Цель: развитие интереса к изучению русского языка.
Задачи:
- воспитание бережного отношения к слову
- развитие познавательной активности,
- развитие речи учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, секундомер, раздаточный материал.
Предварительная работа: учащиеся заранее разделены на 3 команды. В каждой команде выбран капитан.
Ход занятия
Презентация. (Слайд 1)
1-й конкурс “Приветствие”.
(Слайд 2)
Каждая команда представляет название, девиз, а также приветственное слово РУССКОМУ ЯЗЫКУ (зачитывают слова великих писателей и поэтов об огромном значении русского языка в жизни человека или представляют работы собственного сочинения).
Оценивание: лучшая команда – 3 балла, средняя – 2, худшая – 1. Максимум 10 баллов
Ведущий: Настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках. Они хранят опыт народа, дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас. Знать много пословиц и поговорок значит не только хорошо владеть родным языком и средствами его выразительности, но и быть человеком мудрым.
2-й конкурс “Собери пословицу”
(Слайд 3)
Оцениваем скорость и правильность выполнения заданий. Каждая команда получает бланк с заданием (Приложение 1). 1 правильный ответ – 1 балл. Максимум 10 баллов (Слайд 4)
- доброе, пирога, лучше, мягкого, слово
- язык, не, приветливых, отсохнет, слов, от
- молчание, а, слово, золото, серебро
- говори, услышишь, побольше, поменьше
- поле, умом, а, красно, пшеницей, беседа
- в, человека, общении, лошадь, езде, а, узнают, по
- враг, говорит, язык, мой, прежде, ума, мой
- на, себя, кто, много, накликает, тот, болтает, беду
- что, говорить, с, напиться, меду, тобой
- слова, голова, пустые, не скажет, умная
Ответы:
- Доброе слово лучше мягкого пирога.
- От приветливых слов язык не отсохнет.
- Слово – серебро, а молчание – золото.
- Поменьше говори – побольше услышишь.
- Красно поле пшеницей, а беседа – умом.
- Лошадь узнают по езде, а человека в общении.
- Язык мой – враг мой: прежде ума говорит.
- Кто много болтает, тот беду на себя накликает.
- С тобой говорить, что меду напиться.
- Умная голова не скажет пустые слова.
Дополнительное задание: (Слайд 5) Назовите самого знаменитого собирателя русского фольклора, автора сборника “Пословицы и поговорки русского народа”. (Владимир Иванович Даль). Оцениваем 1 балл. (Слайд 6)
Ведущий: Что значит быть грамотным? (Дополнительный вопрос, если ребята не ответили: “Достаточно ли сказать, что грамотный – это человек, умеющий читать и писать?”)
Ответ: Грамотный – человек, умеющий читать и писать согласно нормам грамматики и правописания. За правильный ответ 1 балл.
3-й конкурс “Корректор”.
(Слайд 7)
В этом конкурсе соревнуются капитаны команд. Каждый капитан получает листок с заданием.
(Слайд 8)
Ведущий: Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел меню и заказал:
– Шесть порций орфографических ошибок.
– Этого подать не можем, не держим, – ответил официант.
– Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, – сказал Куприн и зачитал
злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы. (Приложение 2)
1.Бул...н кур...ый с фрик...дельками.
2. К..тлеты св..ные
3. Ра…ольник с к…лбасой
4. П..льмени
5. Шамп..ньоны в яич…ном соусе
6. К..мпот груш..вый
7. К..сель клюкв..ый
8. П..рожное б..сквитное
9. Коври...ка ржа...ая
10. Пиро..ки с печ..нкой
Ответы:
1. Бульон куриный с фрикадельками.
2. Котлеты свиные.
3. Рассольник с колбасой.
4. Пельмени.
5. Шампиньоны в яичном соусе.
6. Компот грушевый.
7. Кисель клюквенный.
8. Пирожное бисквитное.
9. Коврижка ржаная.
8. Пирожки с печёнкой.
Исправленное меню капитаны отдают жюри. Одна ошибка – 1 балл. Максимум 20 баллов.
Пока капитаны исправляют ошибки в меню, игра “Корректор” проходит для остальных участников команд. Оцениваем скорость и правильность выполнения заданий. Предложения по очереди выводим на экран. За каждую ошибку – 1 бал, за объяснение (тип ошибки, как исправить) +1 балл. Максимум 20 баллов
- При входе в горящее здание надо одевать противогаз. (Слайд 9)
- У нее были очень огромные глаза. (Слайд 10)
- Придя на тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма. \ (Слайд 11)
- Он всегда ложит локти на стол. (Слайд 12)
- Волга ширее Дона. (Слайд 13)
- Вдали показалась стая уток и зайцев. (Слайд 14)
- Пожухла лиственница на березках. (Слайд 15)
- Он снял шапку с головы и подбросил её вверх. (Слайд 16)
- Я готов голосовать за это обоими руками. (Слайд 17)
- Собрание будет в декабре месяце. (Слайд 18)
Ответы:
- При входе в горящее здание надо одевать противогаз (глагол “одеть” сочетается с одушевленным существительными; “надеть” – с неодушевленными).
