Цель: способствовать формированию этических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника.
Задачи:
-
формирование доброжелательных отношений с учетом возраста учащихся;
-
развитие общей коммуникативной культуры школьников через общение со сверстниками, родителями, учителями;
-
привлечение родителей к участию в жизни класса.
Оборудование занятия: приставка “МИМИО”; музыкальное сопровождение: песня кота Леопольда “Если добрый ты” из м/ф. “День рождения кота Леопольда”; муз. фрагмент м/ф. “Кот Леопольд” – “Ярко солнце светит”; фонограмма “Танец маленьких утят”; 11 лепестков ромашки с вежливыми словами, плюс желтая сердцевинка (рисунок 2); слайды лесной поляны 8 штук (рисунок 5), на обратной стороне которых напечатаны задания (рисунок 3), (рисунок 4); для сценки: 3 чайные чашки, 3 блюдца, печенье, стол; 6 стульчиков с номерками для зрительного зала.
Гости: родители, классный руководитель, учителя, работающие в первом классе.
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы все вместе отправляемся на веселую поляну. Давайте поможем друг другу совершить это веселое путешествие. Отправляемся в путь.
Звучит песенка кота Леопольда “Если добрый ты”.
(Дети вместе с воспитателем совершают танцевальное музыкальное путешествие.)
Воспитатель: Молодцы! Прибыли! Но где же полянка? Да вот же она! Но на ней нет ни травки, ни кустиков, ни цветочков, и веселых друзей нет. От ромашки только одна сердцевина. Попробуем найти их все вместе? (Рисунок 1)
Дети: – Да!
1-й слайд. Игра “Добавь слово” (Разминка. Воспитатель читает задание и открывает первый слайд.)
Воспитатель:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого……...................(спасибо)
Воспитатель прикрепляет к сердцевине лепесток ромашки со словом “спасибо”.
Воспитатель:
И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь…….................(до свидания)
Воспитатель прикрепляет к сердцевине лепесток ромашки со словом “до свидания”.
Воспитатель:
Всем вам с большой любовью
Желают крепкого……...................(здоровья)
Воспитатель прикрепляет следующий лепесток ромашки со словом “крепкого здоровья”.
2-й слайд. “Собери пословицу”
Воспитатель: Путешествуем дальше. А сейчас вы по порядку открывайте следующий слайд! Дети открывают следующий слайд, читают задание.
У вас под стульчиками лежат бумажки разного цвета. Вы должны сложить их по цвету и составить пословицу или поговорку. Начали!
Дети собирают пословицы. Крепим их на магнитную доску, читаем вместе.
“Не дорог обед, дорог привет”, “Дорогому гостю и хозяин рад”, “Не будь в людях приметлив, а будь у себя приветлив”, “Доброе слово и кошке приятно”, “Каков привет, таков ответ”, “Приветливое слово гнев побеждает”, “Гостю почет хозяину честь”, “По одежке встречают, по уму провожают”.
Воспитатель: Молодцы ребята! А вот кто у нас на слайде!
Открывайте следующий слайд.
3-й слайд. Стихотворение “Добрый день”.
Воспитатель читает стихи со следующего слайда.
Добрый день.
– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
Здравствуйте.
– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровья будет много лет.
Ребята, какие вежливые слова вы услышали?
Дети отвечают: “Добрый день! Здравствуйте!”.
Воспитатель крепит лепестки с этими словами к сердцевине ромашки.
Воспитатель: Путешествие продолжается. Открывайте следующий слайд!
4-й слайд. “Танцевальный”.
Фонограмма “Танец маленьких утят” Дети выполняют танцевальную разминку.
Воспитатель после танцевальной разминки крепит слайд на доску.
– Обратите внимание на нашу веселую поляну. Вот сколько веселых друзей у нас уже появилось!
Воспитатель: Молодцы! Путешествуем дальше. Открывайте следующий слайд!
5-й слайд. Стихотворение “Добрые слова”. Воспитатель читает стихи со слайда.
Добрые слова.
Эти слова всем известны давно.
Видишь, они и просты, и не новы.
Но я еще раз повторю все равно,
Добрые люди, будьте здоровы.
Пожалуйста.
Отменить что ли слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Всем становится неуютно.
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Но если я все же забуду –
Простите, я больше не буду.
Воспитатель: Какие слова вы услышали в этих стихотворениях?
Дети отвечают: “Добрые люди, будьте здоровы, пожалуйста, простите”.
Воспитатель: А как они называются все вместе?
Дети: Добрые слова!
Воспитатель крепит лепестки с перечисленными словами к ромашке.
Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько лепестков вы уже собрали. У нас получился цветок. Но путешествие не закончилось. Идем за следующим слайдом.
6-й слайд. Ситуация “Знакомьтесь, пожалуйста” (чтение).
Воспитатель читает ситуацию
Текст для чтения.
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА!
В одном большом городе на улице Чехова стоял девятиэтажный дом. В квартире номер десять жила-была одна дружная семья. Однажды в гости пришла мамина подруга Нина Михайловна
– Разрешите представиться – Муратов Николай Ильич – сказал папа.
