Урок физики по теме "Плотность вещества". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Большую роль в преподавании физики играет эксперимент, посредством, которого осуществляется более тесный контакт между учащимися и природой. В эксперименте учащиеся помещают предмет изучения в такие условия, в которых его сущность может раскрыться наиболее ярко. Физика, предмет который дает наибольшие возможности для формирования мыслящей, творческой личности.

Развитие личности учащегося в системе современного образования должно обеспечиваться через формирование универсальных учебных действий

Я предлагаю вашему вниманию свое представление формирования универсальных учебных действий на уроке физики в 7 классе.

Технологическая карта урока

Тема урока: Плотность вещества
Форма урока: Урок изучения нового материала
Цели урока:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Развить интересы и способности учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся Изучить новую физическую величину плотность вещества
Задачи урока:

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новой физической величины.
2. Провести рефлексию деятельности учащихся после проведения экспериментальных исследований.
1. Организация работы в группах при проведении учебных экспериментов
2. Выслушать устные ответы учащихся о результатах экспериментов.
1. Учебная экспериментальная задача: выяснить, используя предложенное оборудование, от чего зависит плотность вещества.
2. Учебная задача: научиться представлять результаты эксперимента на графике и анализировать их.
3. Учебная задача: научиться работать с таблицей плотностей.
Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Самоопределение:
  • рефлексивная самооценка учебной деятельности

Смыслообразование:

  • мотивация образовательной деятельности на основе экспериментальной деятельности;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Нравственно-этическое оценивание:

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения.
Коммуникативные:
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы

Познавательные:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными учебными действиями экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
  • развитие мышления учащихся при изучении новой физической величины;
  • развитие внимания в ходе эксперимента и при устном ответе одноклассника.

Регулятивные:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий
Факты:
  • увидеть на графике линейную зависимость между массой и объемом нескольких тел, изготовленных из парафина;
  • найти отношение массы тела к его объему, которое будет одинаковым у всех групп, выполнявших работу с разными парафиновыми цилиндрами;
  • при замене парафиновых цилиндров на металлические, убедится, что отношение массы металлического тела к его объему снова будет одинаковым у всех групп, но другим по сравнению с парафиновым телом;
  • отношение массы тела к его объему зависит от рода вещества.

Эмпирические понятия:

  • масса тела,
  • объем тела,
  • плотность вещества.

Технические понятия (о приборах, установках, технологических процессах):

  • весы с разновесами;
  • измерительный цилиндр.

Умения:

  • Экспериментальные умения (умение планировать и проводить эксперимент);
  • Умение представлять результаты эксперимента на графике;
  • Умение анализировать полученные результаты;
  • Умения работать с таблицами плотностей.
Оборудование: Рычажные весы с набором разновесов, измерительные цилиндры (мензурки), цилиндры разной массы и объема из парафина на нити, цилиндры разной массы и объема из одного металла на нити.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Самоопределение к деятельности
Цель Мотивировать учащихся к изучению новой темы
Длительность этапа 5-7 мин.
Основной вид деятельности учащихся Умение ставить цели урока и выдвигать гипотезы
Форма организации деятельности учащихся Создание проблемной ситуации, когда учащиеся ощущают недостаток знаний
Функции преподавателя на данном этапе Организаторские
Основные виды деятельности преподавателя Анализировать учебную ситуацию (если нужно помочь учащимся самоопределится в учебной деятельности)
Промежуточный контроль Умение видеть проблему

ЭТАП 2

Учебно-эксперементальная деятельность (изучение нового материала)
Цель
  • В результате проведения эксперимента получить отношение массы тела к его объему для разных веществ;
  • Сформулировать понятие плотности вещества.
Длительность этапа 20 мин.
Основной вид деятельности учащихся Постановка цели эксперимента, планирование работы,
выбор необходимого оборудования, проведение эксперимента
представление результатов и их анализ
Форма организации деятельности учащихся Групповая работа
Функции преподавателя на данном этапе Диагностическая функция
Основные виды деятельности преподавателя Наблюдение за процессом, и если нужно корректировка деятельности учащихся
Промежуточный контроль Проследить, как формируется понятие плотности вещества
ЭТАП 3 Диагностика качества освоения темы
Цель
  • Вести единицы измерения плотности вещества
  • Научится работать с таблицами плотностей
Длительность этапа 7-10 мин.
Основной вид деятельности учащихся Работа с учебным пособием
Форма организации деятельности учащихся Групповая работа
Функции преподавателя на данном этапе Диагностическая функция
Основные виды деятельности преподавателя Наблюдение за процессом, и если нужно корректировка деятельности учащихся
Промежуточный контроль Отследить степень усвоения материала
ЭТАП 4 Рефлексивная деятельность
Цель
  • Соотнести полученный результат с поставленной целью;
  • Оценить результат своей деятельности.
Длительность этапа 5 мин.
Основной вид деятельности учащихся Самоанализ и самооценка
Форма организации деятельности учащихся Индивидуальная
Функции преподавателя на данном этапе Диагностическая и частично аналитическая
Основные виды деятельности преподавателя Наблюдение за процессом и анализ учебной деятельности учащихся (для себя)
Итоговый контроль, подведение итогов Подведение итогов работы в группах во время урока, самооценка учащихся своей деятельности.

Ход урока:

1 этап: Приветствие учащихся и постановка проблемы.

Создание проблемной ситуации, когда учащиеся ощущают недостаток знаний:

Учитель: Обратить внимание учащихся на то, что имеется два цилиндра из стали и алюминия, одинакового объема и попросить двух учеников определить массу этих цилиндров с помощью рычажных весов.

