Введение.
Сегодня, в век научно-технического прогресса, наши дети перестают заниматься физическими упражнениями. Ходьбу, бег, игры и прогулки на свежем воздухе заменили автомобиль, телевизор, компьютер, посудомоечные машины... Даже для того, чтобы переключить канал телевизора, не нужно вставать с дивана, есть пульт. Единственное место, где дети всё-таки занимаются физическими упражнениями, является школа.
Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце, мышцы и сосуды, но и развивает их. Чтобы ребёнок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно – один час ежедневно! Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за последние годы отмечены следующие особенности негативных изменений здоровья детей (М.М.Безруких, 2004; Б.Н.Чумаков, 2004):
1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди учащихся их число не превышает 10–12%.
2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние десять лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические заболевания.
3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза -опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеосложнённые формы плоскостопия), втрое – болезни почек и мочевыводящих путей.
4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет – 3 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.
Вполне очевидно, что в современном образовательном учреждении необходимо создание специальных научно обоснованных условий организации и реализации учебного процесса, особой здоровье формирующей и здоровьесберегающей образовательной среды. Для того, чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.
Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся образовательных школ является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры как важного условия оптимизации процесса обучения и воспитания.
Результаты научных исследований и практический опыт работы показывают, что во всех классах существуют группы сильных, слабых и средних учеников, и что между успеваемостью этих групп есть статистически значимые различия. Однако, изучение и обобщение опыта учителей физической культуры показали, что методика обучения рассчитана на так называемого “среднего” ученика. Вследствие этого на уроках физической культуры учащиеся с высоким и низким уровнями физического развития и физической подготовленности не могут реализовать своих возможностей в полной мере, что не соответствует требованиям современной школы. В этой работе проанализирован и систематизирован комплекс вопросов, относящихся к организации дифференцированного подхода к учащимся на уроках физической культуры. Раскрывается система приёмов, направленных на установление взаимосвязи между содержанием и характером учебных занятий и индивидуальными особенностями учащихся разного уровня подготовленности. Раскрыта методика взаимного обучения учащихся и показано важное значение её использования для повышения эффективности учебного процесса.
Целью данной работы является приобщение учащихся к физической культуре, потребности к здоровому образу жизни.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Оздоровительные задачи физического воспитания.
1.1 Охрана и укрепление здоровья учащихся.
1.2 Достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения.
1.3 повышение умственной и физической работоспособности.
2. Образовательные задачи физического воспитания.
2.1. Формирование двигательных умений и навыков.
2.2. Развитие двигательных способностей.
3. Воспитательные задачи физического воспитания.
3.1. Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями
3.2. Воспитание активности, самостоятельности и нравственно-волевых черт личности.
В настоящее время в теории и методике физического воспитания существует несколько подходов к вопросу об изучении индивидуальных особенностей школьников. В одном из них указывается, что при организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры необходимо учитывать состояние здоровья и уровень физического развития учащихся, индивидуальные особенности организма, пол учащихся, тип нервной системы, темперамент и многие другие качества.
Дифференцированный подход нужно осуществлять не только на уроке, но и перед уроком, после урока, дома (при выполнении домашних заданий).
Применение на практике приёмов организации дифференцированного подхода на занятиях физической культуры позволяет добиться роста показателей физического развития и физической подготовленности, улучшения функционального состояния организма, укрепления здоровья учащихся, эффективной подготовки к сдаче норм и тестов по физической культуре.
Дифференцированный подход на уроках физической культуры.
1. Теоретические основы дифференцированного подхода на уроках физической культуры.
В современных условиях необходимо осуществлять не просто индивидуальный подход к отдельным ученикам, а создавать оптимальные условия для плодотворного труда целых групп учащихся, класса, располагающих равными возможностями. В связи с этим возникает потребность в классификации школьников по группам в зависимости от их данных для эффективной работы на уроке. Физическое развитие и физическая подготовленность являются закономерным итогом морфологических и функциональных изменений организма, отражением его физических качеств и способностей, которые претерпевают изменения в зависимости от генетических причин и условий жизни человека.
