Урок изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Волшебница-зима". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: формировать навык самостоятельного выбора композиции рисунка, выделяя дальний и ближний планы пейзажа.

Задачи урока:

  • Совершенствовать навык работы с гуашью, познакомив с новой техникой изображения – «Набрызг».
  • Развивать умения активно наблюдать за изменениями в природе в разные времена года. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи и поэзии.  Обогащать речь учащихся эмоционально окрашенной лексикой.
  • Вызывать у учащихся эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Воспитывать любовь к природе, прекрасному.

Оборудование:

  • Репродукции картин И. Шишкина «Зима», Р. Романов «Зима», В. Янов «Русская зима».
  • Музыка  П.И. Чайковский «Времена года» – «Зима. Декабрь» (Приложение 3)
  • Рассказ «Зима» из книги Г. Скребицкого «Четыре художника» (Приложение 2)

Материалы для урока: альбомный лист, набор гуашевых красок, кисти, палочка.

Предварительная работа: наблюдение за зимней природой, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, беседа с учащимися на тему: «Волшебство зимы».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель:

Быстренько проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Сообщение темы и цели урока

1.1. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться о теме урока:

(зачитывается стихотворение А. Пушкина «Волшебница-Зима» Приложение 1)

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

Учитель: Ребята, вы прослушали стихотворение  и можете ответить на вопрос: Какая же тема сегодняшнего урока? (Зима).

1.2. «Мозговой штурм»

– На земле лежит снег, реки и озера покрыты льдом, трещат морозы. В ясные дни мохнатый иней серебрится на ветвях деревьев.
– Итак, какая главная примета зимы? (Снег).
– А какой бывает снег? (Белый, голубой, пушистый, искристый, серебристый).
– Какой сугроб? (Большой, белый, мягкий).
– Какой лед? (Голубой, скользкий, холодный).

III. Теоретическая часть

Учитель: Посмотрите на картины И. Шишкина «Зима», Р.Романова «Зима», В. Янова «Русская зима». Вся земля покрыта белым одеялом, деревья спят. Закройте глаза. Слышите? Откуда-то доносится перезвон (звучит отрывок из пьесы П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь» Приложение 3).
Подумайте и скажите, что может быть таким легким, хрустальным, звонким. Это как будто бы кружится в воздухе где-то высоко в небе, а потом опускается на землю? (Cнежинки).
Снежинки – помощники зимы. Именно они укрывают землю снежным покрывалом. Послушайте, как это происходит.

(Зачитывается отрывок из рассказа «Четыре художника» Г. Скребицкого Приложение 2)

«Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки — Зимы. Можно её и Солнышку показать.
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины… А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!»

Учитель: Вот какую чудесную картину нарисовала Зима. А теперь давайте погуляем по зимнему лесу.

IV. Физкультминутка «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой.
Ходьба на месте.
Разводят руки в стороны.
Руку отводят в указанную сторону и смотрят.
Отводят руку и прослеживают взглядом.
Покружиться и присесть.

Разводят руки в стороны.
Садятся на свои места.

V. Практическая работа

5.1. Правила рисования зимних пейзажей (холодные тона, перспектива). 

Учитель: Сегодня мы с вами нарисует зимнюю картину – зимний пейзаж. Для этого надо определить основные «зимние» цвета (белый, голубой, серый).
– Первым этапом работы будет рисование фона. Каким он может быть? (Голубым, светло-серым).
– Как расположим лист бумаги? (Горизонтально).
– Что может быть на нашей картине? (Деревья, грозди рябины, животные).
– Ваша задача – подумать, какие деревья будут в зимнем лесу? (Ель, дуб, березка).
– Как вы их расположите на рисунке? Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаге, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, они будут казаться намного меньше.
– С чего начнем изображение дерева? (Со ствола).
– А какого цвета ствол дерева? (Коричневого, черного).
– Ствол у дерева необязательно должен быть прямой, он может быть изогнутый, толстый и тонкий. Какого цвета ель зимой? (Зеленого).

5.2. Прием нетрадиционной техники рисования «Набрызг».

Учитель: Ребята, в основном вы уже закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, посмотрите и скажите, чего не хватает в рисунке? (Снега, потому что деревья зимой покрыты снегом).
Мы будем изображать падающий снег необычным способом, называется он «Набрызг». Для этого, возьмем кисть (щетину) с белой краской, направим  на лист бумаги и резко проведем по ней палочкой к себе. Теперь мы видим, что идет снег.

5.3. Закрепление.

– Какие цвета характерны для зимы?
– Как располагаем лист альбома? Почему?
– С чего начинаем изображение?
– Какие деревья мы рисуем вначале, а какие потом? Почему?

VI. Итог урока

6.1. Осмысление знаний.

Учитель: А теперь давайте поиграем в игру «Поймай «зимние» слова». Я называю слова,  если они относятся к зиме, вы хлопаете в ладоши: санки, велосипед, ласточка, валенки, снеговик, метель, ручеек, мороз, декабрь, панама, весна, варежки.

6.2. Выставка детских работ. Анализ.

Учитель: Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Сегодняшний урок мне бы хотелось закончить стихотворением:

(читается стихотворение Т. Днепровской «Зимние дни» Приложение 1)

Вьются, серебрятся
Звездные снежинки,
В роще опустелой
Замело тропинки.
Клонится под снегом
Сук седой, рогатый,
Скачет в белой шубке
Заюшка мохнатый.

Список литературы:

  1. Г. Скребицкий. Четыре художника. – М.: Малыш, 1984.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2. – М.: «Просвещение, 1985.
  3. Дивная пора. Лучшие стихотворения русских поэтов о природе. – М.: Эксмо, 2006.