Мысль провести внеклассное мероприятие в форме игры «Что? Где? Когда?» появилась во время лекции «Методические подходы к проведению дискуссий», точнее, о дискуссии по типу Аквариум на курсах «Основы религиозных культур и светской этики».
Особенности методики преподавания основ
светской этики в начальной школе:
1) обучающимся не дается в готовом виде
набор определенных истин, а предлагается самим
сформулировать наиболее важные выводы.
2) для этой возрастной категории немаловажное
значение имеет работа в группе (с
постоянным или меняющимся составом учащихся).
3) младшие школьники любят играть, поэтому я
решила провести урок в игровой форме.
Урок 2. «Что такое светская этика»
Цель: создать условия для формирования нравственных понятий мораль, этика, нравственность.
Задачи:
- способствовать формированию нравственных качеств личности школьника: мораль, этика, нравственность, гуманность, ответственность, совестливость, чувства собственного достоинства, …составляющих нравственную основу подрастающего поколения;
- воспитывать нормы поведения, активную жизненную позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора;
- создание оптимальных условий для развития коммуникативных функций личности;
- развитие гибкости мышления и стремление к самостоятельному анализу жизненных явлений.
Оборудование:
- Конверты с заданиями,
- Карточки с названиями команд: «Знатоки» и «Зрители»,
- Карточки с цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
- «Барабан» с волчком.
- Скрипичный ключ.
Домашнее задание.
- Подготовить рассказ о себе.
- Подготовить музыкальный номер.
ХОД ИГРЫ
1. Знакомство с командой «Знатоки»
– Соревнование будет проходить между 2
командами: это команда учеников – участников
игры, назовем их «Знатоки» и команда болельщиков,
назовем их «Зрители».
– Давайте познакомимся с командой игроков.
Домашнее задание «Рассказ учеников о себе: о своих увлечениях, о занятиях в свободное время, секциях, кружках, любимых книгах и фильмах».
2. Правила игры
– Напоминаю правила игры. Играем до 6 очков. В
каждом раунде разыгрывается 1 очко. Время на
обсуждение 1 минута. Если ответ готов, капитан
сообщит нам, кто будет отвечать: фамилию и имя
игрока.
Выигравшей считается та команда, которая первой
наберет 6 очков. За правильный ответ игрок
получает подарок.
В течении игры можно сделать небольшую паузу (это
может быть номер художественной
самодеятельности или музыкальная запись).
Музыкальная пауза объявляется ведущим или по
требованию одной из команд.
3. Вопросы игры
1. Что такое этика?
2. Что такое мораль?
3. Что такое гордость?
4. Что такое заносчивость?
5. Что такое любовь?
6. Что такое патриотизм?
7. Что такое скромность?
8. Что такое тактичность?
9. Что такое милосердие?
10. Что такое грубость?
11. Что такое этикет?
12. Дополни строчку стихотворения
«Живи и жить давай другим
Но только не за счет другого.
Всегда доволен будь своим,
Не трогай ничего чужого –
Вот правило – стезя прямая
_______________________»Г.Державин.
Ответы на вопросы:
1. Этика – это савокупность морали и
нравственности.
2. Мораль – это савокупность норм и правил
принятых в обществе и регулирующих поступки
людей.
3. Гордость – это нравственное качество,
отражающее внутреннее достоинство человека,
самодостаточность и независимость личности.
4. Заносчивость – негативное отношение к
человеку или к группе людей, которое проявляется
в высокомерии, неоправданной переоценке своих
качеств.
5. Любовь – это чувство глубокой привязанности к
кому-либо или к чему-либо.
6. Патриотизм – нравственный принцип, которым
руководствуется человек, уважающий историческое
прошлое своего народа, гордится его
достижениями.
7. Скромность – это качество характера человека,
проявляющееся в умении адекватно оценивать
свои личностные качества и не выпячивать их
перед другими людьми.
8. Тактичность – это степень проявления
вежливости человека по отношению к другим людям.
9. Милосердие – принцип поведения человека,
основанный на сочувствии, сострадании и
готовности делать добрые дела.
10. Грубость – качество личности человека,
которое характеризуется следующими признаками:
отсутствие доброжелательности к людям,
раздражительность, бестактность, невнимание к
интересам других людей.
11. Этикет – установленный, принятый порядок
поведения.
12. «Для счастья каждого и всех».
4. Награждение команды-победительницы.
5. Заключительная беседа
– Основное назначение человека – творить добро. И чтобы этот призыв не забывался, я хочу вручить вам 3 завета. Пусть они служат вам ориентиром в жизни и в отношениях с людьми по пути добра.
1. «Не обижай людей – придет расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то».2. «Ты будешь ближними любим,
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим
Того, чего себе не пожелаешь».3. «Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь – это море из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви».
6. Литература.
1. Учебник «Основы духовно-нравственной
культуры России» – 4-5 класс. Просвещение – 2012г.
2. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь
русского языка». Москва – 2001г.
3. Журнал «Начальная школа». №6 – 1999г.