План-конспект урока
Класс 10.
Цель: формирование гражданской культуры учащихся.
- Задачи:
Обучающие: сформировать основные понятия: гражданин, гражданственность, гражданское общество, правовое государство; создать условия для обсуждения с учащимися актуальных проблем российского общества; формировать умение мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Тип урока: урок комплексного использования знаний.
Используемые приемы, методы, технологии обучения: информационный, проблемный, дискуссии
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая
Организация деятельности учащихся на уроке: обсуждают проблемы; самостоятельно подбирают аргументы; отвечают на вопросы; доказывают свою точку зрения; дискутируют; рефлексируют.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
- Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, аргументировать ответ, высказывать свои мысли логично, вести дискуссию, обосновывать своё решение; Учебно-познавательная компетенция: умение определять цель и порядок работы, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль;
- Компетенция личностного самосовершенствования: умение анализировать свои достижения и ошибки, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать результаты своей деятельности.
Структура урока.
Дидактическая цель этапа | Содержание этапа | Результат работы учащихся на данном этапе |
I.
Организационный (2 мин.). Подготовить учащихся к работе на уроке: |
Приветствие учителя и учащихся; организация внимания. | Учащиеся готовы к началу работы, настроены на плодотворную работу. |
II.
Актуализация знаний (4 мин.). Подготовить к восприятию нового материала. |
Учащиеся знакомятся с темой урока, разбирают понятия “гражданин”, “гражданственность”, “гражданское общество”, “правовое государство” анализируют эпиграф к уроку | Актуализированы опорные знания. |
III.
Мотивация (2 мин.). Подготовить учащихся к сознательному усвоению нового материала. |
Учитель ставит перед учащимися задачи; предлагает план работы. | Учащиеся смотивированы на предстоящую работу. |
IV. Этап
усвоения новых знаний (32 мин.). Подвести учащихся к осознанию роли собственной гражданской инициативы. |
– Учитель ставит перед учащимися
проблемную ситуацию. – Учащиеся: – Группа делится на две части: на тех, кто пройдет мимо и на тех, кто
что-то будет предпринимать; Подведение итога всего сказанного учителем |
Выработка собственного мнения; – учащиеся подбирают аргументы в группах; – выступления от команд; – обсуждение вопроса; – дискуссия между спикерами групп и группами. |
V.
Подведение итогов урока (5 мин.). Проанализировать работу на уроке. |
Общий вывод учителя, исходя из высказанных учащимися мнений, взглядов; работа с эпиграфом урока. | Делают выводы по уроку. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
II,
III. Актуализация знаний
(Мотивация) Сегодня по всей стране проходит парламентский урок. Тема нашего урока – “Твоя гражданская позиция”. Цель нашего урока – выяснить, что такое гражданственность, гражданин, гражданское общество, правовое государство; На уроке попытаемся выработать свое мнение, относительно предложенных для анализа ситуаций. Хотелось бы увидеть активных молодых людей, неравнодушных, рассуждающих о тех проблемах, которые прозвучат сегодня на уроке. Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова У.Шекспира: “Быть или не быть – вот в чем вопрос…” |
Внимательно слушают |
Как вы понимаете слова Шекспира? | Отвечают, высказывают свои мнения. |
Экскурс в историю: Гражданское общество в России только формируется (с 90-х годов 20 века) в то время как, например, в США оно уже существует давно. В России же до 90-х г.г. существовал тоталитарный (при Ленине и Сталине) и полутоталитарный режим (при Хрущеве, Брежневе и т.д.), когда любое инакомыслие каралось. Приветствовалось только соглашательство, молчание, славословие в адрес советской власти. Итак, в течение урока вам будут предложены различные жизненные ситуации, а вам предлагаем определить свою точку зрения на них, аргументировать свой выбор, а преподаватель выступает в роли рефери. |
Словарная работа: гражданственность, гражданин, гражданское общество, правовое государство |
IV. Этап
усвоения новых знаний. Ситуация 1. Вы идете вечером на улице и видите, что двое нетрезвых парней пристают к девушке. Вы пройдете мимо или предпримите какие-либо действия? Вывод преподавателя: Каждый из нас волен принимать решения сам: пройти мимо или вступиться. Но если ты Человек, если ты Гражданин, то ты не должен проходить мимо беззаконий. К тому же, не следует забывать, что в Уголовном Кодексе есть статья: “оставление в опасности”. Не оказание помощи также является преступлением. Ситуация 2. Вы видите, что у вас на работе начальник берет взятки, ворует и больше занимается личным обогащением, чем реальной работой. Сможете вы начать бороться с этим? Вывод преподавателя: Конечно, ради должности, работы и зарплаты выгоднее помалкивать, но если мы будем молчать, когда будем видеть беззакония власть предержащих, то страна наша погибнет в пучине коррупции, которая итак разъедает наше государство. Поэтому, если ты Человек и Гражданин, не нужно молчать. А статья УК за коррупцию и злоупотребление должна работать. Ситуация 3. Если вам представится возможность уехать из России, например, в США или Германию, вы уедете? Вывод преподавателя: Согласно 27 ст.Конституции РФ гражданин волен передвигаться куда ему хочется и жить там, где ему хочется, но если ты Человек и Гражданин, если патриот своей Родины, то бросать свою Родину-мать только потому, что в ней есть какие-либо проблемы (а проблемы есть в любой стране) – это удел мелких ничтожных людей. Нельзя предавать свою Родину “ради большой и лучшей тарелки супа”. |
Слушают.
Слушают.
Слушают. |
V.
Подведение итогов урока. Всю жизнь, каждый час, каждый день мы вынуждены делать выбор. Обратим ещё раз внимание на эпиграф к нашему уроку: Гамлет, в конце концов, выступил против матери, подлецов и мерзавцев. Чем всё закончилось в пьесе? Все погибли. Может ему совсем и не стоило выступать, все бы остались живы и здоровы. Правильного ответа на этот вопрос нет. Каждый из вас каждый день, каждый час должен делать выбор: либо пройти мимо, либо вступиться, либо промолчать, либо сказать, либо уехать, либо остаться. Это ваш выбор: быть или не быть, вот в чём вопрос. |
Общий вывод по высказанным мнениям. Отвечают у кого поменялось первоначальное мнение по 1, 2, 3 ситуациям. |