Цель: привлечь внимание детей к зимующим птицам и сформировать чувство ответственности за них.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, встречающихся в нашей местности.
2. Уметь определять зимующих птиц по внешнему виду.
3. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Форма: Игра “Птичий калейдоскоп”.
Адресат: учащиеся начальных классов.
Оборудование:
- объемные изображения (картинки) зимующих птиц;
- карточки с заданиями: “Собрать мозаику", “Чей голос?”, “Путаница”, “Веришь – не веришь?”, “Сороки-тараторки”, “Все обо всем”;
- таблички с названиям птицы: синица, свиристель, воробей, сова, сорока, дятел, снегирь, клест;
- таблички с пословицами “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”, “Здоровое дерево дятел не долбит”;
- табличка со скороговоркой “Три сороки-тараторки тараторили на горке”;
- магнитофон;
- кассета с записью голосов птиц;
- разрезное панно двух птиц;
- аппликация кормушки;
- мешочки с кормом для птиц (с салом, семечками, зерном, ягодами рябины).
Подготовительная работа:
1. Детям даются индивидуальные задания (по желанию):
– найти стихи о зимующих птицах;
– подобрать материал о зимующей птице.
2. Дети делятся на 2 команды и придумывают название.
3. Развешиваются объемные картинки зимующих птиц, с прикрепленными заданиями.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
За окном метель и стужа,
Снег засыпал все вокруг.
Птицам нашим очень туго.
Нужно им помочь мой друг.
II. Вступление
Птицы издавна привлекали людей. На земле их около 9 тысяч видов. Они распространены по всему земному шару. Человек встречает их и в полярных странах и на экваторе, на воде и на вершинах высочайших гор, в лесах, степях и пустынях.
Ребята, посмотрите, сколько птиц прилетело сегодня к нам в гости. Кто знает, как их зовут? (Дети рассматривают развешенные по кабинету изображения зимующих птиц и называют их.)
– Что объединяет всех их? (Это оседлые или зимующие птицы.) Оседлых птиц
мало, всего 1/5 (20 %) видов от общего числа.
– Как вы думаете, почему они поспешили к нам? (Хотят, что бы мы им помогли в
самые трудные и голодные для них зимние месяцы)
– Чему же посвящено наше мероприятие? (Птицам, которые остаются зимовать в нашей
местности и нуждаются в нашей заботе.) И поможет нам в этом игра “Птичий
калейдоскоп”
Вы заранее разбились на команды и придумали название. Озвучьте их. (Табличка с названием команды ставится на стол.) За каждый правильный ответ в игре команда будет получать мешочек с кормом для птиц нашего города, который по пути домой вы сможете положить в кормушки, которые у нас висят на территории школы.
– Для чего человек подкармливает птиц в холодные, морозные и вьюжные зимние дни? (Ответы детей.)
Сделать кормушки и покормить птиц в зимний период – одна из основных наших с вами задач. Посмотрим, какие птицы сегодня прилетят к нашей кормушке (на доске прикреплена аппликация кормушки).
III. Игра “Птичий калейдоскоп”.
1. Отгадайте загадку:
Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю, здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый (воробей). (Открываю табличку с названием птицы и прикрепляю к кормушке.)
Эту маленькую птичку знают все. Воробья можно встретить и в шумных городах, и в тихих деревнях. В городах обитают домовые (городские) воробьи, а в деревнях – деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением: городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперение его скромное, серенькое.
Посмотрите внимательно вокруг и найдите эту птицу. (Ребята находят изображение воробья.)
Воробьи – птицы общительные. Образуя стайки, воробьи легче замечают опасность и скорее находят корм. Воробьи – питается семенами. Это очень прожорливые птички. “Вора бей!” – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают урожаи посевов. Отсюда и пошло его название.
Они приспособлены жить рядом с человеком и круглый год добывать себе пищу. Свое жилище воробей сооружает под крышей дома, в нишах, в дупле дерева, а иногда вообще не строит гнезда, а захватывает чужие. Гнезда у воробьев закрытые и сделаны из различных материалов: кусочки ваты, тряпочки, перышки, волоски, соломинки, сухие травинки, мочалки и других предметов. На дно гнезда воробьи аккуратно кладут волоски и шерстинки других животных, пух и перья.
Воробьи откладывают от 4 до 10 яиц белого или серого цвета с мелкими крапинками и насиживают 11–13 дней. После появления на свет птенцы уже через 10–12 дней могут покидать гнездо. За весенне-летний период одна воробьиная пара успевает пополниться на 25-30 птенцов (целый класс).
– Кто нам прочитает стихотворение о воробье? (Чтец получает для команды мешочек с кормом)
Зимой в гололедицу и после обильных снегопадов воробьи не могут достать для себя пищу и, будучи голодными, замерзают. Они наши помощники в защите зеленых насаждений от вредных насекомых, поэтому в зимний период воробьев желательно подкармливать, устраивая кормовые столики.