Под дифференцированным подходом на уроках физической культуры понимается специфический подход к каждой из выявленных групп учащихся в зависимости от их возможностей, который позволяет достигать оптимального уровня физического развития, физической подготовленности, а также соответствующего объёма знаний, умений и навыков.
В теории и методике физического воспитания проблема организации дифференцированного подхода признана важной и актуальной. Имеются научные разработки этого вопроса в разных аспектах, благодаря чему стали очевидными признаки, лежащие в основе дифференцированного подхода: состояние здоровья и уровень физического развития, уровень физической подготовленности, степень биологической зрелости и пол детей, свойства нервной системы и темперамента. Расширен раздел в группе упражнений на воспитание правильной осанки и упражнений на укрепление мышц спины и живота. Полностью исключены лазание по канату, подтягивание и акробатические упражнения. Учебный материал программы разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательную подготовку учащихся и тем самым создать лучшие условия для перевода в подготовительную или основную группу.
1.2. Тип нервной системы и уровень развития учащихся. Психолог Б.А.Вяткин считает, что при осуществлении дифференцированного подхода в процессе обучения физическим упражнениям, в первую очередь следует учитывать степень биологического развития школьников. Обнаружена высокая зависимость результатов выполнения физических упражнений от биологического развития, особенно от степени полового созревания. В последние годы появилось достаточно много работ, в которых дифференцированный подход рассматривается с точки зрения соотношения между обучаемостью упражнениям, развитием двигательных качеств и типологическими свойствами нервной системы. Б.А.Вяткин изучал влияние учебных и соревновательно-игровых мотивов деятельности на развитие физических качеств у учащихся 5 класса. Он пришел к выводу, что у школьников с сильной нервной системой в условиях игры результаты значительно лучше, а у школьников со слабой нервной системой – хуже. На учащихся со слабой нервной системой в процессе обучения движениям наиболее положительное влияние оказывает похвала, а наихудшее – порицание и плохая оценка. На успешность обучения школьников с сильной нервной системой значительнее всего действует порицание и оценка. Ученики со слабой нервной системой легче усваивают технику движений. Во время соревнований у них наступает перевозбуждение, что мешает им выполнять двигательные движения. Поэтому для них в процессе обучения рекомендуется использовать соревновательный метод. Дифференцированный подход при изучении раздела программы (метание, прыжки, лыжная подготовка, бег и др.) позволяет выработать определенный стиль работы для “сильных” и “слабых” учеников.
1.3. Возрастно-половые особенности учащихся.
При проведении уроков физической культуры необходимо учитывать возрастно-половые особенности учащихся. Уже в младшем школьном возрасте при выборе упражнений и дозировании физических нагрузок, мальчикам в большем объеме, чем девочкам, рекомендуется давать упражнения в поднимании и переноске груза, в преодолении сопротивления, более положительные беговые и лыжные дистанции; увеличивать высоту прыжков, а так же расстояния до мишеней для метания. Силовые упражнения для девочек по числу повторений могут быть такими же, как и для мальчиков, но по напряжению меньшими. Девочкам больше, чем мальчикам, следует выполнять плавание, ритмичные, танцевальные движения.
