Пояснительная записка
Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Русский язык как предмет призван заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.
Организация деятельности школьников основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Отбор материала к конкурсу ориентирован на связи с программным материалом по русскому языку. Материал, подобранный для конкурса, своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи вызывает удивление, стимулирует познавательную деятельность, а также даёт понятие о русском языке, как о строгой, чётко организованной системе, воспитывает сознательнее отношения к учебе, создает доброжелательную атмосферу в коллективе, приобщает учащихся к нравственным и духовным ценностям.
Данный конкурс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Знатокам русского языка» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на конкурсе «Знатоков русского языка» обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цель и задачи мероприятия
Цели:
- создать условия для повышения интеллектуального и культурного уровня обучающихся, расширение кругозора учеников;
- формировать на основе интеллектуальной компетенции и самостоятельного творческого навыка условия для развития духовно-нравственной личности.
Задачи:
- Расширить знания учащихся о русском языке; формировать культуру речевого общения.
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся; развивать интеллект, память, внимание, воображение.
- Воспитывать у детей гражданское самосознание, любовь к Родине, к родному краю, к своему народу, любовь и уважение к русскому языку.
Форма проведения мероприятия: игра-путешествие.
Подготовительная работа и оборудование:
– формирование команд из учащихся 5-9 классов;
состав команд – 5 человек, количество команд – 6;
каждая команда придумывает себе название, девиз,
готовит домашнее задание;
– подготовка наблюдателей для различных
заданий из учащихся 10-11 класса с целью
выявления лучшего знатока в каждом классе;
– подбор вопросов для игры из книг, Интернета;
изготовление раздаточного материала;
– подготовка презентаций; использование
медиапроектора, компьютера;
– подсчёт правильных ответов ведут жюри –
учителя из МО ГОЦ.
Правила игры:
Команды выполняют различные задания, связанные с русским языком. Жюри оценивает задания по 5 балльной системе.
Этапы игры:
I. «Академия наук» – выполняются задания дома:
найти информацию о лингвистах в
энциклопедических словарях, в Энциклопедии КМ
(компьютер). Оценивается творческое решение
поставленной задачи: сообщения, презентации,
рефераты, доклады.
II. Поместье Фразеология: «Секретный ящик»,
«Дальше, дальше…» – выполняются задания,
связанные с фразеологизмами. Оценивается
правильность, творческий подход и быстрота
ответов.
III. Княжество Орфография: «Грамотей», «Редакторы»
– выполняются задания, связанные с
орфографическими и пунктуационными умениями.
Оценивается правильность ответов и количество
выполненных заданий.
IV. Уезд «Художники» – на листе бумаги (ватман)
нарисовать обложку, знак, иллюстрацию о языке или
речи. Оценивается правильность, творческий
подход в исполнении.
V. Волость Лексика: «С русского на русский»,
«Уральские сказы» – выполняются задания,
связанные с лексикой: устаревшими, новыми
(жаргонизмы) и авторскими словами; задание,
связанное со стилизацией текста на диалектный
говор сказов П.П.Бажова. Оценивается
правильность, нормативность языка; речевые
обороты и средства выразительности, творческий
подход в исполнении.
VI. Губерния «Лингвистические сказки» –
инсценируются сказки о русском языке.
Оценивается артистичность.
Ход игры
Открытие игры
1 ведущий:
Язык есть исповедь народа.
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
2 ведущий: По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
1 ведущий: Русский язык – богатый, мелодичный, великий язык. А хорошо ли мы знаем его? Правильно ли говорим? Бережём ли свой язык?
2 ведущий:
О, русской речи ширь и краткость,
Мне близок строй её и мил,–
Моя опора, гордость, радость,
Окно в необозримый мир.
В ней нежность песни,
Мощь оружья,
Размах – и точность без затей…
Друзья мои, учите русский,
Учите русскому детей. (Сабир Абдулла)
1 ведущий: Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит, – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…
2 ведущий: Сегодня мы получим ещё одну возможность погрузиться в наш язык, в его тайны. Ребята, сегодня вам предстоит испытать себя в роли знатоков русского языка. На различных этапах вы выполните задания по русскому языку и не только… И в конце игры мы определим, кто из наших классов – лучшие знатоки русского языка и кто из учеников – лучший знаток. Итак, мы начинаем…
Представление команд
1 ведущий: В славном царстве, могущественном государстве Русского языка дружно и весело жили – не тужили его дочери и сыновья. Одна из дочерей я – Грамматика.
2 ведущий: Другая из дочерей я – Пунктуация.
