СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие личностно ориентированного подхода к образованию.
1.1. Личностно ориентированные технологии на уроках математики.
1.2. Преимущества методики самообразования детей в школе.
ГЛАВА 2. Организация индивидуально-группового обучения математике в 5, 6 классах.
2.1. Обучение с использованием индивидуальных листов.
2.2. Организация и проведение групповых занятий.
Введение
«Цель обучения ребёнка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться
дальше без помощи учителя».
Э. Хаббарт
«Наша школа не развивает способности удивляться. Наоборот, она заглушает её своими приёмами механического заучивания. Вот так убийственно скучны уроки школьной физики и математики. Поистине необыкновенно то, что эти уроки не окончательно вытравили у людей стремление исследовать природу! Легко понять после этого, что некоторые важные научные идеи – даже и в нашу эпоху сугубой специализации – высказываются подчас людьми, не прошедшими систематического обучения», - утверждал А.Эйнштейн.
С этим высказыванием Эйнштейна трудно не согласиться. Конечно, старая традиционная школа снабжает учащихся знаниями, но, строго говоря, не вооружает ими, потому, что вооружение предполагает умение при необходимости их использовать.
А мы часто сталкиваемся с ситуацией, при которой знания, полученные путём зубрёжки, бездумно, чрезвычайно трудно применить для дела. Не случайно, поэтому многие выпускники не только школ, но и вузов должны переучиваться, прежде чем стать способными осмысленно применять полученные знания на практической работе. Знания не осмысленные должным образом, превращаются в бесполезный груз.
Осуществляя менторский подход к учащимся, вместо того чтобы стать мудрыми и добрыми наставниками, многие учителя заглушают естественное стремление обучающихся подростков к самостоятельному познанию мира. Это приводит к тому, что посещение школы становится нелюбимым делом, неприятной обязанностью.
В школе с традиционными методами обучения ученик рассматривается как объект обучения и воспитания, но не как субъект, способный самообучаться и самовоспитываться.
Глава 1
Понятие личностно ориентированного подхода к образованию.
1.1. Личностно ориентированная технология на уроках математики.
Свою роль учителя вижу как организатора самостоятельной, активной познавательной деятельности учащихся, консультанта и помощника. Достигнуть этой цели можно через личностно ориентированные технологии. Они предусматривают дифференцированный подход к обучению школьников с учётом уровня их интеллектуального развития и подготовки по математике, их способностей и задатков. Эти технологии вписываются в традиционную систему обучения.
Личностно ориентированный подход предполагает новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, нормативность, критерии и т.д. Традиционный подход характеризовался стремлением к догматизму, нормативным мышлением, желанием во чтобы то ни стало добиться достижения некой провозглашаемой нормы. Особенность нового представления заключается в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развитии ученика и стремлении к ним, а «норму» рассматривать как промежуточную, а не конечную цель обучения.
Учитывая сказанное, следует подчеркнуть, что личностно ориентированная система обучения предполагает:
признание ученика основным субъектом процесса обучения;
признание основной целью развитие индивидуальных способностей ученика;
определение средств, обеспечивающих достижение поставленной цели посредством выявления собственного опыта ученика, целенаправленного развития его личности в процессе обучения.
В организации своих уроков с личностно ориентированной направленностью учитель должен придерживаться следующих критериев:
- иметь план проведения урока в зависимости от готовности класса;
- использовать проблемные творческие задания;
- создать положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока;
- сообщить в начале урока не только тему, но и организацию учебной деятельности в ходе урока;
- стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- оценивать при опросе на уроке не только правильный ответ ученика, но и анализировать то, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;
- обсудить с детьми в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему;
- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
Можно считать, что роль личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы» самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления личности и успешного взаимодействия с людьми, природой, культурой. Исходя из данной трактовки цели личностно ориентированного образования, чаще всего я разрабатываю уроки математики на основе «технологии самообразования» и «обучение в сотрудничестве». Основным учебным пособием, которым я пользуюсь в работе, является книга Э.А. Левина, О.И. Прокофьевой «Самообразование детей в школе. Новаторская методика» (Р.-на-Д.: «Феникс», 2008).
