Цель:
- расширение и уточнение знания о природе силы трения и способах её изменения, выяснение важности силы трения в природе и технике, оптимизация психоэмоционального состояния школьников на уроке.
Задачи.
Образовательные:
- показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике;
- познакомить учащихся со способами изменения силы трения.
Развивающие:
- формировать умения применять знания в нестандартных ситуациях;
- создать условия для развития мышления; способностей учащихся к анализу;
- способствовать развитию воображения, образного и логического мышления,
развивать умение анализировать факты, развивать наблюдательность, память;
- формировать умение систематизировать информацию, находить требуемую информацию
в различных источниках, формировать умения и навыки работы с научно-популярной и
дополнительной литературой.
Воспитательные:
- развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения, умение
видеть физику вокруг себя;
- активизировать деятельность учащихся, снизить уровень тревожности при
умственном напряжении, способствовать сохранению психического, физического,
духовного здоровья школьников;
- воспитывать у детей отношения к ПК, как к инструменту, предназначенному для
работы, учить методу проектирования.
Тип урока. Урок изучения и обобщения материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 1), карточки-тесты по теме «Сила трения» (Приложение 2).
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный момент. Сообщение целей урока. | Учитель направляет обучающихся на совместное формирование целей урока. | Совместно с учителем формулируют цели урока. |
2 | Самостоятельная работа. | Организует проведение тестового задания. Приложение 2 |
Записывают ответы на вопросы теста По окончании осуществляют взаимопроверку, затем проверяют правильность ответов по готовому шаблону. |
3 | Объяснение нового материала | Объясняет новый материал | Участвуют в обсуждении вопросов |
4 | Решение качественных задач. | Осуществляет подборку качественных задач. | Обсуждают и решают предложенные задачи. |
5 | Подведение итогов урока. | Подводит итоги урока. Проводит рефлексию. | Отвечают на вопросы рефлексии. |
6 | Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. | Записывают необходимую информацию по выполнению домашнего задания. |
I. Организационный момент. Формулирование целей урока.
II. Самостоятельная работа.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Раздает тестовые задания каждому ученику. Сообщает о времени, отведенном на выполнение. (5-7 минут) | Выполняют задания-тесты. По окончании обмениваются листочками и выполняют взаимопроверку. (1 мин.) Проверяют правильность ответов по шаблону, предоставленному на слайде |
III. Объяснение нового материала
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Настраивает обучающихся на рабочий лад. Формулирует основополагающий вопрос: «Трение – полезно или вредно» | Предлагают свои ответы на основополагающий вопрос |
Первично вводит материал с учетом закономерностей познания при высокой активности учащихся. | Активные действия учащихся с изучаемым материалом. |
Рассказывает о роли силы трения при ходьбе. Рассматривается ходьба по скользкой поверхности. | Приводят примеры. Обсуждают вредное и полезное проявление силы трения . Трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить. |
Подводит обучающихся к тому, чтобы они сами предлагали варианты уменьшения и увеличения силы трения | Предлагают свои ответы. |
1. Какие ещё виды смазки, кроме жидкой,
вы знаете? 2. Знаете ли вы такую жидкость, которая увеличивает трение? 3. Какой лёд более скользкий: гладкий или шероховатый, покрытый мельчайшими бугорочками? Советский учёный К.Вейнберг доказал, что при трении о лёд (например, полозьев) выделяемое тепло заставляет лед плавиться; при этом образуется тонкая водяная плёнка, которая играет роль смазки и делает лёд скользким. Так как трение о бугристый лёд больше, то и тепла выделится больше, значит, он и будет более скользким. 4. Для чего подковывают лошадей? 5. Почему нагруженный автомобиль на размытой дороге буксует меньше, чем пустой? 6. Почему, спускаясь по канату, опасно быстро скользить? 7. Осенью у трамвайных путей, идущих под уклон вблизи деревьев, вывешивается табличка «Листопад. Берегись юза!» Что такое юз? Чем вызвано появление такой надписи? |
1. Сухая, графитовая 2. Гудрон 3. Скольжение лучше на шероховатом льду. 4. Для увеличения сцепления между ногами и поверхностью земли. 5. Нагруженный автомобиль оказывает большее давление на дорогу, вследствие этого сцепление колёс с грунтом у него больше, чем у пустого. 6. Вследствие большого трения можно обжечь руки и ноги. 7. Скольжение уже заторможенного, не вращающегося колеса называется юзом. Попавшие под колеса свежие листья, будучи раздавленными, дают влагу, значительно уменьшающую трение. Начинается скольжение. |
«Тихая вода подмывает берега»
Какой смысл заложен в этой пословице? С житейской точки зрения, по-видимому, ее смысл в том, что малое, но длительное воздействие приводит к значительному результату. С точки зрения физики можно дать такое объяснение. Между отдельными слоями воды, текущей в реке, действует трение, которое называется внутренним. В связи с этим скорость течения воды на разных участках поперечного сечения русла реки не одинакова. Самая большая в середине русла (на быстрине), самая маленькая у берегов. Но сила трения не только тормозит воду, но и действует на берег, вырывая частицы грунта и тем самым, подмывая берег. |
|
Формулирует совместно с обучающимися
выводы: - сила трения зависит от свойств соприкасающихся тел (от
рода поверхностей); |
Записывают в тетрадях выводы. |
IV. Решение качественных задач.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Объясните с физической точки зрения
некоторые пословицы. 1. «Плуг от работы блестит». 2. «Коси коса, пока роса; роса долой, и мы домой». 3. «Корабли спускают, так салом подмазывают». |
1. Поверхность плуга при работе испытывает большую силу трения о землю, в результате поверхность шлифуется, полируется, становится блестящей.. 2. Уменьшение силы трения. Роса увеличивает массу стебля. Поэтому при ударе косой он в меньшей степени изгибается, и коса сразу срезает его. Роса создает смазку, и уменьшается сила трения, когда при обратном движении косы она скользит по траве. 3. Роль смазки выполняет сало |
Ответьте на вопросы: 1. Почему кусок хозяйственного мыла легче разрезать крепкой ниткой, чем ножом? 2. Зачем зимой дорожки посыпают солью? 3. Почему уменьшается глубина рельефного рисунка на колесах тракторов, зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной технике по мере ее эксплуатации? 4. Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами? |
1. При разрезании ниткой возникает меньшая сила трения, чем при разрезании ножом 2. Чтобы увеличить силу трения 3. Вследствие действия силы трения 4. Для лучшего сцепления с поверхностью |
V. Подведение итогов урока.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Сегодня на уроке мы познакомились с примерами проявления силы трения в природе и технике. | |
Какие понятия мы повторили? | Сила трения. Виды силы трения. |
Что нового узнали на уроке? | Как уменьшать или увеличивать силу трения. Вредное и полезное проявления силы трения. |
Чем запомнился вам урок? | Многие явления в произведениях можно объяснить с физической точки зрения. |
Оцените свою работу на уроке. | Оценивают работу на уроке. |
VI. Домашнее задание.
§32, подобрать 3,4 пословицы на тему «Сила трения».
По желанию подготовить презентацию или буклет по теме «Трение в природе и технике».
Литература
1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений-9-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2008. – 192 с.: ил.
2. Тихомирова С.А. Физика в загадках, пословицах, сказках, полэзии, прозе и анекдотах: пособие для учащихся и учителей /С.А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2008. -152 с.: ил.