроке? Чего достигли?

Учитель организует самооценку учебной деятельности.

– Оцените свою работу. Поднимите карточку с изображением того смайлика, выражение лица которого соответствует вашему состоянию.
– Спасибо за работу! 

(Слайд 48)

Технологическая карта урока (Приложение 7)