Цель: активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.
Задачи:
- расширить знания учащихся о понятии профессия, актуализировать процесс профессионального самоопределения;
- повысить информированность о формах профессиональной подготовки и различных учебных заведениях региона.
«Если удачно выберете труд и вложите в
него свою душу, то счастье само вас отыщет».
К.Д. Ушинский
ХОД УРОКА
1. Вступление
Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир профессий. Как вы думаете, сколько существует в мире разных профессий. В 17 веке на Руси было всего 200 разных профессий.
Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 50 тысяч различных профессий и специальностей и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. И конечно совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор.
Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив, творческая мысль людей не дает ему «окаменеть». Одни профессии отмирают, другие появляются, объединяются, разделяются. Изменяются так, что человек практически несколько раз как бы меняет профессию. Вот здесь каждый должен быть сам разведчиком.
2. Открываем рубрику «Ликбез» (работа в группах)
Ликвидацией безграмотности в сфере профессий
будет сегодня заниматься (имя, фамилия). Она
расскажет о разных типах профессий. (Приложение
1)
Ведущий: Говорят, что в мире существует около
50 тыс. Профессий. Чтобы не запутаться в них,
специалисты объединяют их в крупные классы, типы.
В России все профессии объединяют в пять больших
групп, типов.
Первый тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип: человек-техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: человек-человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
Четвертый тип: человек-знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. П. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах..
Пятый тип: человек-художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.
3. Профориентационная игра “Самая – самая”
Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую профессию ученик получает кружок. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:
- самая зелёная профессия (садовник, лесник)
- самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
- самая волосатая (парикмахер)
- самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
- самая смешная (клоун)
- самая общительная (учитель, журналист)
- самая серьёзная (атомщик)
- самая умная (учёный, профессор)
- самая белая (врач)
- самая зубастая (стоматолог)
4. Профориентационная игра «Цепочка профессий»
Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы "зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.
Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие:
Инструкция: Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.
При обсуждении игры важно обратить внимание
участников, что между самыми разными профессиями
иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие
линии сходства. К примеру, если в начале цепочки
называются профессии, связанные с
металлообработкой (как в нашем примере), в
середине – с автотранспортом, а в конце – с
балетом (для подтверждения сказанного приводим
пример подобной цепочки: металлург–повар –
мясник – слесарь (тоже– рубит, но металл) –
автослесарь – таксист – сатирик эстрадный (тоже
"зубы заговаривает") – артист драмтеатра –
артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи
между самыми разными профессиями
свидетельствуют о том, что не следует
ограничиваться только одним профессиональным
выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной
(только в одной!?) профессии, может оказаться в
других, более доступных профессиях...
Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию,
нужно оценить ее положительные и отрицательные
стороны. Тогда вам не грозит разочарование, и
выбор будет по-настоящему осознанный.
5. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение, успешность реализации которого зависит от значительного количества факторов. Но самый главный фактор – ваше желание и стремление взять ответственность на себя.
Если вы согласны с утверждением – обведите ответ «да», если нет – ответ «нет». В конце теста подсчитайте количество положительных и отрицательных ответов.
- Профессия выбирается раз и навсегда (да / нет).
- Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька (да / нет).
- Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим (да / нет).
- Профессия предназначена человеку от рождения (да /нет).
- По названию вуза можно судить о том, кого он готовит (да / нет).
- Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей (да / нет).
- Профессию следует выбирать, уже став взрослым (да /нет).
- Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз (да / нет).
- Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна (да / нет).
На самом деле, все десять утверждений относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию.
Подсчитайте, со сколькими заблуждениями вы согласились
0-2 – вы прекрасно справляетесь с проблемой
выбора профессии, ваш уровень информированности
о мире профессий и о том, как ее выбирать, почти
равен компетентности специалистов.
3-5 – вам не хватает информации и уверенности в
том, выбрать профессию. Может быть, вы
столкнулись с трудностями, которые вам кажутся
почти непреодолимыми. Подумайте, куда и можете
обратиться за помощью – в специальные службы (по
ориентации и службы занятости), к школьному
психологу?
6 и более – вы согласны со многими стереотипами,
попробуйте честно ответить себе на вопрос:
«Почему мне так трудно взять ответственность
на себя?», возможно, ответив на него, вы сможете
понять, как стать более самостоятельным.
6. Слово психолога
Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно… Значит ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило принести пользу людям, обществу?