Учащимся до 11 лет следует давать упражнения, развивающие быстроту, ловкость, подвижность в суставах и выносливость; с 11–12 лет нужно увеличить удельный вес силовых упражнений. В упражнениях, направленных на развитие силы и выносливости, физическая нагрузка для девочек несколько меньше, чем для мальчиков. В то же время в упражнениях на быстроту, ловкость им можно давать более трудные упражнения, чем мальчикам. В подростковом возрасте улучшается нервная регуляция мышечного аппарата, что создает хорошие условия для овладения сложными двигательными действиями. Для детей 13–14 лет сокращается число упражнений, связанных с длительной статистической нагрузкой. На уроках физической культуры следует постоянное внимание уделять правильному и глубокому дыханию, укреплению дыхательных мышц, сохранению правильной осанки. Девочкам в этом возрасте становится трудно выполнять упражнения в подтягивании, лазании, висах и упорах. С особой осторожностью нужно давать им такие упражнения, как поднимание тяжестей, прыжки с большой высоты. На уроках продолжительность медленного бега может составлять у девочек 4–5 мин, а у мальчиков 6–8 мин. Для девочек нужно сократить длину дистанции и интенсивность бега в 1,5–2 раза по сравнению с мальчиками.
В занятиях со старшеклассниками значительное место следует уделять упражнениям, направленным на совершенствование двигательного анализатора, в, частности, упражнениям, развивающим точность пространственной и временной ориентировки, оценки силовых параметров движений, координацию. Старшеклассники обладают высокоразвитым чувством равновесия, сохранения заданного темпа и ритма движений. В этом возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств. Темпы роста выносливости к длительной силовой работе и прироста показателей быстроты движений в старшем школьном возрасте ниже, чем в среднем. Мышечная сила у девушек меньше, чем у юношей. Поэтому им трудней выполнять такие упражнения, как подтягивание, разгибание рук в упоре, лазание, перелазание, бег, прыжки, поднимание ног. Однако все эти упражнения должны использоваться в работе с девушками, следует лишь облегчить условия для их выполнения.
Девушкам противопоказаны поднимание и переноска больших тяжестей, прыжки с большой высоты, но обязательны упражнения с умеренной нагрузкой для укрепления мышц брюшного пресса, спины, тазового дна. Они располагают меньшими функциональными резервами для интенсивной и длительной работы, чем юноши. Физическая нагрузка у них вызывает большое учащение пульса, но меньшее повышение кровяного давления, а период восстановления этих показателей до исходного уровня длится несколько дольше, чем у юношей.
1.4. Работа с детьми, достигшими определённых результатов в различных видах спорта.
Проведение внутришкольных соревнований, а также, учёт всех вышеперечисленных исследований (состояние здоровья, уровень физического и психического развития, возраст, пол ребёнка, тип нервной системы и другие), позволяет выявить детей с задатками к определённым видам спорта и определённым видам физических упражнений. Таким детям предлагаю заниматься отдельными видами спорта в системе дополнительного образования и, возможно по индивидуальным программам. Такая дифференциация позволит максимально укрепить здоровье, не только развить, но и усовершенствовать двигательные умения и навыки. Позволит одарённым детям достичь определённых высот в различных областях спорта, самореализоваться и, возможно, выбрать профессию.
Таким образом: в процессе физического воспитания существует необходимость кроме знаний возрастно-половых различий школьников изучать также их индивидуальные особенности, такие как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень физической подготовленности, степень биологической зрелости, свойства нервной системы и темперамента. Поэтому при организации дифференцированного подхода необходимо изучать индивидуальные особенности физического развития и физической подготовленности школьников как признаки, которые поддаются учету, контролю и управлению в процессе уроков физической культуры в общеобразовательной школе. Особенности физического развития являются одним из показателей физического состояния организма. К тому же в школьном возрасте размеры и масса тела в большей степени отражают и функциональную дееспособность организма. Анализ научных данных свидетельствует о том, что учет различных показателей имеет важное значение для совершенствования процесса физического воспитания школьников, так как осуществление дифференцированного подхода позволяет строить обучение и воспитание научно обоснованно, а значит, наиболее эффективно.
2. Организация дифференцированного обучения на уроках физической культуры.
Работа по организации дифференцированного подхода осуществляется много по системе, разработанной доктором педагогических наук Ишмухаметовым Мансуром Гумеровичем. Дифференцированный подход условно подразделяю на внутриклассный и внутришкольный (рис 1).
