Цели и задачи урока.
- Образовательная цель: ознакомление учащихся с якутской национальной одеждой, с искусством народа Саха, с видами рукавиц.
- Развивающая цель: формирование навыков по моделированию и конструированию видов рукавиц и перчаток в национальном стиле.
- Воспитательная цель: привитие уважения и любви к творчеству своего народа, воспитание чувств интернационализма.
Методическое обеспечение:
– выставка литературы по национальному искусству;
– слайды с иллюстрациями работ мастеров;
– выкройки видов рукавиц;
– выставка готовых рукавиц.
– на манекене: полное убранство верхней женской одежды.
Ход урока
1. Организационный момент:
Сегодня мы познакомимся с основными видами национальной одежды, в частности, якутскими рукавицами, нарисуем модель рукавиц и создадим выкройку рукавиц.
2. Презентация материала о рукавицах.
Необходимым дополнением к традиционному якутскому костюму были рукавицы. Существовало много видов бытовых, нарядных, дорожных и охотничьих рукавиц. Почти у всех видов рукавиц имелись поперечные вырезы возле запястья с внутренней стороны – уостаах утулук (буквально: рукавицы с разрезом). Этот элемент позволял работать руками, не снимая рукавицы. При этом тыльная часть рук всегда оставалась покрытой. В сильные морозы при дальних переездах и во время охоты рукавицы с разрезами были весьма удобными и практичными. Ладонная сторона таких рукавиц обычно готовились из лосиной (рабочая) и оленьей (нарядная) ровдуги.
Лекала традиционных рукавиц состоят из четырех частей – тыльной, ладонной, напальчника и обшлага. В большинстве случаев ладонная часть состоит из двух частей, выкроенных вместе с напальчником. Рукавицы с обшлагом называли тиэриилээх утулук. В некоторых случаях края обшлагов обшивались мехом.
Особым декором отличаются рукавицы, вышитые сплошь орнаментом – оьуордаах утулук. Форма рукавиц неизменна, меняется только орнамент и это зависит от материала отделки.
В некоторых случаях рукавицы оформляют тканевой лоскутной мозаикой. Рукавицы сшиты из разноцветного сукна в контрастной цветовой гамме. Обшлаг выполнен в технике лоскутной мозаики в стиле тангалай.
Интересны по декору женские и мужские нарядные перчатки из ровдуги – сарыы бэрэстээнки или эрбэхтээх утулук. Их расшивали подшейным волосом или цветными нитками и оторачивали бархатом или мехом. Такие перчатки в сочетании с вышитым навершием нарядного головного убора шапки-дьабака гармонично дополняли летнюю нарядную одежду кытыылаах сон.
Сейчас в повседневной жизни женщины с удовольствием носят вышитые рукавицы. Сохраняя народные традиции, шьют рукавицы на современный лад. Но надо помнить, что каждый завиток орнамента имеет свое значение. Это может быть благославление и оберег.
Все рукавицы: мужские, женские, детские, зимние, и летние шьются по одной выкройке, меняется лишь размер. (показываются шаблоны выкроек рукавиц. Объясняется чем они отличаются друг от друга)
3. Практическая работа.
– Сейчас мы начнем работу по шитью нарядных зимних рукавиц. Для этого каждый из вас должен разработать свою выкройку для них и продумать эскиз для орнамента. Вы можете использовать шаблоны для орнаментов. Образцом для орнамента служит растительный мотив. (Далее раздаются наглядные пособия, шаблоны выкроек, орнаментов и т.д. Учащиеся начинают практическую работу. В ходе самостоятельной работы дается индивидуальный инструктаж. Учащиеся должны работать в свободной, непринужденной обстановке. Можно использовать музыкальный фон.)
4. Заключительный инструктаж. Проводится анализ работ учащихся:
– Сегодня мы разработали и изготовили выкройки рукавицы, придумали эскиз оформления. На следующем занятии изучим якутские декоративные швы и начнем вышивание.
Дальнейшая обработка рукавицы идет уже после завершения вышивки.
5. Домашнее задание: принести предметы и приспособления для вышивания