По результатам проведённого опроса выпускников прошлого года выяснилось, что профессиями 21 века считаются: компьютерщика – 50%; бизнесмена – 25%; банкира – 12%; социолога – 12%; гувернантки – 10%; эколога – 5%; хакера – 21%. Профессии можно охарактеризовать как:
- устаревшие – колхозник, служанка, модистка, извозчик, трубочист, кузнец, печник;
- массовые или сквозные – слесарь, сварщик, бухгалтер, инженер;
- редкие – океанолог, востоковед;
- свободные – артист, художник, писатель. У таких людей нет чёткого рабочего графика. Эти специалисты работают по вдохновению, живут на гонорары;
- доходные (с высокой зарплатой) – банкир, экономист, дизайнер, фотомодель;
- востребованные (в данное время и на ближайшее будущее, пользуются спросом) – торговый представитель, менеджер по продажам, программист, маркетолог, специалист по рекламе, системный администратор, аудитор, артдиректор;
- новые – аудитор, радиолог, геронтолог.
Прочитайте в словаре профессий, что они обозначают.
Словарь новых профессий (Приложение 1)
Аудитор. Человек, который контролирует не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании. Во всех странах компании должны вести баланс, делать денежные проводки через счета, отчислять налоги и т.д. Правильность ведения финансово-учётной и отчётной документации контролируется общественным аудитором. Эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и является весьма престижной.
Геронтолог. Совершенствование медицинского обслуживания, улучшение условий жизни и возрастающее осознание необходимости вести здоровый образ жизни помогают жителям многих стран жить долго и полноценно. В настоящее время несколько иная ситуация сложилась в России, но она в скором времени должна улучшиться. Необходимо заметить, что старение общества происходит достаточно быстро. Увеличивается число престарелых людей, которые могут рассчитывать только на себя. Нуждаются в помощи и инвалиды. К сожалению, в государственных лечебницах мало выделяется мест для таких людей. Частные же лечебницы и оздоровительные заведения пока немногочисленны и весьма дороги. Приглашение няни на какое-то время – это реальный выход во многих случаях. И поэтому профессия сестры-геронтолога всё больше получает призвание в обществе.
Радиолог. Эта профессия тоже связана с медициной. Радиолог выявляет внутренние симптомы болезни путём специализированного обследования различных частей человеческого тела. Такое обследование проводится с помощью высокотехнологического оборудования, рентгена, ультразвука, компьютера, томографа и др. Эти средства становятся всё более совершенными, позволяющими получать и моментально обрабатывать огромный объём информации о состоянии основных внутренних органов человека. Как правило, пациентов к радиологу направляют врачи, нуждающиеся в какой-то дополнительной информации. На основании его заключения устанавливается более точный диагноз и проводится более эффективное лечение.
7. Групповая экспертная оценка с элементами игры “Кто есть кто?”
Человеку хочется узнать мнение о себе окружающих людей. Что о нём думают другие люди? Какими они воспринимают его, в том числе и в профессиональной сфере.
Сейчас у вас есть возможность узнать, какими видят ваше профессиональное будущее члены группы. Мы проведём опрос внутри группы. Каждый присутствующий имеет определённое мнение по поводу ваших способностей и той профессии, которая вам больше всего подходит. Для этого мы будем использовать опросный лист. Напишите вверху листа свою фамилию, имя, ниже: “Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни?
Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни? |
||
Фамилия, имя участника группы |
Рекомендуемая профессия |
Учебное заведение или место работы после школы |
воспитатель | Детский сад, педагогический колледж | |
После заполнения листов они возвращаются тому, чья фамилия написана вверху листа. Далее предлагается определить, какие призвания пришлись по душе, а какие совсем не понравились. Для этого в бланке опроса отметить знаком «+» первые и знаком «–» вторые. А теперь поблагодарите тех, кто хорошо понял ваше призвание, и скажите, с чьим мнением не согласны.
Заключительное слово
Сегодня вы познакомились со многими профессиями, постарались узнать о том, к какой из них каждый из вас склонен. Вам стоит задуматься, нравится ли та группа профессий, к которой у вас определились склонности. Пусть каждый оценит себя и свои возможности. Всем желаю не ошибиться в выборе профессии. А как получить желаемую профессию?
- поставить перед собой цель и стремиться её достичь;
- необходимо получить хорошие знания;
- поступить и успешно окончить техникум, институт;
- предварительно попробовать себя в избранной профессии;
- нужно любить эту профессию.
И в заключение – русская пословица гласит: “Всяк кузнец своего счастья”. Давайте вспомним слова Томаса Карлейля: “Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.
Обратная связь
Участникам предлагается по очереди выразить своё мнение по поводу услышанного на занятии, поделиться впечатлениями. Продолжите незаконченные предложения:
- Я узнал, что моя будущая профессия…
- Я думаю, что после сегодняшнего разговора…
Я надеюсь, что в будущем…