Внеклассное мероприятие по теме "Будь природе другом. Зимующие птицы"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: привлечь внимание детей к зимующим птицам и сформировать чувство ответственности за них.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, встречающихся в нашей местности.
2. Уметь определять зимующих птиц по внешнему виду.
3. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Форма: Игра “Птичий калейдоскоп”.

Адресат: учащиеся начальных классов.

Оборудование:

  • объемные изображения (картинки) зимующих птиц;
  • карточки с заданиями: “Собрать мозаику", “Чей голос?”, “Путаница”, “Веришь – не веришь?”, “Сороки-тараторки”, “Все обо всем”;
  • таблички с названиям птицы: синица, свиристель, воробей, сова, сорока, дятел, снегирь, клест;
  • таблички с пословицами “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”, “Здоровое дерево дятел не долбит”;
  • табличка со скороговоркой “Три сороки-тараторки тараторили на горке”;
  • магнитофон;
  • кассета с записью голосов птиц;
  • разрезное панно двух птиц;
  • аппликация кормушки;
  • мешочки с кормом для птиц (с салом, семечками, зерном, ягодами рябины).

Подготовительная работа:

1. Детям даются индивидуальные задания (по желанию):
– найти стихи о зимующих птицах;
– подобрать материал о зимующей птице.

2. Дети делятся на 2 команды и придумывают название.

3. Развешиваются объемные картинки зимующих птиц, с прикрепленными заданиями.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

За окном метель и стужа,
Снег засыпал все вокруг.
Птицам нашим очень туго.
Нужно им помочь мой друг.

II. Вступление

Птицы издавна привлекали людей. На земле их около 9 тысяч видов. Они распространены по всему земному шару. Человек встречает их и в полярных странах и на экваторе, на воде и на вершинах высочайших гор, в лесах, степях и пустынях.

Ребята, посмотрите, сколько птиц прилетело сегодня к нам в гости. Кто знает, как их зовут? (Дети рассматривают развешенные по кабинету изображения зимующих птиц и называют их.)

– Что объединяет всех их? (Это оседлые или зимующие птицы.) Оседлых птиц мало, всего 1/5 (20 %) видов от общего числа.
– Как вы думаете, почему они поспешили к нам? (Хотят, что бы мы им помогли в самые трудные и голодные для них зимние месяцы)
– Чему же посвящено наше мероприятие? (Птицам, которые остаются зимовать в нашей местности и нуждаются в нашей заботе.) И поможет нам в этом игра “Птичий калейдоскоп”

Вы заранее разбились на команды и придумали название. Озвучьте их. (Табличка с названием команды ставится на стол.) За каждый правильный ответ в игре команда будет получать мешочек с кормом для птиц нашего города, который по пути домой вы сможете положить в кормушки, которые у нас висят на территории школы.

– Для чего человек подкармливает птиц в холодные, морозные и вьюжные зимние дни? (Ответы детей.)

Сделать кормушки и покормить птиц в зимний период – одна из основных наших с вами задач. Посмотрим, какие птицы сегодня прилетят к нашей кормушке (на доске прикреплена аппликация кормушки).

III. Игра “Птичий калейдоскоп”.

1. Отгадайте загадку:

Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю, здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый (воробей). (Открываю табличку с названием птицы и прикрепляю к кормушке.)

Эту маленькую птичку знают все. Воробья можно встретить и в шумных городах, и в тихих деревнях. В городах обитают домовые (городские) воробьи, а в деревнях – деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением: городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперение его скромное, серенькое.

Посмотрите внимательно вокруг и найдите эту птицу. (Ребята находят изображение воробья.)

Воробьи – птицы общительные. Образуя стайки, воробьи легче замечают опасность и скорее находят корм. Воробьи – питается семенами. Это очень прожорливые птички. “Вора бей!” – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают урожаи посевов. Отсюда и пошло его название.

Они приспособлены жить рядом с человеком и круглый год добывать себе пищу. Свое жилище воробей сооружает под крышей дома, в нишах, в дупле дерева, а иногда вообще не строит гнезда, а захватывает чужие. Гнезда у воробьев закрытые и сделаны из различных материалов: кусочки ваты, тряпочки, перышки, волоски, соломинки, сухие травинки, мочалки и других предметов. На дно гнезда воробьи аккуратно кладут волоски и шерстинки других животных, пух и перья.

Воробьи откладывают от 4 до 10 яиц белого или серого цвета с мелкими крапинками и насиживают 11–13 дней. После появления на свет птенцы уже через 10–12 дней могут покидать гнездо. За весенне-летний период одна воробьиная пара успевает пополниться на 25-30 птенцов (целый класс).

– Кто нам прочитает стихотворение о воробье? (Чтец получает для команды мешочек с кормом)

Зимой в гололедицу и после обильных снегопадов воробьи не могут достать для себя пищу и, будучи голодными, замерзают. Они наши помощники в защите зеленых насаждений от вредных насекомых, поэтому в зимний период воробьев желательно подкармливать, устраивая кормовые столики.