Живём мы с братьями и сёстрами в разных
княжествах и поместьях. Поэтому скучаем и любим
ходить друг к другу в гости. А не отправиться ли
нам, Грамматика, навестить родных? Ко всем сразу
не попадём, а вот у некоторых побываем, про жизнь
их всё узнаем.
1 ведущий: А мне хочется побывать у всех. Что же делать, как же быть, и кого нам посетить? Придумала! Мы спросим совета у наших учёных в Академии наук.
«Академия наук» (домашнее задание)
2 ведущий: Ребята, кто такие языковеды? (Учёные, изучающие язык). Вы приготовили информацию о лингвистах? В своих рассказах вы должны представить нам этих выдающихся учёных.
5 класс – С.И.Ожегов.
6 класс – В.И.Даль.
7 класс – А.А.Шахматов.
8 класс – В.В.Виноградов.
9а класс – Л.В.Щерба.
9б класс – М.В.Ломоносов.
1 ведущий: Наши учёные – великие мудрецы. Они нам дали в дорогу клубок ниток, который сам выберет маршрут нашего путешествия. А чтобы по дороге нам не было скучно, возьмём-ка мы с собой скоморохов.
1 сценка (Приложение 6)
Поместье «Фразеология»
2 ведущий: Ребята, вы догадались, куда нас привёл волшебный клубок? А о каких фразеологизмах шла речь? Назовите их.
Фразеология – очень интересный раздел языкознания. Фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной.
Игра «Секретный ящик»
На столе стоят «чёрные ящики», в которые положены предметы: галоша, палка, решето, чайная ложка, камень, очки. Не доставая из ящика предмет, команда должна вспомнить фразеологизм и показать пантомиму командам соперников. Команды должны угадать показываемый фразеологизм.
«Дальше, дальше…»
1 ведущий: Узнайте слово по фразеологизмам. Это задание оценивается на время по 3-х балльной системе: чем быстрее вы догадаетесь, о чём идёт речь, тем лучше. Даются 3 попытки.
5 класс:
1) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного
человека;
2) его советуют искать в поле, когда кто-нибудь
бесследно исчез;
3) на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (Ветер).
6 класс:
1) Её заваривают, затевая какое-нибудь
неприятное, хлопотливое дело, а потом
расхлёбывают, распутывая это дело;
2) её не сварить с тем, с кем трудно договориться;
3) её просит рваная обувь;
4) она в голове у путаников. (Каша).
7 класс:
1) Её толкут в ступе или носят решетом те, кто
занимается бесполезным делом;
2) её берут в рот, когда молчат;
3) ею нельзя разлить неразлучных друзей;
4) в неё прячут концы нечестные люди;
5) иногда они выходят из неё сухими.
(Вода).
8 класс:
1) Они не цветут, а вянут;
2) не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не
понимают;
3) не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые
и любопытные. (Уши).
9а класс:
1) На нём делают зарубки;
2) за него, схватившись, водят;
3) не видят дальше него;
4) его задирают;
5) его вешают;
6) им клюют;
7) с ним остаются;
8) его держат по ветру. (Нос).
9б класс:
1) его прикусили;
2) он не поворачивается;
3) он доведёт до Киева;
4) его проглотили;
5) он острый;
6) с него срывается;
7) его развязывают;
8) его держат за зубами. (Язык).
2 ведущий: Пора прощаться с приветливым поместьем. А наш путь продолжается.
2 сценка. (Приложение 6)
– И где же мы на этот раз?.. И вы правы, мы в княжестве Орфографии.
Княжество «Орфография»
«Грамотей»
Раздаются листочки с текстами о русском языке. Необходимо исправить орфографические и пунктуационные ошибки, объяснить их. (Приложение 1)
«Редакторы»
2 ведущий: Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их. (Приложение 2)
5-6 классы:
Кисель там варят из резины
обложки там из чугуна
там шины делают из глины
там варят сталь из полотна
кирпич там жгут из молока
кроят рубахи из пластмассы
творог готовят из песка
посуду делают из пряжи
стекло там плавят из бетона
прядут там нити из сукна
плотины строят из картона
костюмы шьют…
7-9 классы:
Дедушка присел на пенёк, собиравший грибы.
Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.
Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.
Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.
Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Вернувшись домой, пошёл дождь.
Подъезжая к дому, залаяли собаки.
Игра со зрителями. (Приложение 7)
1 ведущий: Не устали с нами путешествовать? Тогда едем дальше. Вижу уезд какой-то, но какой?
3 сценка (Приложение 6 или плакат, на котором нарисована пословица: «Что написано пером, не вырубить и топором».)
