Парламентский урок "Твоя гражданская позиция"

Разделы: Внеклассная работа


План-конспект урока

Класс 10.

Цель: формирование гражданской культуры учащихся.

  • Задачи:
    Обучающие: сформировать основные понятия: гражданин, гражданственность, гражданское общество, правовое государство; создать условия для обсуждения с учащимися актуальных проблем российского общества; формировать умение мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
  • Развивающие: способствовать развитию у учащихся навыков грамотной устной речи, умения доказывать свою точку зрения, приводя весомые, логичные аргументы.
  • Воспитывающие: способствовать выработке активной гражданской позиции; активизировать интерес к социальным проблемам города (страны).

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Используемые приемы, методы, технологии обучения: информационный, проблемный, дискуссии

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая

Организация деятельности учащихся на уроке: обсуждают проблемы; самостоятельно подбирают аргументы; отвечают на вопросы; доказывают свою точку зрения; дискутируют; рефлексируют.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

  • Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, аргументировать ответ, высказывать свои мысли логично, вести дискуссию, обосновывать своё решение;
  • Учебно-познавательная компетенция: умение определять цель и порядок работы, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль;
  • Компетенция личностного самосовершенствования: умение анализировать свои достижения и ошибки, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать результаты своей деятельности.

Структура урока.

Дидактическая цель этапа Содержание этапа Результат работы учащихся на данном этапе
I. Организационный (2 мин.).

Подготовить учащихся к работе на уроке:
– обеспечить благоприятную внешнюю обстановку для работы;
– психологически настроить учащихся на предстоящее занятие.

Приветствие учителя и учащихся; организация внимания.

Учащиеся готовы к началу работы, настроены на плодотворную работу.

II. Актуализация знаний (4 мин.).

Подготовить к восприятию нового материала.

Учащиеся знакомятся с темой урока, разбирают понятия “гражданин”, “гражданственность”, “гражданское общество”, “правовое государство” анализируют эпиграф к уроку Актуализированы опорные знания.
III. Мотивация (2 мин.).

Подготовить учащихся к сознательному усвоению нового материала.

Учитель ставит перед учащимися задачи; предлагает план работы. Учащиеся смотивированы на предстоящую работу.
IV. Этап усвоения новых знаний
(32 мин.).

Подвести учащихся к осознанию роли собственной гражданской инициативы.

– Учитель ставит перед учащимися проблемную ситуацию.

– Учащиеся:

– Группа делится на две части: на тех, кто пройдет мимо и на тех, кто что-то будет предпринимать;
– выбирают от команды спикера,
– высказывают свои аргументы, выслушивают чужие;
– задают друг другу вопросы;
– отвечают на вопросы.

Подведение итога всего сказанного учителем

Выработка собственного мнения;
– учащиеся подбирают аргументы в группах;
– выступления от команд;
– обсуждение вопроса;
– дискуссия между спикерами групп и группами.
V. Подведение итогов урока (5 мин.).

Проанализировать работу на уроке.

Общий вывод учителя, исходя из высказанных учащимися мнений, взглядов; работа с эпиграфом урока. Делают выводы по уроку.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
II, III. Актуализация знаний (Мотивация)

Сегодня по всей стране проходит парламентский урок. Тема нашего урока – “Твоя гражданская позиция”. Цель нашего урока – выяснить, что такое гражданственность, гражданин, гражданское общество, правовое государство;

На уроке попытаемся выработать свое мнение, относительно предложенных для анализа ситуаций. Хотелось бы увидеть активных молодых людей, неравнодушных, рассуждающих о тех проблемах, которые прозвучат сегодня на уроке.

Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова У.Шекспира: “Быть или не быть – вот в чем вопрос…”

Внимательно слушают
Как вы понимаете слова Шекспира? Отвечают, высказывают свои мнения.
Экскурс в историю:

Гражданское общество в России только формируется (с 90-х годов 20 века) в то время как, например, в США оно уже существует давно. В России же до 90-х г.г. существовал тоталитарный (при Ленине и Сталине) и полутоталитарный режим (при Хрущеве, Брежневе и т.д.), когда любое инакомыслие каралось. Приветствовалось только соглашательство, молчание, славословие в адрес советской власти.

