Цель урока: формировать навык самостоятельного выбора композиции рисунка, выделяя дальний и ближний планы пейзажа.
Задачи урока:
- Совершенствовать навык работы с гуашью, познакомив с новой техникой изображения – «Набрызг».
- Развивать умения активно наблюдать за изменениями в природе в разные времена года. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи и поэзии. Обогащать речь учащихся эмоционально окрашенной лексикой.
- Вызывать у учащихся эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Воспитывать любовь к природе, прекрасному.
Оборудование:
- Репродукции картин И. Шишкина «Зима», Р. Романов «Зима», В. Янов «Русская зима».
- Музыка П.И. Чайковский «Времена года» – «Зима. Декабрь» (Приложение 3)
- Рассказ «Зима» из книги Г. Скребицкого «Четыре художника» (Приложение 2)
Материалы для урока: альбомный лист, набор гуашевых красок, кисти, палочка.
Предварительная работа: наблюдение за зимней природой, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, беседа с учащимися на тему: «Волшебство зимы».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель:
Быстренько проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Сообщение темы и цели урока
1.1. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться о теме урока:
(зачитывается стихотворение А. Пушкина «Волшебница-Зима» – Приложение 1)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Учитель: Ребята, вы прослушали стихотворение и можете ответить на вопрос: Какая же тема сегодняшнего урока? (Зима).
1.2. «Мозговой штурм»
– На земле лежит снег, реки и озера покрыты
льдом, трещат морозы. В ясные дни мохнатый иней
серебрится на ветвях деревьев.
– Итак, какая главная примета зимы? (Снег).
– А какой бывает снег? (Белый, голубой,
пушистый, искристый, серебристый).
– Какой сугроб? (Большой, белый, мягкий).
– Какой лед? (Голубой, скользкий, холодный).
III. Теоретическая часть
Учитель: Посмотрите на картины И.
Шишкина «Зима», Р.Романова «Зима», В. Янова
«Русская зима». Вся земля покрыта белым одеялом,
деревья спят. Закройте глаза. Слышите? Откуда-то
доносится перезвон (звучит отрывок из пьесы
П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь» – Приложение 3).
Подумайте и скажите, что может быть таким легким,
хрустальным, звонким. Это как будто бы кружится в
воздухе где-то высоко в небе, а потом опускается
на землю? (Cнежинки).
Снежинки – помощники зимы. Именно они укрывают
землю снежным покрывалом. Послушайте, как это
происходит.
(Зачитывается отрывок из рассказа «Четыре художника» Г. Скребицкого – Приложение 2)
«Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай
покрывать землю свежим пушистым снегом! В один
день всё кругом разукрасила.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась
река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших
мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама
поглядывает по сторонам — то тут, то там свою
волшебную картину исправит.
Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу,
что Солнышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы;
до самых бровей нахлобучила им белоснежные
шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят
лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно,
спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие
деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в
белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое
покрывало накинула. Так хорошо получилось! На
концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно
красные серьги из-под белого покрывала
виднеются.
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и
долины. Живёт вся картина седой чародейки — Зимы.
Можно её и Солнышку показать.
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на
зимний лес, на долины… А под его ласковым
взглядом всё кругом ещё краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные,
зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на
деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей,
и в воздухе тоже заискрились, заплясали
разноцветные огоньки.
Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не
нарисуешь!»
Учитель: Вот какую чудесную картину нарисовала Зима. А теперь давайте погуляем по зимнему лесу.
IV. Физкультминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес Сколько здесь вокруг чудес! Справа березка в шубке стоит, Слева елка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся, На землю красиво ложатся. В лесу красота и покой, А нам пора уже домой. |
Ходьба на месте. Разводят руки в стороны. Руку отводят в указанную сторону и смотрят. Отводят руку и прослеживают взглядом. Покружиться и присесть. Разводят руки в стороны. Садятся на свои места. |
V. Практическая работа
5.1. Правила рисования зимних пейзажей (холодные тона, перспектива).
Учитель: Сегодня мы с вами нарисует
зимнюю картину – зимний пейзаж. Для этого надо
определить основные «зимние» цвета (белый,
голубой, серый).
– Первым этапом работы будет рисование фона.
Каким он может быть? (Голубым, светло-серым).
– Как расположим лист бумаги? (Горизонтально).
– Что может быть на нашей картине? (Деревья,
грозди рябины, животные).
– Ваша задача – подумать, какие деревья будут в
зимнем лесу? (Ель, дуб, березка).
– Как вы их расположите на рисунке? Вначале лучше
нарисовать деревья и кусты на переднем плане
листа бумаге, те, которые ближе к нам, поэтому они
выше и больше, а потом дальние объекты, они будут
казаться намного меньше.
– С чего начнем изображение дерева? (Со ствола).
– А какого цвета ствол дерева? (Коричневого,
черного).
– Ствол у дерева необязательно должен быть
прямой, он может быть изогнутый, толстый и тонкий.
Какого цвета ель зимой? (Зеленого).
5.2. Прием нетрадиционной техники рисования «Набрызг».
Учитель: Ребята, в основном вы уже
закончили свой рисунок. Но так как мы с вами
рисуем зимний пейзаж, посмотрите и скажите, чего
не хватает в рисунке? (Снега, потому что деревья
зимой покрыты снегом).
Мы будем изображать падающий снег необычным
способом, называется он «Набрызг». Для этого,
возьмем кисть (щетину) с белой краской,
направим на лист бумаги и резко проведем по
ней палочкой к себе. Теперь мы видим, что идет
снег.
5.3. Закрепление.
– Какие цвета характерны для зимы?
– Как располагаем лист альбома? Почему?
– С чего начинаем изображение?
– Какие деревья мы рисуем вначале, а какие потом?
Почему?
VI. Итог урока
6.1. Осмысление знаний.
Учитель: А теперь давайте поиграем в игру «Поймай «зимние» слова». Я называю слова, если они относятся к зиме, вы хлопаете в ладоши: санки, велосипед, ласточка, валенки, снеговик, метель, ручеек, мороз, декабрь, панама, весна, варежки.
6.2. Выставка детских работ. Анализ.
Учитель: Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Сегодняшний урок мне бы хотелось закончить стихотворением:
(читается стихотворение Т. Днепровской «Зимние дни» – Приложение 1)
Вьются, серебрятся
Звездные снежинки,
В роще опустелой
Замело тропинки.
Клонится под снегом
Сук седой, рогатый,
Скачет в белой шубке
Заюшка мохнатый.
Список литературы:
- Г. Скребицкий. Четыре художника. – М.: Малыш, 1984.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 2. – М.: «Просвещение, 1985.
- Дивная пора. Лучшие стихотворения русских поэтов о природе. – М.: Эксмо, 2006.