В настоящее время установлено, что синдрому эмоционального и профессионального выгорания наиболее подвержены педагогические работники. Эта проблема остается актуальной, поскольку возрастают требования к личности педагога, так как профессия учителя обладает огромной социальной важностью, и отличается очень высокой эмоциональной загруженностью. По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя. Поэтому задачей школьного психолога является работа, направленная на профилактику и снижение уровня профессионального выгорания, в особенности у молодых педагогов [2].
Данная разработка профилактического тренинга дает возможность нахождению внутренних ресурсов и позитивного мышления, помогающих снизить уровень выгорания, в том числе эмоционального. В процессе тренинга можно использовать следующие возможности:
- Неформальное общение с коллегами на различные темы, не связанным с учебным процессом, что позволит лучше узнать друг друга;
- Обмен опытом – формирование навыков взаимной поддержки в трудных ситуациях;
- Развитие способности прислушиваться к мнению других;
- Обучение здоровой самокритике;
- Умение прислушиваться к себе чтобы находить внутренние ресурсы для дальнейшей полноценной жизни и работы.
Основные цели тренинга заключаются в следующем:
- Повышение сплоченности коллектива;
- Снятие тревожности и агрессивности;
- Приобретение навыков позитивного мышления;
- Нахождение внутренних ресурсов, их творческое самораскрытие [1, 4].
Представленный тренинг – своего рода комплекс психологических упражнений игрового, ролевого и творческого характера и имеет следующее содержание:
1. Знакомство с правилами работы в группе (ведущий объясняет каждое правило и
спрашивает согласия участников на его применение);
2. Краткое представление себя группе (с использованием бейджиков);
3. Упражнение “Наши ожидания”;
4. Упражнение – разогрев “Вездеход”;
5. Тест самодиагностики по определению уровня стресса учителей “Стирка”;
6. Стихотворная импровизация;
7. Рисунок “Образ выгоревшего педагога”;
8. Релаксация “Заросший сад”;
9. Обратная связь “Дерево помощи”;
10. Буклет – рекомендации (теоретический аспект) [3, 4, 5].
Максимальная продолжительность тренинга – 3 часа (зависит от активности группы и изобретательности психолога-тренера). Возможно, кто-то пожелает сократить упражнения, либо, наоборот, добавить еще. Также предполагается, что предложенные упражнения могут заменяться на другие, близкие по смыслу, если тренер посчитает это нужным сделать.
Предполагаемое количество участников – 15 человек.
Контингент участников – как молодые учителя так и учителя-стажисты.
В конце тренинга участники устно дают и тут же анализируют обратную связь о прошедшем занятии.
Приглашение на тренинг можно осуществить на рабочем совещании за неделю до занятия. Необходимо составить список учителей, желающих поучаствовать. Посещение тренинга должно быть добровольным [3, 4].
По результатам занятия можно судить об эффективности подобранных упражнений.
Следует добавить, что очень эффективным для восприятия структуры занятия участниками, является использование презентации к тренингу. Презентация может содержать тему, цели, задачи тренинга, содержание, какой-то теоретический аспект и многое другое.
В целом, упражнения очень положительно влияют на учителей: создается неформальная обстановка в общении, налаживается эмоциональный контакт, участники чувствуют себя более раскрепощенными и позитивными. Достигается одна из основных целей: нахождение внутренних ресурсов для дальнейшей продуктивно работы.
Используемая литература:
- Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.
- Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство “Речь”, 2007. – 256 с.
- Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Издательство “Речь”, 2007. – 224 с.: илл.
- Справочник педагога-психолога. Школа. (2012. №10) – изд. – ЗАО “МЦФЕР”, www.menobr.ru
- Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. (2012, №6 (501)), psy.1sept.ru
- http://www.proshkolu.ru/