Итак, в течение урока вам будут предложены различные жизненные ситуации, а вам предлагаем определить свою точку зрения на них, аргументировать свой выбор, а преподаватель выступает в роли рефери.

Словарная работа: гражданственность, гражданин, гражданское общество, правовое государство
IV. Этап усвоения новых знаний.

Ситуация 1.

Вы идете вечером на улице и видите, что двое нетрезвых парней пристают к девушке. Вы пройдете мимо или предпримите какие-либо действия?

Вывод преподавателя:

Каждый из нас волен принимать решения сам: пройти мимо или вступиться. Но если ты Человек, если ты Гражданин, то ты не должен проходить мимо беззаконий. К тому же, не следует забывать, что в Уголовном Кодексе есть статья: “оставление в опасности”. Не оказание помощи также является преступлением.

Ситуация 2.

Вы видите, что у вас на работе начальник берет взятки, ворует и больше занимается личным обогащением, чем реальной работой. Сможете вы начать бороться с этим?

Вывод преподавателя:

Конечно, ради должности, работы и зарплаты выгоднее помалкивать, но если мы будем молчать, когда будем видеть беззакония власть предержащих, то страна наша погибнет в пучине коррупции, которая итак разъедает наше государство. Поэтому, если ты Человек и Гражданин, не нужно молчать. А статья УК за коррупцию и злоупотребление должна работать.

Ситуация 3.

Если вам представится возможность уехать из России, например, в США или Германию, вы уедете?

Вывод преподавателя:

Согласно 27 ст.Конституции РФ гражданин волен передвигаться куда ему хочется и жить там, где ему хочется, но если ты Человек и Гражданин, если патриот своей Родины, то бросать свою Родину-мать только потому, что в ней есть какие-либо проблемы (а проблемы есть в любой стране) – это удел мелких ничтожных людей. Нельзя предавать свою Родину “ради большой и лучшей тарелки супа”.

  • Делятся на две группы: тех, кто пройдет мимо и не заступится и тех, кто будет что-либо предпринимать.
  • Подбирают в группах аргументы
  • Спикеры от команды высказывают и доказывают свою точку зрения на заданную проблему, приводят примеры из жизни.
  • Группы дополняют ответы своих спикеров.

Слушают.

  • Вновь делятся на две группы: тех, кто будет бороться и
  • кто не будет вмешиваться.
  • Подбирают в группах аргументы
  • Спикеры от команды высказывают и доказывают свою точку зрения на заданную проблему, приводят примеры из жизни
  • Группы дополняют ответы своих спикеров.

Слушают.

  • Вновь делятся на две группы: тех, кто уедет из страны и кто останется.
  • Подбирают в группах аргументы
  • Спикеры от команды высказывают и доказывают свою точку зрения на заданную проблему, приводят примеры из жизни
  • Группы дополняют ответы своих спикеров.

Слушают.

V. Подведение итогов урока.

Всю жизнь, каждый час, каждый день мы вынуждены делать выбор.

Обратим ещё раз внимание на эпиграф к нашему уроку: Гамлет, в конце концов, выступил против матери, подлецов и мерзавцев. Чем всё закончилось в пьесе? Все погибли. Может ему совсем и не стоило выступать, все бы остались живы и здоровы. Правильного ответа на этот вопрос нет. Каждый из вас каждый день, каждый час должен делать выбор: либо пройти мимо, либо вступиться, либо промолчать, либо сказать, либо уехать, либо остаться. Это ваш выбор: быть или не быть, вот в чём вопрос.

Общий вывод по высказанным мнениям. Отвечают у кого поменялось первоначальное мнение по 1, 2, 3 ситуациям.