Нина Михайловна:
– Очень рада! Очень приятно знакомству.
Папа помогает Нине Михайловне снять пальто. Все проходят в комнату. Нина Михайловна садится в кресло. В это время распахивается дверь. Вбегают дети Федя 7 лет, за ним входит Нюша 5 лет. Федя сказал:
– Тетя, знакомьтесь со старшим братом. Я главный в доме – Федька Муратов. А та, что развесила ушки-хлопушки, салага и плакса, сестра моя Нюшка.
Нина Михайловна очень удивилась, но ничего не ответила. Николай Ильич взял Федю за руку и ушел с ним в другую комнату.
Вот что сказал Федя, когда вернулся:
Простите, пожалуйста, мне нездоровится. Да я и не знал, как надо знакомиться...
Я – Федор Муратов, а это – Нюша. Девочка умная и послушная.
Нина Михайловна:
– Рада знакомству с Федей и Нюшей. Хочу угостить вас душистыми грушами.
Федя схватил сразу две груши и стал есть с большим аппетитом. А вот как поступила Нюша. Глядя на гостью, сказала грустно:
– Спасибо. И вы угощайтесь. Вкусно
Нина Михайловна улыбнулась:
У вас хорошо и уютно, как дома! Приятная встреча. Будем знакомы!
Обсуждение ситуации.
Воспитатель:
Вопросы:
– Где происходит действие? (В доме семьи Муратовых.)
– Как зовут папу? (Николай Ильич.)
– Как зовут детей? (Федя и Нюша.)
– Как зовут гостью? (Нина Михайловна.)
– Кто из героев этого рассказа поступал правильно? (Папа, Нина Михайловна,
Нюша.)
– Что они делали правильно? (Знакомились, Нюша угощала гостью.)
– Какими людьми можно их назвать? (Вежливыми.)
Кто из героев поступил неправильно? (Федя.)
– Что Федя делал неправильно? (Знакомился, схватил
угощение со стола.)
– Почему он так сделал? (Потому что не знаком с правилами поведения.)
– Кто научил Федю вежливости? (Папа.)
– Как он исправился?
– Чем закончился рассказ?
Вывод: (отвечают дети)
Нина Михайловна первый раз пришла в гости к маме, она была не знакома с семьей Муратовых, поэтому папа знакомит гостью со всеми членами семьи.
Когда люди знакомятся, они стараются сказать друг другу приятные слова. А Федя не знал как себя вести во время знакомства. Он хватает, обижает сестру, произносит грубые слова. Это не нравится окружающим, ухудшает их настроение. Но Федя потом исправил свою ошибку, ему помог папа.
А когда вас угощают или дарят подарок, нужно обязательно благодарить того человека. Нюше было стыдно за Федю, когда он схватил груши и стал их есть неумело, некрасиво и смешно. Всегда нужно думать о других, а не только о себе.
Воспитатель: Какие еще вежливые слова вы узнали? (Очень рада! Очень приятно! Будем знакомы!) Добавим еще лепестков к нашей ромашке и посмотрим, кто же еще присоединился к нашей компании. Воспитатель крепит слайд на доску под № 6.
Идем за следующим слайдом.
7-й слайд. Ситуация-экспромт “В театре”.
Стоят стульчики в два ряда с номерками, как в зрительном зале.
Воспитатель: А ситуация такая. Нужно правильно пройти между рядами, когда вы уже пришли в театр, а зрители уже сидят в зрительном зале.
Дети показывают, как это сделали бы они.
Обсуждаем ситуацию как правильно.
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте посмотрим, кто же еще добавился к нашей компании.
Воспитатель крепит слайд №7 на доску.
– Путешествуем дальше!
8-й слайд. Ситуация “Гость”, (Приготовить заранее с детьми).
Хозяйка и два гостя сидят за столом, пьют чай Один гость допивает чай, встает и молча уходит, второй остается, вежливо благодарит хозяйку и, прощаясь уходит.. Хозяйка остается.
Воспитатель: Ребята, что вы заметили в этой ситуации?
Дети высказывают свои суждения.
Воспитатель: Какие добрые и вежливые слова вы услышали в этой ситуации?
Дети отвечают.
– Совершенно верно. Добавим еще лепестков к нашей ромашке?
Ромашка расцвела, и веселые друзья собрались на нашей полянке. Наше веселое путешествие подходит к концу.
Воспитатель показывает фрагмент мультфильма “Кот Леопольд” – “Ярко солнце светит”.
Воспитатель: Ребята, мы начали с вами занятие с песенки кота Леопольда и закончили тоже песенкой. Как вы думаете почему?
Почему кот Леопольд сказал: “Давайте жить дружно!”?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно! Спасибо вам, ребята. Вы хорошо усвоили, что добрые слова не только нужны на веселой поляне, но и в реальной жизни помогают всем нам заводить друзей, дружить друг с другом и ценить дружбу в классе.
Воспитатель благодарит детей за участие в мероприятии и угощает их сладкими призами. Родители дарят детям воздушные шарики.
Приложение 1. (Этикетки к обратной стороне слайдов.)