1.2. Преимущества методики самообразования детей в школе.
Истинное усвоение знаний не сводится к простому запоминанию информации. Усвоенные знания предполагают эффективное использование этой информации, для чего необходимо их органическое усвоение. Тут напрашивается активный способ получения информации, при котором работает не только и не столько память, сколько мысль познающего. И этот подход к получению знаний осуществляется с помощью продуманной и развитой системы самообразования.
В обобщённом виде преимущества самообразования отражены в следующей схеме. (Приложение 1)
Глава 2
Организация индивидуально-группового обучения математике в 5, 6 классах
2.1. Обучение с использованием индивидуальных листов.
Мы все привыкли к тому, что получаем новые знания прежде всего из рассказов учителей, педагогов, будь то школа или вуз. Сам по себе такой метод передачи знаний вполне естественен. Но не все привычное для нас является во всех случаях правильным. Дело доходит даже до того, что учителя ставят оценки во многом исходя из того насколько полно учащиеся используют изложение и интерпретацию проблемы учителем. Но ведь истинные знания не заключаются в простом запоминании информации. Они предполагают использование полученной информации, а это возможно лишь при условии самостоятельной работы по ее переработке. И лучше всего, чтобы такая работа начиналась уже в процессе накопления этой информации, ее добычи.
Суть метода состоит в том, что учащиеся до изучения темы получают так называемые индивидуальные листы обучения (ИЛО), в которых напечатаны вопросы по теме (параграфу) и оставлено место для ответов. Учащиеся дома самостоятельно изучают материал параграфа. Заполняют ИЛО, становясь активно обучающимися. Задания ИЛО, по возможности, должны быть направлены на развитие самостоятельности и даже элементов творческого подхода, содержать вопросы на выявление причинно-следственных связей. А на уроке задание обсуждается, ликвидируются пробелы в знаниях. Учитель расширяет и углубляет знания учащихся по теме. Такая работа позволяет школьнику в спокойной обстановке разобраться в материале, осмыслить его, сделать «своим». А затем с помощью учителя приобрести навык и умения пользоваться полученными знаниями. Обычно на уроках дети очень активны, каждому интересно правильно ли он дома ответил на вопросы. Часто возникают споры. И не надо искусственно готовить урок-дискуссию: она возникает сама, спонтанно.
Конечно, на учителя ложится дополнительная нагрузка. Ведь нужно составить ИЛО, распечатать, а затем проверить, и это по каждому параграфу. Но полученные результаты дают силы учителю продолжить начатое дело. Этот метод меняет к лучшему отношения на уроке, так как не надо одергивать учеников, пенять им на то, что они не выучили урок.
ПРИМЕР ИЛО. (Приложение 2)
2.2. Организация и проведение групповых занятий.
После того, как ребята дома ответят на вопросы ИЛО, в классе продолжается изучение этой темы. Сначала – ликвидация пробелов. Некоторые дети не смогли ответить на какой-нибудь вопрос, некоторые сомневаются в правильности своего ответа. Свои вопросы на бумажках они могут прикрепить к доске. Остальные учащиеся на перемене читают эти вопросы и могут ответить на какой-нибудь из них во время урока. Можно сделать по-другому: сложить бумажки с вопросами в корзину (коробку) с названием «Корзина вопросов» («Шкатулка вопросов») и те, кто ответил на все вопросы, вытягивают вопросы и отвечают на них. Затем тему урока можно расширить или углубить за счет сэкономленного времени при таком изучении темы дети очень активны, работают с удовольствием.
Групповое изучение темы проходит при живейшем участии всех учеников класса, когда ИЛО уже заполнены, т.е. когда дети самостоятельно изучили тему. Оно может происходить в виде взаимопомощи, беседы, вопросов и ответов, горячих споров.
