Цели урока:
- познакомить учащихся с разнообразием растений (дерево, кустарник, трава);
- научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать их по группам;
- воспитывать бережное отношение к живой природе.
Задачи урока:
- формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
- развивать мышление, воображение, память, связную речь;
- воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;
- реализовывать творческие способности школьников.
Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:
- овладение навыками сравнения, по результатам наблюдения формулировать выводы в соответствии с целями и задачами;
- формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- развитие навыков сотрудничества;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Форма проведения: работа в группах, парах, фронтальная работа.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цель урока, планировать своё учебное действие в соответствии с поставленной задачей, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной (схематической) форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: диалог, постановка проблемы
Педагогические технологии:
- проблемно-диалогического обучения,
- деятельностного метода обучения,
- развития критического мышления.
Методы обучения:
- диалогический,
- исследовательский
- метод «Фишбоун» (Д. Баланка)
Нередко в объяснении учителя содержатся
различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы
обозначены неявно. И ученики могут не
обратить на них внимания или будут испытывать
трудности при поиске их решения. Разрешить
проблему можно только тогда, когда сам ясно
видишь все ее составляющие. Поможет в этом
составление схемы.
“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть
верхние и нижние косточки. Также и в нашей
схеме. Схема будет представлять собой в
буквальном смысле рыбий скелет. В «голове»
этого скелета обозначен основной объект
исследования. На верхних косточках будут
выписываться те или иные причины или части
рассматриваемой проблемы, а на нижних –
возможные источники, раскрывающие ее суть.
Оборудование: индивидуальные карточки (Приложение 1), карточки для работы в парах (Приложение 2, Приложение 3), презентация PowerPoint (Приложение 4).
ХОД УРОКА
I. Вызов
– Ребята, посмотрите на картинки на
слайде (Слайд 2). Что вы видите? (Разные
растения)
– Предположите, о чем мы будем сегодня говорить
на уроке? (О растениях)
– У каждого из вас карточки, которую вы
заполните в течение урока (Приложение
1)
– А что знаете вы по этой теме нашего урока? Какие
бывают растения? Учащиеся вспоминают
информацию, которой они владеют по данной теме, и
заполняют первую часть таблицы (Знаю).
– А что бы вы хотели узнать о растениях?
Учитель предлагает детям высказаться по
поводу того, что они хотели бы узнать по данной
теме.
Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу
узнать).
Данное задание может выполняться
индивидуально, в парах, в группах.
Заполнение третьего столбца таблицы (Узнал)
предполагается на стадии рефлексии в конце
урока.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
II. Осмысление содержания
Этап ознакомления с новым материалом. Работа в паре с карточками (Приложение 2)
Действия учителя |
Действия учащихся |
ИКТ (Приложение 4) |
1. Наблюдение за многообразием растений | ||
– Назовите растения, которые вы видите
на слайдах. – Чем похожи все растения? Что общего у разных растений? – А чем отличаются? |
– У всех растений есть корень,
стебель (или ствол), листья, цветки, могут быть
плоды с семенами. – Некоторые большие растения (деревья) имеют стволы. А у маленьких растений (у травы) вместо стволов мягкие стебли. Интересно смотреть на кусты: у них много стволов, только стволы эти тонкие. |
Слайды № 2, 3. |
2. Оформление схемы | ||
Постановка проблемного вопроса. –
В какие группы можно распределить разные
растения? |
Оформление схемы: |
Слайд № 4. Слайд № 5. |
Решение поставленной проблемы –
На какие три группы можно разделить всё
многообразие растений? – Какие растения относятся к деревьям? Приведите примеры. – Что такое кустарники?
Приведите примеры. А есть такие растения, у которых нет стволов. Как поступить в этом случае? К какой группе отнести эти растения? Что можете сказать о растениях-травах? Приведите примеры. Физкультминутка. Игра на внимание: «Не ошибись». Учитель поочередно называет 3 слова: деревья, кустарники, травы. Дети на каждое слово выполняют определённые упражнения:
Слова называются всё быстрее и в разном порядке. |
– Травы, кустарники, деревья. Оформление схемы: верхние кости – У деревьев есть один большой ствол,
покрытый корой, от которого отходят ветки. Сосна, ель, берёза, клён… Кустарник имеет не один ствол, а много стволов. Оформление схемы: Смородина, шиповник, малина, калина… – Травы имеют мягкие зеленые стебли. Травы живут меньше, чем деревья и кустарники.
Подорожник, душица, ромашка, лютики… |
Слайд № 6. Слайд № 7.
Слайд № 8.
Слайд № 9.
Слайды № 10, 11. |
3. Вывод | ||
– Ответим на вопрос, поставленный в
начале урока. Какие бывают растения? – На какие группы мы разделили растения? – Какой вывод сделаем? – Запишем вывод в хвосте рыбы. – Ребята, а какую роль как представители живой природы выполняют растения? И какое значение растения имеют для человека? |
Деревья, кустарники, травы.
Чтобы определить, к какой группе относится растение, надо определить его главный отличительный признак: вид ствола (если он есть). |
Слайд № 12. |
III. Рефлексия:
Анализ полученной информации.
Заполнение третьего столбца таблицы «Узнал» (Приложение 1).
– Сегодня я узнал (а)…
– Было интересно…
– Было трудно….
– Теперь я могу…
Самооценка работы в паре