Рис.1 Классификация дифференцированного подхода.
В своей работе я использую некоторые приёмы дифференцированного подхода на уроках физической культуры:
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся:
- Пол,
- Возраст,
- Данные медицинского обследования.
- Показатели контрольных испытаний.
2. Управление деятельностью учащихся:
- Распределение учащихся на группы,
- Определение физических нагрузок,
- Организационно-методические мероприятия.
3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся:
- Выявление помощников и проведение с ними занятий,
- Составление учебных карточек-заданий для групп учащихся.
- Разработка дифференцированных домашних заданий. Рассмотрим вышеперечисленные приёмы более подробно.
2.1. Изучение индивидуальных особенностей детей.
В программу изучения физического развития включаются следующие показатели: длина тела стоя, масса тела, окружность грудной клетки и другие. Все антропологические измерения проводятся в сентябре и в мае. Ежегодно проводятся медицинские комиссии, где изучается состояние здоровья каждого ученика. Основываясь на полученных данных, мы совместно с медицинским работником школы по оценочным таблицам определяем уровень физического развития каждого школьника. (Смотри приложение 1) В соответствии с оценочными данными делим детей на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.
К основной группе относятся учащиеся, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также школьники с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовленности.
В подготовительную группу зачисляются дети с незначительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью.
В специальную группу включаются учащиеся, имеющие по состоянию здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, которым противопоказаны занятия по государственным программам в общих группах.
После проведения оценки физического развития учащихся я беру на особый учёт и под наблюдение тех детей, у которых:
- при длине тела ниже среднего, среднем и выше среднего и высоком уровне развития показатели веса и окружности груди ниже показателей, соответствующих данной ростовой группе обследуемого того же возраста и пола;
- длина получает оценку “низкий” независимо от величины других показателей;
- длина тела получает оценку “высокий” или при средней длине остальные показатели относятся к оценке “высокий”.
2.2. Управление деятельностью учащихся.
Для того, чтобы педагогически правильно управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы в урок, реализовать дифференцированный подход в практической деятельности, мне необходимо, кроме учёта физического развития учащегося, осуществлять контроль за физической подготовленностью школьников. Для изучения физической подготовленности учащихся составляю программу, в которую могут войти следующие тесты: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, кистевая динамометрия.
Прыжок в длину с места. Этот тест отражает развитие силы и быстроты движения. Испытания проводятся на резиновой дорожке, размеченной через каждый сантиметр. Ученик становится на линию отталкивания, не переступая её носками, и принимает положение узкой стойки ноги врозь. Во время замаха руками пятки от пола не отрывать. Выполняется три попытки, а для оценки учитывается лучший результат.
Бросок набивного мяча (1 кг) используется для оценки скоростно-силовых качеств при работе, выполняемой преимущественно за счёт мышц рук и туловища. Метание проводится из-за головы двумя руками, сидя на полу. Делается три попытки, учитывается лучший результат.
Кистевая динамометрия. Определяется мышечная сила кисти динамометром. Для учащихся 1–3 классов шкала деления от 0 до 30кг, для школьников 4–10 классов шкала от 0 до 90кг. Сила правой и левой кисти измеряется отдельно. Испытуемый стоит прямо, свободно отведя руку немного вперёд и в сторону, охватывая динамометр пальцами (стрелка направлена внутрь к ладони) и максимально сжимает его, не сгибая руку в локте. Учитывается лучший результат из двух попыток. Точность измерения до одного кг. Затем по оценочным таблицам определяю, к какому уровню физической подготовленности относится тот или иной ученик. Суммируя баллы и деля их на количество тестов, получаем средний балл, который свидетельствует об общем уровне физической подготовленности каждого школьника.
