Большую роль в преподавании физики играет эксперимент, посредством, которого осуществляется более тесный контакт между учащимися и природой. В эксперименте учащиеся помещают предмет изучения в такие условия, в которых его сущность может раскрыться наиболее ярко. Физика, предмет который дает наибольшие возможности для формирования мыслящей, творческой личности.
Развитие личности учащегося в системе современного образования должно обеспечиваться через формирование универсальных учебных действий
Я предлагаю вашему вниманию свое представление формирования универсальных учебных действий на уроке физики в 7 классе.
Технологическая карта урока
Тема урока: | Плотность вещества | |||
Форма урока: | Урок изучения нового материала | |||
Цели урока: | Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|
Развить интересы и способности учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности | Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся | Изучить новую физическую величину плотность вещества | ||
Задачи урока: | Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|
1. Обеспечить познавательную
мотивацию учащихся при изучении новой
физической величины. 2. Провести рефлексию деятельности учащихся после проведения экспериментальных исследований. |
1. Организация работы в группах при
проведении учебных экспериментов 2. Выслушать устные ответы учащихся о результатах экспериментов. |
1. Учебная экспериментальная задача:
выяснить, используя предложенное оборудование,
от чего зависит плотность вещества. 2. Учебная задача: научиться представлять результаты эксперимента на графике и анализировать их. 3. Учебная задача: научиться работать с таблицей плотностей. |
||
Планируемые результаты: | Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|
Самоопределение:
Смыслообразование:
Нравственно-этическое оценивание:
|
Коммуникативные:
Познавательные:
Регулятивные:
|
Факты:
Эмпирические понятия:
Технические понятия (о приборах, установках, технологических процессах):
Умения:
|
||
Оборудование: | Рычажные весы с набором разновесов, измерительные цилиндры (мензурки), цилиндры разной массы и объема из парафина на нити, цилиндры разной массы и объема из одного металла на нити. | |||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||||
ЭТАП 1 |
Самоопределение к деятельности | |||
Цель | Мотивировать учащихся к изучению новой темы | |||
Длительность этапа | 5-7 мин. | |||
Основной вид деятельности учащихся | Умение ставить цели урока и выдвигать гипотезы | |||
Форма организации деятельности учащихся | Создание проблемной ситуации, когда учащиеся ощущают недостаток знаний | |||
Функции преподавателя на данном этапе | Организаторские | |||
Основные виды деятельности преподавателя | Анализировать учебную ситуацию (если нужно помочь учащимся самоопределится в учебной деятельности) | |||
Промежуточный контроль | Умение видеть проблему | |||
ЭТАП 2 |
Учебно-эксперементальная деятельность (изучение нового материала) | |||
Цель |
|
|||
Длительность этапа | 20 мин. | |||
Основной вид деятельности учащихся | Постановка цели эксперимента,
планирование работы, выбор необходимого оборудования, проведение эксперимента представление результатов и их анализ |
|||
Форма организации деятельности учащихся | Групповая работа | |||
Функции преподавателя на данном этапе | Диагностическая функция | |||
Основные виды деятельности преподавателя | Наблюдение за процессом, и если нужно корректировка деятельности учащихся | |||
Промежуточный контроль | Проследить, как формируется понятие плотности вещества | |||
ЭТАП 3 | Диагностика качества освоения темы | |||
Цель |
|
|||
Длительность этапа | 7-10 мин. | |||
Основной вид деятельности учащихся | Работа с учебным пособием | |||
Форма организации деятельности учащихся | Групповая работа | |||
Функции преподавателя на данном этапе | Диагностическая функция | |||
Основные виды деятельности преподавателя | Наблюдение за процессом, и если нужно корректировка деятельности учащихся | |||
Промежуточный контроль | Отследить степень усвоения материала | |||
ЭТАП 4 | Рефлексивная деятельность | |||
Цель |
|
|||
Длительность этапа | 5 мин. | |||
Основной вид деятельности учащихся | Самоанализ и самооценка | |||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная | |||
Функции преподавателя на данном этапе | Диагностическая и частично аналитическая | |||
Основные виды деятельности преподавателя | Наблюдение за процессом и анализ учебной деятельности учащихся (для себя) | |||
Итоговый контроль, подведение итогов | Подведение итогов работы в группах во время урока, самооценка учащихся своей деятельности. |
Ход урока:
1 этап: Приветствие учащихся и постановка проблемы.
Создание проблемной ситуации, когда учащиеся ощущают недостаток знаний:
Учитель: Обратить внимание учащихся на то, что имеется два цилиндра из стали и алюминия, одинакового объема и попросить двух учеников определить массу этих цилиндров с помощью рычажных весов.
Учащиеся: Масса стального цилиндра больше.
Учитель: Имеем еще два цилиндра разного объема (деревянный и металлический), попросить других двух учеников определить массы этих цилиндров.
Учащиеся: Массы этих цилиндров одинаковые.
Учитель: Почему?
Учащиеся: Тела изготовлены из разных веществ, одно из которых плотнее другого. Значит на уроке нужно выяснить, что такое плотность вещества.
Учитель: От чего зависит плотность вещества?