Уезд «Художники»
1 ведущий: Вам нужно за 5 минут нарисовать:
5-6 классы – обложку книги о русском языке.
7-8 классы – знак, запрещающий грубую речь.
9 классы – иллюстрацию к любому фразеологизму.
Игра со зрителями (Приложение 7)
2 ведущий: Наша путь – дорожка пролегает между горами и лесами. Путь наш не близок и не далёк. А впереди кто-то с кем-то спорит…
4 сценка (Приложение 6)
Как называются слова близкие по звучанию, но разные по значению?.. Правильно, омонимы. А в каком разделе «Русского языка» они изучаются?... Мы прибыли в волость «Лексика».
Волость «Лексика»
В этой волости живут знакомые незнакомцы. Язык – явление развивающееся. В нём есть слова, ограниченные по употреблению. Одни устарели, другие огрубляют нашу речь, третьи придуманы авторами. Что это за слова? (устаревшие, жаргонизмы, авторские). С такими словами вы сейчас встретитесь. Попробуйте перевести их на современный русский язык.
«С русского на русский» (Приложение 3)
5-6 классы – Устаревшие слова: ланиты, очеса,
уста, чело, душегрейка (щёки, глаза, губы, лоб,
шубка).
7-8 классы – Жаргонизмы: грабли, варежка, литра,
пара, скинуть, зелень, велик (руки, рот,
литература, оценка «2», скопировать диск, доллары,
велосипед).
9 классы – авторские слова: мокроступы,
мирооколица, себятник, самоподымальщик (галоши,
атмосфера, эгоист, лифт).
Игра со зрителями (Приложение 7)
5 сценка (Приложение 6)
Как называются слова той или иной местности? (Диалектные).
«Уральские сказы» (Приложение 4)
1 ведущий: Уважаемые игроки! Перед вами отрывок из сказа Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка». Внимательно прочитайте его. Обратите внимание на особую манеру повествования, характерную для произведений Бажова. Попробуйте создать текст-подражание, используя речевые обороты и средства выразительности, часто употребляющиеся в предложенном отрывке. Расскажите о том, как вы пришли на нашу игру, как она для вас началась.
(Чтение ведущего текста П.П.Бажова).
Игра со зрителями (Приложение 7)
2 ведущий: (подражая говору сказов) Ох и люблю я разговоры слушать, а ещё пуще сказки люблю. Скоморохи, а не расскажете ли вы их нам?
6 сценка (Приложение 6)
Будет вам спорить. Мы прибыли в губернию «Лингвистических сказок». Здесь-то уж точно умеют сказки рассказывать, а мы их послушаем.
Губерния «Лингвистические сказки» (домашнее задание)
Инсценируются сказки о русском языке (Приложение 5)
1 ведущий: Напутешествовались мы сегодня. Встречали нас радушно. Но… в гостях хорошо, а дома лучше. Пора нам, сестра, возвращаться в свои княжества. А тех братьев и сестёр, которых мы сегодня не успели посетить, навестим в следующий раз.
Закрытие игры
Подводятся итоги игры. На стенде размещаются плакаты и рисунки, нарисованные в ходе игры. Проводится рефлексия: прикрепить лепесток на доске, чтобы образовался цветок. Если игра понравилась – оранжевый, не очень понравилась – розовый.
2 ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча, но встреча с русским языком не закончится никогда. Язык наш – друг наш. Помните об этом.
1 ведущий: Сегодняшняя игра обнаружила и победителей, и проигравших. Можно смело сказать: в ней не было побеждённых, ибо победила, я думаю, любовь к русскому языку, названному классиком отечественной литературы Иваном Сергеевичем Тургеневым великим, могучим и правдивым.
2 ведущий: Так давайте же будем дружить с ним, изучать его непрестанно, и тогда мы станем так же величественны и могучи, как его Величество Русский язык! Спасибо! Удачи во всём и до новых встреч!
Литература.
1. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург. –
Издательство «АРГО», 1996.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин Н.В. Русский язык 10-11
классы. Москва. – «ТИД «Русское слово РС», 2006.
3. Ильина Н.Д. Предметная неделя литературы в
школе. Ростов-на-Дону. – Издательство «Феликс»,
2008.
4. Касперская О.В. Система работы с
одарёнными детьми. Волгоград. – Издательство
«Учитель», 2010.
5. Савченкова Г.Ф. Рабочая тетрадь по
русскому языку 5, 6, 7, 8, 9 классы. Москва. –
Издательство «Экзамен», 2005.
6. www.1sept.ru.
Издательский дом «Первое сентября».