По уровню физической подготовленности делю учащихся на три группы:
В группу “сильных” входят учащиеся, относящиеся по состоянию здоровья к основной медицинской группе, имеющие высокий, выше среднего, средний уровень физического развития и высокий и выше среднего уровень физической подготовленности. Одним из непременных условий, предъявляемых к учащимся этой группы, является постоянное повышение физических нагрузок и требований к техническому выполнению физических упражнений.
Вторую группу (среднюю) составляют ученики основной медицинской группы с высоким, выше среднего, со средним уровнем физического развития и имеющие физическую подготовленность среднего уровня.
В третью (слабую) группу включаются учащиеся основной и подготовительной медицинской групп со средним, ниже среднего, низким уровнем физического развития и физической подготовленности ниже среднего и низкого уровня. Для них подбирается больше подводящих и подготовительных упражнений, исключаются упражнения, требующие интенсивных усилий, сложные по координации выполняемые с максимальной быстротой. При выполнении относительно лёгких упражнений по координации, точности и быстроте реакции на гибкость учащимся этой группы даётся то же количество повторений, что и учащимся второй группы, а при более трудных упражнениях число повторений уменьшается на 5–20%.
2.3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Для активизации самостоятельной деятельности из группы “сильных” выбираю себе помощников. Например, при проведении занятий по гимнастике помощников назначаю сам из числа более подготовленных учащихся, обладающих организаторскими способностями. В первой половине занятия знакомлю детей с теми упражнениями, которые планируются для изучения на предстоящем уроке, с методикой обучения, с приемами организации занятий, страховкой и т.п. Здесь реализуются общественные интересы учащихся. Во второй половине занятий удовлетворяются их личные интересы: они занимаются игровыми видами физических упражнений (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол) различными эстафетами, подвижными играми, выполняют упражнения для развития двигательных качеств, которые , у них на недостаточно высоком уровне и т.д. Лучше эти занятия организовывать с командирами групп из параллельных классов. Такие занятия способствуют профессиональной ориентации.
При осуществлении дифференцированного подхода важную роль играют учебные карточки-задания, они освобождают меня от многократных показов, повторных объяснений, уточнений, позволяют дифференцировать учебные задания, физическую нагрузку и больше внимания уделять индивидуальной работе с учениками. Ценность применения карточек-заданий заключается еще и в том, что такая работа способствует формированию у учеников навыка самостоятельных занятий физическими упражнениями. К тому же учебные карточки могут служить средством управления процессом усвоения знаний, формирования двигательных умений, навыков. (Смотри Приложение 2. 3)
Контроль и оценку знаний, умений и навыков на занятиях физической культуры использую для того, чтобы закрепить потребность учащихся в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта, стимулировать их к самосовершенствованию. Выделяю следующие критерии отметок:
1. Знания (ответы, доклады, сообщения, викторины, комплексы упражнений).
2. Умения и навыки (технические и тактические действия).
3. Уровень физической подготовленности (не по нормативам, а по индивидуальным темпам прироста, в том числе и по выполнению домашних заданий).
4. Инструкторские навыки (умение провести фрагмент разминки).
5. Судейство (баскетбол, волейбол, футбол и др).
6. Домашние задания.
7. Страховка.
8. Участие в соревнованиях (оцениваю от результата выступления).
9. “Поурочный балл” (оценка за всю работу на уроке). С её помощью можно поддерживать физически слабеньких, но старательных.
2.4. Дифференцированный подход при выполнении домашних заданий по физической культуре.
Дифференцированный подход можно использовать не только на уроках, но и при
выполнении домашних заданий.
– На первом этапе составляю домашние задания для групп учащихся. Упражнения для
самостоятельных занятий подбираю в соответствии с учебным материалом, который
изучается в данный период на уроках. В комплексы домашних заданий входят в
основном общеразвивающие и специальные упражнения для развития двигательных
качеств. Домашние задания составляю таким образом, чтобы они были доступны
ученикам и соответствовали их подготовленности в домашних условиях, понятными,
конкретными, легко запоминались и регулировались.
