Слушаем, играем, речь развиваем

Разделы: Работа с дошкольниками


Физкультминутка, как элемент двигательной деятельности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. На физкультминутках движения сопровождаются речью детей.

Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифм положительно влияет на слуховое восприятие.

Физкультминутки вызывают у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой, что позволяет предельно мобилизовать их внимание. Разученные сценки-упражнения дети по собственной инициативе производят в самостоятельных играх. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Таким образом, физкультминутки для ребенка – это развитие речевой активности, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимания или значения слов, правильного их произношении.

Физкультминутки.

Руку протяните, яблоко сорвите,
Стал ветер веточку качать
Трудно яблоко сорвать
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву.

Волнуются волнушки,
Как быть нам без кадушки,
Все грибы в кадушках,
Забыли о волнушках
Поищи волнушки ты,
Очень вкусные грибы.

Тили-тили, тили-бом
Сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку
Носит зайка шишку
Поскорее сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс!

Сначала буду маленьким
К коленочкам прижмусь,
Потом я вырасту большим
До лампы дотянусь

Листочки

Мы листики осенние
На ветках мы сидим
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
И на землю снова сели

(Дети садятся по местам)

Лесная лужайка

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

Я расту, расту, расту
Поднимаясь в высоту.
С каждым днем все выше, выше
Может, вырасту до крыши.
Дотянусь до звезд рукой
И скажу: “Я вот какой!”

У мальчонки-невелички
Потерялись рукавички
Дай Андрей ему свои:
“На, возьми, пока мои”.
Обнял мальчика рукою
Говорит ему: “Пойдем,
Рукавички мы с тобою
Обязательно найдем!”

Подарю я бабушке
Голубые варежки.
Пусть она их носит
Руки не морозит.

Точильщики

Точим нож, точим нож
Будет очень он хорош
Будет резать он припасы
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы,
Угощайтесь, молодцы!

Самокат

Самокат, самокат,
Самокату очень рад,
Сам качу, сам качу
Самокат куда хочу.

Лисичка-сестричка
Сидит под кустом.
Лисичка-сестричка
Машет хвостом.
А бедный зайчишка
Глядит из куста
У зайчика нету
Такого хвоста.

Улитка, улитка
Шагаешь ты прытко
От калитки до меня
Проползешь четыре дня

Цапля

Очень трудно так стоять
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

Снежинки

Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь,
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

По дороге Петя шел
И горошину нашел
А горошина упала
Покатилась и пропала
Ох, ох, ох
Где-то вырастет горох.

Выпал беленький снежок –
Собрались мы все в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем.
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем.
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем.

Вот сидит наш пес Барбос,
В лапы спрятал черный нос.
Песик дремлет или спит
И на деток не глядит.
Наши детки тихо встали
И к Барбосу подбежали.
Ну-ка пес скорей вставай
И ребяток догоняй!

Елочки зеленые в саду густом стоят,
Маленькие зайчики под елочкой сидят.
Зайчики спят, сладко спят.
Выходите, зайчики, в лесочек погулять!
Будут наши зайки прыгать и скакать!
Выходите, зайчики, в лесочек погулять!
Если лиса явиться, вы спрячетесь опять.
Ты нас, лисонька, не пугай, не пугай –
Лучше с нами поиграй, поиграй!

Я по лугу хожу
И коров не нахожу.
Ну, куда же мне идти?
Где коровушек найти?
Надо дудочку достать
И на дудочке сыграть.
Все услышат – прибегут
И со мной домой пойдут.

Муравей нашел травинку
И взвалил ее на спинку

В.Берестов

О чем поют воробушки
В последний день зимы?
Мы выжили, мы выжили
Мы живы, живы мы.

Ну-ка, угадай-ка
Гусь с гусятами живет
В доме на лужайке.
Кто там голос подает?
Ну-ка угадай-ка!
(говорят га-га-га)
Вот коза козлят ведет
Прямо на лужайку
Кто там голос подает?
Ну-ка угадай-ка

(говорят ме-ме-ме)
Воронят своих зовет
Ворон на лужайку
Кто там голос подает?
Ну-ка угадай-ка
(говорят кар-кар-кар)

Ой ду-ду, ду-ду (огорченно)
Потеря пастух дуду
А я дудочку нашла (радостно)
На-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок
Ой, ду-ду, ду-ду

Часы

Тик-тик-тик
Тук-тук-тук
Что там, в часиках за тук?
Стрелки бойкие шажком
Все кругом идут, кругом.
И бежит за мигом миг
С тихой песенкой
Тик-тик-тик

Птички
(песенка-игра)

Летели две птички
Собой невелички
Ах ты, зимушка-зима,
Все дорожки замела.
Как они летели,
Не на низ глядели.
Ах ты, зимушка-зима
Холодна зима была
Как они садились,
Все на них дивились.
Ах ты зимушка-зима,
Зима лютая была.
Сели – посидели
Песенку пропели
Ах ты, зимушка-зима
Вот и кончилась зима!

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа
Эта долька для стрижа
Эта долька для утят
Эта долька для котят
Эта долька для бобра
А для волка – кожура
Он сердит на нас – беда
Разбегайтесь кто куда.

Аист

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.

Гриб, гриб-боровичок!
Сдвинул шляпку на бочок.
Сделал зонтик от жары
Из березовой коры.
Ты не прячься гриб в траву,
Все равно тебя сорву.

В лес дремучий я пойду,
Зайца серого найду
Принесу его домой,
Будет зайка только мой.

Кузнечики

Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише высоко,
Прыгай на носках легко.

Кузнец

Эй, кузнец-молодец,
Захромал мой жеребец,
Ты подкуй его опять
- Отчего ж не подковать?
Вот – гвоздь, вот – подкова,
Раз, два и готово

Бедный Мишка заболел –
Мишка много меду ел
Мишка плачет и кричит:
“У меня живот болит!”
Мишка стонет, слезы льет,
У него болит живот
Непослушный, жадный Мишка
Съел лесной малины Мишка.

Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан.
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.

Бегал заяц по болоту
И искал себе работу.
Да работы не нашел
Сам заплакал и пошел.

Литература

  1. В. Цвынтарный “Играем пальчиками и развиваем речь”, С.-Пб., Издательство “Лань”. - 2000 г. – 32 с.
  2. Т.А. Ткаченко “Физминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. М. Издательство “Гном и Д”, 2001 г.
  3. В.Цвынтарный “Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем”, С.-Пб. Издательство “Лань”. - 1999 г.
  4. Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). М.: “Мозаика-Синтез”, 2007 г.
  5. Л.Е. Стрельцова “Литература и фантазия. Сборник стихов для детей”, Тверь “Мартин”, “Полина”. - 1995 г.