Выполните задание, которое приготовил воробей, и получите корм для них.

Задание от воробья;

“Собрать мозаику”.

(Собрать из “пазлов” птиц: ворону, сову, свиристеля. Каждая команда выбирает по конверту, оставшийся конверт достается одному из приглашенных гостей или учителю.)

2. Соседи.

– Каких соседей воробья по кормушке собрали? (Карточки с названиями птиц “Ворона, сова, свиристель” вывешиваются.)
– Что означает выражение “накаркать как ворона?” (Накликать беду.)

а) стихотворение о сове (творческое задание),

б) сообщение о свиристели (творческое задание).

– Найдите свиристеля и узнайте, какое задание для команд он приготовил.

Задание свиристеля:

“Чей голос?”

(Дети угадывают голоса птиц – синицы, вороны, воробья, совы.)

3. Угадай по описанию.

Следующую птичку вы можете найти только в том случае, если узнаете ее по описанию.

Это ловкая подвижная птичка. Гнездо свое обычно устраивает в дуплах деревьев. Летом питается пауками, насекомыми семенами, а зимой, в бескормицу ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Особенно любит кусочки мяса и сала. Свое название она получила за свою песенку. Ярко-желтая и живот этой птички поделены пополам широкой черной полосой, на голове – черная шапочка. (Синичка.)

(Ребята ищут картинку с изображение птицы и читают задание.)

Чтение стихотворения о синице (творческое задание).

Задание от синички:

“Путаница”.

На днях была сильная метель и перепутала все пословицы.

Найдите каждой птичке свое место в пословице.

1-я команда – СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ.

2-я команда – ЗДОРОВОЕ ДЕРЕВО ДЯТЕЛ НЕ ДОЛБИТ.

4. В гостях у дятла.

У кормушки появляется табличка с названием птицы.

– Как еще называют дятла? (Санитар леса.)
– Почему его так прозвали? Найдите его.

(Ребята ищут картинку с изображение птицы и читают задание.)

Задание от дятла: “Веришь – не веришь?”

  1. Верите ли вы, что у дятла самый длинный язык? (Да – 15 см.)
  2. Верите ли вы, что самое любимое лакомство свиристелей – ягоды рябины? (Да.)
  3. Верите ли вы, что у сороки самый короткий хвост? (Нет.)
  4. Верите ли вы, что у совы слух острее в 50 раз, чем у человека? (Да.)

5. В гостях у трескотушки.

– Трескотуха, трещотка – что это? (Русский народный музыкальный инструмент из пластинок, ударяясь друг о друга который издают очень много шума.)
– Какую птицу можно так назвать? (Сороку.)
– Что означает выражение “трещит как сорока” (говорит много и быстро).

Трещала с самого утра:
“Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит (сорока).

Опишите ее.

Задание от сороки:

“Сороки-тараторки”.

(Кто быстрее проговорит скороговорку.)

ТРИ СОРОКИ-ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ.

Отгадайте загадку:

Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост.
Толстый клюв раздался вширь,
Важен важностью снегирь.

Задание от снегиря:

“Все обо всем”.

(Блиц-опрос для команд.)

  1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла.)
  2. Какую птицу называют “воровка”? (Сорока.)
  3. Каких птиц считает бездельник на занятии? (Ворон.)
  4. Какая птица не умеет ходить? (Воробей.)
  5. Какая птица дала название мужской рубашке? (Сорока – сорочке.)
  6. Какая птица устроила в лесу кузницу? (Дятел.)

7. Удивительное рядом.

Среди зимующих птиц есть одна особенная. Она выводит своих птиц зимой, в холодный вьюжный месяц февраль. Что это за птица? (Клест.)

(Просмотр слайд-щоу о клесте.)

Клест – лесная певчая птица семейства вьюрковых отряда воробьинообразных. Птица немного крупнее воробья, но мельче скворца. Длина тела до 17 см, весит 43–57 г. Самцы красные или красно-малиновые, нижняя часть брюха серовато-белая. Самки зеленовато-серые с жёлто-зелёными краями перьев.

Имеет крупную голову, цепкие лапы, позволяющие подвешиваться к шишкам вниз головой, короткий глубоко вырезанный хвост.

Замечателен своеобразным строением клюва. Клюв не очень толстый, более вытянут, менее загнут. Половинки клюва скрещиваются между собой, и их острые концы выдаются по бокам клюва. Подобно попугаям, использует клюв для лазания.

– Кто видел эту птицу?
– Клест водится в наших краях?

Клест интересуется: Что самое главное вы поняли сегодня?

(Зимой нужно вывешивать кормушки и подкармливать птиц.)

IV. Подведение итого занятия.

Посмотрите сколько корма у вас. Посчитайте мешочки. Какая команда отличилась? Что мы дальше будем делась с этими мешочками с кормом? (Положим корм в кормушки.)

Надеюсь, что вы не только сегодня покормите птиц, но будете помогать им постоянно, пока они в нас нуждаются.

Наше мероприятие подошло концу, и закончить его хочется стихами.

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.