– Следующий этап – это внедрение домашних заданий в быт учащихся.
– Заключительный этап – подведение итогов (мониторинг)
При составлении карточек нагрузка дозируется следующим образом:
1-й этап – выявляется максимальный показатель каждого упражнения в группах,
2-й этап – в одну неделю выполнения домашних заданий второй группе (средних) предполагается такая дозировка, которая соответствует половине максимального теста.
3-й этап – в течение каждой следующей недели дозировка во всех группах увеличивается на одно повторение.
По тому же принципу составляю карточки и для девочек.
В практике по физической культуре использую несколько видов карточек-заданий (тесты, схемы, графические изображения, комбинированные и другие). В карточке домашнего задания указывается содержание изучаемого материала, дозировка, дается графическое изображение и организационно-методические указания.
2.5. Работа с одарёнными детьми.
Используя результаты исследований учащихся, собственные наблюдения, в каждом классе я выявляю “спортивных звёздочек”. Таким детям я предлагаю заняться определёнными видами спорта по индивидуальным или групповым программам. На протяжении многих лет я веду кружки спортивной направленности: баскетбол, лёгкая атлетика, лыжные гонки, атлетическая гимнастика. Почему я выбрал именно такие кружки? Наша школа находится в сельской местности и наша местность приравнена к условиям крайнего севера, поэтому программы “Лёгкая атлетика” и “Лыжи” весьма актуальны для наших условий. Программу “Баскетбол” я выбрал потому, что в школьной программе данной дисциплине отводится мало часов. Программа “Атлетическая гимнастика” позволит восполнить пробел в подготовке юношей к службе в рядах Российской армии, связанной с отменой уроков НВП. Второй, немаловажной причиной выбора этих программ явилось регулярное проведение соревнований именно по этим дисциплинам (муниципальный региональный уровни). А именно при реализации вышеперечисленных программ я имею возможность лучше подготовить учащихся к выступлениям в соревнованиях различных уровней. В секции активно вовлекаю детей с девиантным поведением, состоящих на учёте в ПДН или на внутришкольном учёте. Такие дети учатся владеть собой, становятся востребованными, начинают реализовывать себя, повышается их самооценка, что в конечном итоге приводит к изменению их поведения в положительную строну.
Реализация программ дополнительного образования даёт возможность совершенствовать знания, умения, навыки, не предусмотренные школьной программой. Дают возможность детям достигать более высоких результатов в спортивных состязаниях школьного муниципального и регионального уровней.
Применение на практике предложенной системы приемов организации
дифференцированного подхода на уроках физической культуры позволяет добиться:
– роста показателей физического развития и физической подготовленности;
– улучшение функционального состояния организма;
– повышение плотности занятий;
– эффективной подготовке к сдаче норм и тестов по физической культуре.
4. Урок гимнастки с применением дифференцированного обучения.
Организационно-методические мероприятия используются при осуществлении
дифференцированного подхода, имеют свои особенности и содержат следующие
элементы:
– на первых этапах обучения применяется групповая форма проведения занятий, при
котором класс познает общую для всех программу умений и навыков. Учитываю общий
уровень физического развития и физической подготовленности учащихся. А дальше
использую индивидуально-групповую форму, т.к. она предполагает обучение более
сложным умениям и навыкам с учетом индивидуальных возможностей. На последнем
этапе, а также на занятиях с группой “сильных” учеников применяю индивидуальную
форму проведения занятий, т.к. имеется определенный объем умений и навыков,
который наиболее полно отвечает индивидуальным возможностям учащихся. Учитываю
уровень физического развития и подготовленность каждого ученика;
– на уроках, где ставлю задачу развития двигательных качеств, ученики всех групп
в конце основной части в течение 10–15 минут выполняют комплексы дозированных
физических упражнений, которые подбираются с учетом сходства по двигательной
структуре и характеру нервно-мышечных усилий с основными упражнениями.