Выполните задание, которое приготовил воробей, и получите корм для них.
Задание от воробья;
“Собрать мозаику”.
(Собрать из “пазлов” птиц: ворону, сову, свиристеля. Каждая команда выбирает по конверту, оставшийся конверт достается одному из приглашенных гостей или учителю.)
2. Соседи.
– Каких соседей воробья по кормушке собрали? (Карточки с названиями птиц
“Ворона, сова, свиристель” вывешиваются.)
– Что означает выражение “накаркать как ворона?” (Накликать беду.)
а) стихотворение о сове (творческое задание),
б) сообщение о свиристели (творческое задание).
– Найдите свиристеля и узнайте, какое задание для команд он приготовил.
Задание свиристеля:
“Чей голос?”
(Дети угадывают голоса птиц – синицы, вороны, воробья, совы.)
3. Угадай по описанию.
Следующую птичку вы можете найти только в том случае, если узнаете ее по описанию.
Это ловкая подвижная птичка. Гнездо свое обычно устраивает в дуплах деревьев. Летом питается пауками, насекомыми семенами, а зимой, в бескормицу ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Особенно любит кусочки мяса и сала. Свое название она получила за свою песенку. Ярко-желтая и живот этой птички поделены пополам широкой черной полосой, на голове – черная шапочка. (Синичка.)
(Ребята ищут картинку с изображение птицы и читают задание.)
Чтение стихотворения о синице (творческое задание).
Задание от синички:
“Путаница”.
На днях была сильная метель и перепутала все пословицы.
Найдите каждой птичке свое место в пословице.
1-я команда – СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ.
2-я команда – ЗДОРОВОЕ ДЕРЕВО ДЯТЕЛ НЕ ДОЛБИТ.
4. В гостях у дятла.
У кормушки появляется табличка с названием птицы.
– Как еще называют дятла? (Санитар леса.)
– Почему его так прозвали? Найдите его.
(Ребята ищут картинку с изображение птицы и читают задание.)
Задание от дятла: “Веришь – не веришь?”
- Верите ли вы, что у дятла самый длинный язык? (Да – 15 см.)
- Верите ли вы, что самое любимое лакомство свиристелей – ягоды рябины? (Да.)
- Верите ли вы, что у сороки самый короткий хвост? (Нет.)
- Верите ли вы, что у совы слух острее в 50 раз, чем у человека? (Да.)
5. В гостях у трескотушки.
– Трескотуха, трещотка – что это? (Русский народный музыкальный инструмент из
пластинок, ударяясь друг о друга который издают очень много шума.)
– Какую птицу можно так назвать? (Сороку.)
– Что означает выражение “трещит как сорока” (говорит много и быстро).
Трещала с самого утра:
“Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит (сорока).
Опишите ее.
Задание от сороки:
“Сороки-тараторки”.
(Кто быстрее проговорит скороговорку.)
ТРИ СОРОКИ-ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ.
Отгадайте загадку:
Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост.
Толстый клюв раздался вширь,
Важен важностью снегирь.
Задание от снегиря:
“Все обо всем”.
(Блиц-опрос для команд.)
- Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла.)
- Какую птицу называют “воровка”? (Сорока.)
- Каких птиц считает бездельник на занятии? (Ворон.)
- Какая птица не умеет ходить? (Воробей.)
- Какая птица дала название мужской рубашке? (Сорока – сорочке.)
- Какая птица устроила в лесу кузницу? (Дятел.)
7. Удивительное рядом.
Среди зимующих птиц есть одна особенная. Она выводит своих птиц зимой, в холодный вьюжный месяц февраль. Что это за птица? (Клест.)
(Просмотр слайд-щоу о клесте.)
Клест – лесная певчая птица семейства вьюрковых отряда воробьинообразных. Птица немного крупнее воробья, но мельче скворца. Длина тела до 17 см, весит 43–57 г. Самцы красные или красно-малиновые, нижняя часть брюха серовато-белая. Самки зеленовато-серые с жёлто-зелёными краями перьев.
Имеет крупную голову, цепкие лапы, позволяющие подвешиваться к шишкам вниз головой, короткий глубоко вырезанный хвост.
Замечателен своеобразным строением клюва. Клюв не очень толстый, более вытянут, менее загнут. Половинки клюва скрещиваются между собой, и их острые концы выдаются по бокам клюва. Подобно попугаям, использует клюв для лазания.
– Кто видел эту птицу?
– Клест водится в наших краях?
Клест интересуется: Что самое главное вы поняли сегодня?
(Зимой нужно вывешивать кормушки и подкармливать птиц.)
IV. Подведение итого занятия.
Посмотрите сколько корма у вас. Посчитайте мешочки. Какая команда отличилась? Что мы дальше будем делась с этими мешочками с кормом? (Положим корм в кормушки.)
Надеюсь, что вы не только сегодня покормите птиц, но будете помогать им постоянно, пока они в нас нуждаются.
Наше мероприятие подошло концу, и закончить его хочется стихами.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.