Учащиеся: Плотность вещества зависит от рода вещества. Способ проверки гипотезы – эксперимент.
2 этап: Учебно-эксперементальная деятельность
Обсуждаем цель эксперимента, определяем
порядок действий, делим класс на 6 групп, выбираем
приборы (цилиндры из парафина разной массы,
которую определяем с помощью весов, и
измерительный цилиндр, для определения объема
цилиндра), определяем форму представления
результатов.
Каждая группа работает со своим цилиндром из
парафина, определяет массу и объем цилиндра,
представляет результаты эксперимента в виде
точки в координатной плоскости (m : V) на доске.
По полученным результатам строим график и
анализируем его, определяем какая зависимость
между массой и объемом получается на графике
(зависимость прямая).
Учитель: Задание группам: найдите отношение массы своего тела к его объему и запишите результат в таблице на доске (учащиеся рассчитывают отношение, которое у всех получается одинаковым). Сделайте вывод о проделанной работе.
Учащиеся: Отношение массы тела к объему этого тела одинаково у всех групп, выполнявших работу, хотя масса цилиндров у каждой группы разная.
Учитель: Начальная гипотеза выражалась в том, что плотность вещества зависит от рода вещества. Как это проверить?
Учащиеся: Заменим парафиновый цилиндр цилиндром из другого вещества.
Каждой группе выдаются металлические цилиндры массы, которых отличаются на 50 г.
Учитель: Что будем делать с металлическими цилиндрами?
Учащиеся: Определим массу и объем цилиндров, построим график на координатной плоскости (m : V), рассчитаем отношение массы цилиндра к его объему в каждой группе.
Учащиеся выполняют работу в группах:
– измеряют массу и объем своего цилиндра;
– представляют результат на другой координатной
плоскости (m: V);
– по полученным точкам строят график и
анализируют его;
– вычисляют отношение массы цилиндра к его
объему и записывают результат во вторую таблицу
на доске.
Учитель: Сделайте вывод о проделанной работе.
Учащиеся: Отношение массы металлического цилиндра к объему этого цилиндра у всех групп получилось одинаковым.
Учитель: Мы два раза считали отношение массы тела к его объему. Что у нас получилось? (Две таблицы с результатами работы учащихся должны быть на доске)
Учащиеся: Это отношение для парафиновых и металлических цилиндров получилось разным.
Учитель: От чего зависит данное отношение?
Учащиеся: От рода вещества.
Учитель: Что же такое плотность вещества?
Учащиеся: Плотность – это физическая величина равная отношению массы тела к его объему.
Учитель: Плотность – это физическая
величина, которая обозначается буквой
греческого алфавита .
Плотность вычисляется по формуле:
3 этап: Диагностика качества освоения темы
Учитель: Физические величины имеют единицы измерения. В каких единицах мы вычислили плотность цилиндров?
Учащиеся: Массу измеряли в граммах, объем в кубических сантиметрах. Значит, единицей плотности является грамм, деленный на кубический сантиметр.
Учитель: Действительно на практике в
качестве единиц измерения плотности используют
г/см3, но в системе «СИ» единицей массы
является 1 кг, единицей объема 1 м3, поэтому
основной единицей измерения плотности вещества
являются кг/м3.
Плотность почти всех веществ, существующих в
природе – твердых, жидких и газообразных – уже
определена и занесена в специальную таблицу
плотностей. С этой таблицей нам нужно научиться
работать.
Учитель: В начале урока мы определили, что при одинаковом объеме масса стального цилиндра больше, чем алюминиевого. Почему?
Учащиеся: В таблице плотность стали 7800 кг/м3, а плотность алюминия 2700 кг/м3. Имея одинаковые объемы, стальной цилиндр имеет большую массу.
Учитель: Плотность – это физическая величина равная отношению массы тела к его объему. Что значит плотность стали 7800 кг/м3?
Учащиеся: Это значит, что 1 м3 стали имеет массу 7800 кг.
Учитель: Дальнейшая работа с таблицей осуществляется в группах (каждой группе дается задание на карточке).
1 группа: Запишите плотности льда, воды и
водяного пара. Объясните причину их различия.
2 группа: Три кубика из стекла, меди и олова
имеют одинаковый объем. Какой из них имеет
наибольшую и наименьшую массу? Почему?
3 группа: Три кубика из бетона, льда и сосны
имеют одинаковую массу. Объем, какого кубика
наибольший, наименьший? Почему?
4 группа: Чему равна плотность воздуха? Какой
газ имеет самую маленькую плотность?
5 группа: Определите плотность осмия? Что
означает это число?
6 группа: Взяли три жидкости: мед, чистую воду
и керосин. Масса каждой 1 килограмм. Какая
жидкость наибольший объем? Почему?
Учащиеся работают в группах, затем один представитель группы дает ответ на поставленный вопрос.
4 этап: Рефлексивная деятельность
Соотнести полученный на уроке результат с
поставленной целью урока.
Подведение итогов работы в группах, самоанализ и
самооценка результат своей деятельности.
Учитель: Домашнее задание п. 21, упр. 7(5)
– Спасибо за работу!