Перед началом урока командиры отделений раньше всех приходят в зал. Они помогают мне устанавливать снаряды, готовить инвентарь, дежурить у раздевалок.
Подготовительная часть;
По звонку класс выстраивается в одну шеренгу по отделениям, внутри которых учащиеся располагаются по росту, во главе с командиром. Построение класса по отделениям применяется для того, чтобы при проведении упражнений первой части урока регулировать нагрузку по силам и возможностям учащихся разных групп. Простые, легкие упражнения, не вызывающие сильного напряжения, все ученики проделывают в одинаковой дозировке. Сюда входят перестроения, построения, ходьба. С них начинается подготовительная часть урока. Затем дается бег в медленном и среднем темпе. В этом случае нагрузка дозируется следующим образом. Ученики третьей группы выполняют около 85–90%, а ученики первой группы выполняют около 110–115% нагрузки учеников второй группы. Например, ученики второй группы в течение двух минут выполняют бег, а ученики первой и третьей группы две минуты 20 секунд и 1 мин 40 сек. Или вторая группа пробегает по залу 5 кругов, первая и третья группы соответственно, 6 и 4 круга. При выполнении общеразвивающих упражнений требуется проявление силы, быстроты, выносливости и вызывает резкие сдвиги в системах кровообращения и дыхания. Ученикам третьей группы предлагаю их делать в произвольном темпе под индивидуальный счет, а учащиеся второй группы 85–90% от намеченной нагрузки для учеников первой группы.
Основная часть урока.
Отделения учеников расходятся к указанным местам занятий, и иод руководством командиров отделений приступают к осуществлению учебного процесса. Основная часть урока делится на три этапа:
Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом. Все группы получают одинаковые задания, школьники выполняют их с учетом особенностей своего физического развития и физической подготовленности под руководством учителя и командиров отделений.
Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала, каждой группе даются разные задания. Пример: первой группе выполнить упражнение в целом, второй группе выполнить упражнение в целом, но в облегченных условиях, третьей группе усложненные подводящие упражнения.
Так при обучении упражнения подъем переворотом в упор на низкой перекладине из виса стоя махом одной, толчком другой, ученики первой группы делают упражнения самостоятельно, занимающиеся во второй группе с помощью командира отделения, третья группа на разновысоких брусьях также с помощью.
Третий этап – совершенствование двигательного действия. На этом этапе ученики первой группы выполняют подъем переворотом в упор в соединении с другими разученными элементами, во второй группе это задание выполняется различными способами, а в третьей группе иногда третьего этапа обучения может и не быть (из-за слабой физической подготовленности) эти ребята продолжают работу (несколько усложненную, которую они выполняли на втором этапе) Деление учащихся класса на группы в зависимости от уровня физического развития и физической подготовленности дает мне возможность индивидуально осуществлять работу по развитию двигательных качеств. Обычно эти задания планирую на конец основной части урока. Ученики выполняют несложные, хорошо знакомые упражнения с отягощениями, с весом собственного тела на снарядах и со снарядами. Для всех групп учащихся упражнения могут быть одинаковыми, но число повторений строго дифференцируются.
Заключительная часть урока – класс объединяется в одну группу. Все учащиеся выполняют упражнения на воспитание правильной осанки и восстановление дыхания с целью снижения физической нагрузки. Высказываю замечания по уроку, объявляю оценки, даю индивидуальные домашние задания и т.д., затем ученики организованно уходят из зала.
Заключение.
В наше время технизации человеческого труда, потери истиной связи с природой, разрушении системности физического воспитания, возникновения многих иных факторов возникла острая необходимость пересмотра, или усовершенствования физического воспитания в учебных заведениях, возвращения много необоснованно забытого. А ведь всем известно: если живой организм не получает хотя бы околопороговых нагрузок, он не развивается, не совершенствуется. Если учащийся на уроке физической культуры не вспотел, не устал, урок для него был пустым. С введением в практику дифференцированного подхода в обучении физической культуры при соответствующей технической спортивной базе ученик может получить необходимую нагрузку, может совершенствоваться. И притом только на таких уроках учитель может дать учащимся и медицинские, и гигиенические, и многие иные знания и навыки, связанные со здоровьем. Словом, только на таких уроках можно получить вторую часть предмета – культуру.