- У нее были очень огромные глаза (лишнее слово “очень”. Многословие).
- Придя на тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма. (Когда я пришел на тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма).
- Он всегда ложит локти на стол (должно быть “кладет”).
- Волга ширее Дона (должно быть “шире”, не правильно образована степень сравнения).
- Вдали показалась стая уток и зайцев (Вдали показались зайцы и стая уток. Стая – преимущественно о птицах, рыбах.)
- Пожухла лиственница на березках (неправильный выбор слова. Пожухла листва на березках).
- Он снял шапку с головы и подбросил её вверх. (Двусмысленность. Ошибки в употреблении местоимений Мальчик снял с головы шапку и подбросил её вверх.)
- Я готов голосовать за это обоими руками (Я готов голосовать за это обеими руками. Оба, обе – это собирательные числительные).
- Собрание будет в декабре месяце (Речевая избыточность. Собрание будет в декабре).
4-й конкурс “Самый умный”.
(Слайд 19)
В конкурсе участвуют представители команд. В течение 30 секунд каждый участник должен отвечать на вопросы. Если игрок не может ответить, он должен попросить ведущего перейти к следующему вопросу. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов. Один правильный ответ – 1 балл. Максимум 15 баллов
1. Раскройте смысл фразеологизма… | |||
Для 1 команды | Для 2 команды | Для 3 команды | |
Рукой подать | Сломя голову | Зарубить на носу | |
Ответ: близко | Ответ: быстро | Ответ: запомнить | |
2. Подберите антоним к слову ….. | |||
рассеянный | острый | верхний | |
Ответ: внимательный | Ответ: тупой | Ответ: нижний | |
3. Замените русским синонимом заимствованное слово… | |||
трасса | дискуссия | прогресс | |
Ответ: дорога | Ответ: спор | Ответ: развитие | |
4. Поставьте слово …… во множественное число | |||
море | трава | река | |
Ответ: моря | Ответ: травы | Ответ: реки | |
5. Определите часть речи у слова… | |||
двенадцать | действовать | вражда | |
Ответ: числительное | Ответ: глагол | Ответ: существительное | |
6. Раздел науки о языке, изучающий… | |||
… постановку знаков препинания | … правописание слов | … словарный состав языка | |
Ответ: пунктуация | Ответ: орфография | Ответ: лексика | |
7. Назовите приставку в слове… | |||
сберечь | рассказ | подъезд | |
Ответ: с | Ответ: рас | Ответ: под | |
8. Определите род у слова… | |||
тюль | лебедь | вуаль | |
Ответ: мужской | Ответ: мужской | Ответ: женский | |
9. Замените синонимом устаревшее слово… | |||
очи | уста | перст | |
Ответ: глаза | Ответ: губы | Ответ: палец | |
10. Закончите предложение… | |||
… по цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и …. | … второстепенные члены предложения – это определение, дополнение и … | … по интонации предложения бывают восклицательные и … | |
Ответ: побудительные | Ответ: обстоятельство | Ответ: невосклицательные | |
11. Слова какой части речи отвечают на вопросы… | |||
какой? который? чей? | как? когда? куда? почему? зачем? | что делая? что сделав? | |
Ответ: прилагательное | Ответ: наречие | Ответ: деепричастие | |
12. Сколько звуков в слове… | |||
ель | юла | еж | |
Ответ: 3 | Ответ: 4 | Ответ: 3 | |
13. Определите спряжение глагола… | |||
брить | смотреть | держать | |
Ответ: 1 | Ответ: 2 | Ответ: 2 | |
14. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? | 14. Время глагола, обозначающее действие, которое произойдет вскоре. | 14. Неизменяемая форма глагола, которая не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число, только называет действие | |
Ответ: именительный | Ответ: будущее | Ответ: инфинитив | |
15. Как пишется… Слитно, раздельно или через дефис? | |||
Предлог из-под | Прилагательное железнодорожный | Местоимение кое-кто | |
Ответ: через дефис | Ответ: слитно | Ответ: через дефис |
Ведущий: пока жюри подводят итоги, команды выполняют последнее задание.
5-й конкурс “Найди овощ”.
В предложение бумага истлела “спрятано” слово “аист” (Слайд 20). В четырех из пяти следующих примерах найдите названия овощей, а в одном – название цветка. Предложения необходимо выводить на экран по одну. Оцениваем скорость и правильность выполнения заданий. 1 правильный ответ – 1 балл. Максимум 5 баллов.
Впереди скала (Слайд 21) Банка пуста (Слайд 22) На полу кошка (Слайд 23) Зима кончается (Слайд 24) На ковре паук (Слайд 25) |
Ответы. Впереди скала Банка пуста На полу кошка Зима кончается На ковре паук |
Подведение итогов согласно протоколу (Приложение 3). Награждение победителей (Приложение 4).
(Слайд 26)