Задачи урока:
– раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с
жизнью на суше и размножением в воде;
– продолжить формирование умений наблюдать, выявлять черты приспособленности
земноводных к среде обитания;
– ознакомить учащихся с особенностями размножения и развития земноводных
(лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением
амфибий в природе;
– продолжить формирование умений узнавать изучаемых животных на таблицах,
рисунках, выявлять черты приспособленности земноводных к жизни на суше и в
водной среде.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, влажного препарата “Развитие лягушки”, рисунков,
Методы обучения: Словесный, наглядный, демонстрационный,.
Приемы обучения: Беседа, рассказ, презентация.
Дидактические задачи: Учебные (работа с учебником, рабочей тетрадью, дополнительной литературой), индивидуальная работа.
Оборудование: Транспоранты: “Строение рыбы”, “Строение лягушки”;Влажные препараты “Внутреннее строение лягушки”, “Развитие лягушки”; скелет лягушки.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, настрой учащихся на урок, определение задач урока).
II. Проверка знаний.
Учитель: Перечислите признаки животных организмов.
Ученик:
1. Гетеротрофное питание.
2. В клетке животных отсутствует клеточная стенка
3. Животные подвижны, обладают специальными органами движения
4. Регуляцию обмена веществ в организме осуществляют системы органов
5. Четкая симметрия тела
6. Ограниченный рост
Учитель: Представителей какого класса животных изучали на предыдущем уроке?
Ученик: Класс Рыбы.
Индивидуальная работа по карточкам: Рассмотреть рисунок. Выписать в указанном порядке названия частей тела и органов рыбы. (5–7 минут.)
III. Изучение нового материала. (Запись темы урока в тетрадь, домашнее задание: стр. 186–193 учебника, вопросы стр. 194–195, в рабочей тетради №№120, 123, 126.).
Учитель: Какова среда обитания представителей класса Рыбы?
Ученик: Водная.
Учитель: Класс Земноводные, или Амфибии,– первые наземные позвоночные; ароморфные признаки, способствующие выходу на сушу земноводных.
Запись в тетрадь.
Учитель: Что такое систематика? Дайте определение.
Ученик: Систематика – это наука , изучающая многообразие живых организмов и объединяющая родственные организмы в группы.
Учитель: Запишем в тетрадь классификацию земноводных.
Учитель: Какие части тела имеют рыбы? Показать по таблице.
Ученик: Голова, туловище, хвост, плавно переходящие из одного отдела в другой.
Рассказ учителя: Основные отделы тела, особенности каждого из них, кожа, ее строение и функции. (Голова, туловище, хвост, 2 пары конечностей.)
Рабочая тетрадь № 119, стр.61.
Учитель: Назовите и покажите по таблице отделы скелета рыбы (Скелет черепа – мозговая коробка, челюстные кости, жаберные дуги, жаберные крышки; скелет позвоночника, ребра; скелет плавников – грудные, брюшные.)
Рассказ учителя: череп, позвоночник, скелет конечностей и их поясов на примере скелета лягушки, особенности каждого из них, связанные с наземным образом жизни, передвижением на суше.
Рабочая тетрадь № 122, стр. 62.
Рассказ учителя: Особенности мускулатуры лягушки, связанные с передвижением на суше.
Учитель: Рассказать, как происходит газообмен у рыбы.
Рассказ учителя: Легкие и кожа – органы дыхания лягушки, особенности их строения. Связанные с газообменом; механизм легочного дыхания лягушки.
Учитель: Чем представлена кровеносная система рыбы?
Рассказ учителя: Строение кровеносной системы земноводных
Рабочая тетрадь № 124, стр. 63.
Рассказ учителя: Особенности питания земноводных как хищных животных, способ добывания пищи и строение пищеварительной системы в связи с наземным образом жизни, на примере лягушки.
Рассказ учителя: Выделительная система, особенности ее расположения в организме и ее строение в связи с функциональным назначением.
Рисунок учебника, стр. 190.
Рассказ учителя: Усложнения в строении нервной системы (головного мозга) и органов чувств по сравнению с костными рыбами.
Рабочая тетрадь № 125. Стр. 163, учебник стр. 189 “Органы чувств”.
Рассказ учителя: Органы размножения земноводных (самки и самца), расположение в организме, особенности строения и функции.
Учитель: Что такое размножение?
Ученик: Размножение – процесс воспроизведения себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений.
Рассказ учителя: Время, место размножения, характер оплодотворения, яйцо(икра) земноводных, его особенности на примере лягушки. Стадии развития лягушки, черты сходства головастика с мальком рыбы.
Влажный препарат “Размножение и развитие лягушки”; учебник стр. 192, рисунок.
Сообщения учащихся.
- Многообразие земноводных, особенности образа жизни.
- Роль земноводных в природе, их практическое значение.
Рассказ учителя: Приспособленность земноводных к среде обитания.
Рабочая тетрадь № 121, стр. 62.
Рассказ учителя: Значение земноводных в природе и жизни человека.
Самостоятельная работа в тетради.
IV. Закрепление знаний.
– На основании каких признаков животных объединяют в класс Земноводных.
– Учебник стр. 195, прочитать краткую характеристику представителей класса
земноводных.
– На доске тестовое задание, 1–4 стр.194.
– Индивидуальная тестовая работа “Составь тест по изученному материалу”
V. Комментирование и выставление оценок за урок.