Проблема повышения эффективности уроков физической культуры как одной из основных форм организации физического воспитания в школе, требует решения многих вопросов, связанных с совершенствованием учебного процесса. Одним из актуальных вопросов является исследование особенностей организации дифференцированного подхода, как важного условия оптимизации учебного процесса на уроках физической культуры в школе.
Дифференцированный подход условно подразделяю на два типа: внутриклассный и внутришкольный.
Внутриклассная дифференциация: по состоянию здоровья, по
возрастно-половым особенностям, по типу нервной системы, по уровню физической
подготовленности. Применение мною методов дифференцированного подхода на уроках
физической культуры привело к следующим результатам:
– на протяжении многих лет успеваемость составляет 100% (смотри
Приложение 4)
– неуклонно растёт качество знаний, средний балл по предмету (смотри
Приложение 5)
– прививается устойчивый интерес у учащихся к занятиям физической культурой
– совершенствуются двигательные умения и навыки (смотри
Приложение 6)
– увеличивается качество знаний по результатам итоговой аттестации за курс
основной школы (смотри Приложение 7)
– увеличивается число участников, призёров и победителей олимпиад по
физической культуре на муниципальном и краевом уровне (смотри
Приложение 8).
Внутришкольная дифференциация: работа с одарёнными детьми (объединения дополнительного образования) и работа с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья в специальную группу.
Внутришкольная дифференциация приводит к следующим результатам:
– неуклонно растёт число победителей и призёров соревнований различного уровня;
(смотри Приложение 8)
– растёт количество детей, посещающих объединения дополнительного
образования спортивной направленности (смотри
Приложение 9)увеличивается число детей, выполнивших разрядные
нормативы;
– выпускники выбирают профессии, связанные с физической культурой – уменьшается
число детей специальной группы в связи с переходом в подготовительную или
основную (смотри Приложение 10,11).
Физическое развитие и физическая подготовленность являются закономерным итогом функциональных изменений организма, отражением его физических качеств и способностей, которые претерпевают изменения в зависимости от генетических причин и условий жизни человека. Физическая подготовка для формирования специальных умений и навыков – это постоянная и напряженная работа учителя по обучению и воспитанию детей. Потому что многое зависит от физической подготовленности ребенка, и если он справится со своей нагрузкой, то получит наивысшую степень удовлетворения от урока и приобретет дальнейшую уверенность в себе и в жизни, что немаловажно в нынешних условиях.
Моя работа – попытка систематизировано изложить вопросы организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, и тем самым оказать помощь начинающему учителю в оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Литература
- Аристов Ю.М. Акселерация полового созревания и двигательная деятельность подростков / Теория и практика физической культуры. 2001. № 8. с. 44–47.
- Бабанский Ю.К.Требования к современному уроку / Физическая культура в школе. 1994. №6. с.7–10.
- Бандаков М.П. Дифференцированный подход к учащимся в процессе физического воспитания / Теория и практика физической культуры. 2000. № 5. с. 31–32.
- Вяткин Б.А. Обучая, помните о типе нервной системы / Физическая культура в школе. 2005. № 1. с. 3–7.
- Гужаловский А. А. Физическая подготовка школьника / Физкультура и спорт. 2003. № 6. с. 31.
- Ишмухаметов М.Г. Дифференцированный подход на уроках физической культуры / Учебное пособие для ВУЗов. Г.Пермь. 1995.
- Качашкин В.М. Физическое воспитание в школе / Пособие для учителей физической культуры. 2-е издание, М., Просвещение. 1998. с.28.