Традиционная трех рядная расстановка парт приспособлена для слушания, поэтому для работы в группах две парты ставлю буквой Т. Класс я делю на группы (разноуровневые или одноуровневые, это зависит от характера предстоящей работы) так, чтобы в каждой группе был ученик-координатор, способный помочь, направить работу.
Для усвоения нового материала после вступительного слова учителя возможны следующие варианты организации работы.
Вариант 1. Каждой группе предлагается одна своя проблема или одна серия вопросов, на которые должна ответить эта группа. Учащиеся разбираются каждый с одним конкретным вопросом, затем обсуждают все вопросы так, чтобы любой ученик группы понял весь материал. Когда команда готова, учитель по своему усмотрению спрашивает любого ученика этой группы.
Вариант 2. Учащимся предлагаются одинаковые задания по изучаемому материалу для всех групп. Каждый ученик в группе выполняет свое задание, но может консультироваться не только с учителем, но и с «экспертами» из других групп. Затем проводится обсуждение в своей команде. Проверка проводится по усмотрению учителя.
Часто возникают бурные дискуссии, ученики доказывают правильность своего ответа. Я обычно не вмешиваюсь, жду, когда наступит «момент истины» или когда спор зайдет в тупик и надо помочь с разъяснением. Я не заставляю детей учить правила. Запоминать надо, во-вторых, а во-первых, надо думать. Если у нас интерес к чему-либо, то это «что-либо» будет долго помнится.
На этапе проверки усвоения пройденного материала можно строить занятия по-разному.
Вариант 1. Для учащихся с хорошими математическими способностями подбираются задания, которые выполняются в режиме «самоконтроля»; учащиеся со средними и низкими способностями поочередно работают у доски.
Вариант 2. Учащиеся рассаживаются по группам разноуровневого состава и опрашивают друг друга по заранее составленным вопросам. Причем «сильные» ученики опрашивают «средних», а «средние» - «слабых». Затем можно провести групповую работу по выполнению практической части.
Вариант 3. Сквозная самостоятельная работа. Готовятся несколько наборов задач различной степени сложности. В начале работы всем дается задание с простой задачей, решив её, учащийся берет другое задание, и так в течение всего урока. Степень сложности повышается с каждым новым заданием. Все задания решаются на отдельных листочках и сдаются учителю, чтобы не было списывания.
Некоторым детям трудно высидеть весь урок. Есть гиперактивные дети, которые просто не в состоянии спокойно просидеть весь урок. Ведь сам учитель за урок много раз меняет положение своего тела. Детям необходимо движение. Это может быть небольшая зарядка возле парты, а могут быть парные игры с соседом по парте. Кстати игры меняют эмоциональный настрой ребенка в лучшую сторону, снимают стресс.
Примеры парных игр
«Поймай руку». Соседи по парте становятся лицом друг к другу. Кисти рук одного образуют открытую ловушку. Задача второго – провести свою руку так, чтобы её не захлопнули в ловушку.
«Коктейль движений». Бежать на месте и при этом поглаживать одной рукой себя по голове, а второй хлопать об ладошку соседа. Эта игра активизирует работу мозга.
«Танец пальцев». Дети за партами встают лицом друг к другу. Пальцы составляют «танцевальную пару» и двигаются под музыку вместе. Игра расслабляет мускулатуру рук, плеч.
Как видно из вышеизложенного, при новом методе преподавания роль учителя существенно меняется. Вместо вещателя он превращается в наставника и помощника учащегося. Он помогает учащемуся отобрать нужную ему информацию, активно усвоить ее и переработать, а ученик превращается из объекта образования в его субъект.
Индивидуально-групповая методика комплексно решает многие проблемы школы. Она увлекает школьника в процесс получения образовательной информации, при этом сближает учащегося с учителем, последовательно формирует его интеллект и побуждает к творчеству.