Учащиеся: Масса стального цилиндра больше.

Учитель: Имеем еще два цилиндра разного объема (деревянный и металлический), попросить других двух учеников определить массы этих цилиндров.

Учащиеся: Массы этих цилиндров одинаковые.

Учитель: Почему?

Учащиеся: Тела изготовлены из разных веществ, одно из которых плотнее другого. Значит на уроке нужно выяснить, что такое плотность вещества.

Учитель: От чего зависит плотность вещества?

Учащиеся: Плотность вещества зависит от рода вещества. Способ проверки гипотезы – эксперимент.

2 этап: Учебно-эксперементальная деятельность

Обсуждаем цель эксперимента, определяем порядок действий, делим класс на 6 групп, выбираем приборы (цилиндры из парафина разной массы, которую определяем с помощью весов, и измерительный цилиндр, для определения объема цилиндра), определяем форму представления результатов.
Каждая группа работает со своим цилиндром из парафина, определяет массу и объем цилиндра, представляет результаты эксперимента в виде точки в координатной плоскости (m : V) на доске.
По полученным результатам строим график и анализируем его, определяем какая зависимость между массой и объемом получается на графике (зависимость прямая).

Учитель: Задание группам: найдите отношение массы своего тела к его объему и запишите результат в таблице на доске (учащиеся рассчитывают отношение, которое у всех получается одинаковым). Сделайте вывод о проделанной работе.

Учащиеся: Отношение массы тела к объему этого тела одинаково у всех групп, выполнявших работу, хотя масса цилиндров у каждой группы разная.

Учитель: Начальная гипотеза выражалась в том, что плотность вещества зависит от рода вещества. Как это проверить?

Учащиеся: Заменим парафиновый цилиндр цилиндром из другого вещества.

Каждой группе выдаются металлические цилиндры массы, которых отличаются на 50 г.

Учитель: Что будем делать с металлическими цилиндрами?

Учащиеся: Определим массу и объем цилиндров, построим график на координатной плоскости (m : V), рассчитаем отношение массы цилиндра к его объему в каждой группе.

Учащиеся выполняют работу в группах:

– измеряют массу и объем своего цилиндра;
– представляют результат на другой координатной плоскости (m: V);
– по полученным точкам строят график и анализируют его;
– вычисляют отношение массы цилиндра к его объему и записывают результат во вторую таблицу на доске.

Учитель: Сделайте вывод о проделанной работе.

Учащиеся: Отношение массы металлического цилиндра к объему этого цилиндра у всех групп получилось одинаковым.

Учитель: Мы два раза считали отношение массы тела к его объему. Что у нас получилось? (Две таблицы с результатами работы учащихся должны быть на доске)

Учащиеся: Это отношение для парафиновых и металлических цилиндров получилось разным.

Учитель: От чего зависит данное отношение?

Учащиеся: От рода вещества.

Учитель: Что же такое плотность вещества?

Учащиеся: Плотность – это физическая величина равная отношению массы тела к его объему.

Учитель: Плотность – это физическая величина, которая обозначается буквой греческого алфавита .
Плотность вычисляется по формуле:

3 этап: Диагностика качества освоения темы

Учитель: Физические величины имеют единицы измерения. В каких единицах мы вычислили плотность цилиндров?

Учащиеся: Массу измеряли в граммах, объем в кубических сантиметрах. Значит, единицей плотности является грамм, деленный на кубический сантиметр.

Учитель: Действительно на практике в качестве единиц измерения плотности используют г/см3, но в системе «СИ» единицей массы является 1 кг, единицей объема 1 м3, поэтому основной единицей измерения плотности вещества являются кг/м3.
Плотность почти всех веществ, существующих в природе – твердых, жидких и газообразных – уже определена и занесена в специальную таблицу плотностей. С этой таблицей нам нужно научиться работать.

Учитель: В начале урока мы определили, что при одинаковом объеме масса стального цилиндра больше, чем алюминиевого. Почему?

Учащиеся: В таблице плотность стали 7800 кг/м3, а плотность алюминия 2700 кг/м3. Имея одинаковые объемы, стальной цилиндр имеет большую массу.

Учитель: Плотность – это физическая величина равная отношению массы тела к его объему. Что значит плотность стали 7800 кг/м3?

Учащиеся: Это значит, что 1 м3 стали имеет массу 7800 кг.

Учитель: Дальнейшая работа с таблицей осуществляется в группах (каждой группе дается задание на карточке).

1 группа: Запишите плотности льда, воды и водяного пара. Объясните причину их различия.
2 группа: Три кубика из стекла, меди и олова имеют одинаковый объем. Какой из них имеет наибольшую и наименьшую массу? Почему?
3 группа: Три кубика из бетона, льда и сосны имеют одинаковую массу. Объем, какого кубика наибольший, наименьший? Почему?
4 группа: Чему равна плотность воздуха? Какой газ имеет самую маленькую плотность?
5 группа: Определите плотность осмия? Что означает это число?
6 группа: Взяли три жидкости: мед, чистую воду и керосин. Масса каждой 1 килограмм. Какая жидкость наибольший объем? Почему?

Учащиеся работают в группах, затем один представитель группы дает ответ на поставленный вопрос.

4 этап: Рефлексивная деятельность

Соотнести полученный на уроке результат с поставленной целью урока.
Подведение итогов работы в группах, самоанализ и самооценка результат своей деятельности.

Учитель: Домашнее задание п. 21, упр. 7(5)

– Спасибо за работу!