Урок русского языка по теме "Вспоминаем правило написания прописной буквы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Программа. Начальная школа ХХI века.

Раздел. Правописание.

Методы: практический, словесный, наглядный с применением интерактивной доски, работа с раздаточным материалом.

Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, взаимопроверка и самопроверка.

Оборудование:

  • компьютер;
  • слайды;
  • индивидуальные карты для самостоятельной работы;
  • карточки с текстами;
  • сигнальные карточки;
  • «Толковый словарь», Ожегов;
  • оценочные таблицы.

Цель урока: создать условия для формирования умения писать имена собственные с заглавной буквы.

Формирование УУД

  • Личностные: формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Регулятивные:
    • понимать и сохранять учебную задачу;
    • планировать необходимые действия;
    • адекватно оценивать свои достижения.
  • Познавательные: осуществлять для решения учебной задачи операции синтеза, анализа, сравнения.
  • Коммуникативные:
    • участвовать в общей беседе;
    • соблюдать правила речевого этикета;
    • слушать и отвечать на вопросы;
    • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
    • осуществлять совместную деятельность в парах.

ХОД УРОКА (технологическая карта  урока)

Этапы урока

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность детей

Планируемый результат деятельности этапа урока

1. Организационный момент Создание эмоционального настроя учащихся, доброжелательной творческой атмосферы партнерства и сотрудничества. Прозвенел звонок веселый,
Наш урок пора начать.
Дружно мы в ладоши хлопнем,
Ножкой вместе все притопнем,
Поздоровайтесь друг с другом
Вижу – можно начинать.

– На уроках русского языка вы открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о словах и их значениях.

Слушают и выполняют движения по ходу чтения стихотворения. Подготовка к первичному восприятию материала
2. Постановка темы и целей урока. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой дети самостоятельно ставят цель, подготовка учащихся к усвоению темы урока.  

Прочитайте тему нашего урока: «Большая буква…..».
(слайд)
– Где может писаться заглавная буква?

– Что вы должны будете знать к концу урока по этой теме?
– Мы  сегодня с вами будем путешествовать. На чем же мы будем путешествовать?

Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь...
(Паровоз)

– Конечно, на паровозе. И поедем мы  с вами  в волшебную страну «Большебуковка».  А что необходимо для того, чтобы не заблудиться в этой стране?
– Конечно, необходима карта. Вот её мы с вами и возьмем сегодня на урок, она нам поможет в работе. Посмотрите, у вас на партах есть она (далее объяснить с помощью интерактивной доски, как по ней работать).
– Ребята, какое у вас настроение?
– Отправляемся в путешествие, поехали. Первая наша остановка «Волшебный лес»

Читают со слайда тему урока.

 

Отвечают на вопросы.

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы и отгадывают загадку.
Паровоз

Отвечают на вопросы.

 

 

Изображают на своих маршрутных листах настроение.

Должны представить свои собственные ожидания от урока, как каждый из них сможет самореализоваться

 

Заинтересованность учащихся темой и содержанием урока.

 

.

 

Получают целостное представление о структуре урока.
Создание условий  для эмоционального настроя учащихся.

3. Работа над новым материалом, знакомство с новым словом. Создание проблемной ситуации для интеллектуального развития учащихся. – Лесная фея заколдовал новое слово, постарайтесь узнать его в это цепочке букв (слайд)

гринФипаАирпМьтоИлроЛьтИблавыжЯюд (фамилия)

Смотрят на данный ряд букв, ищут новое слово.

Отвечают на вопрос.
Записывают новое слово в тетради.

Создание атмосферы общения учителя и учащихся, в процессе чего идут поиск, анализ, обобщение.
Беседа Актуализация ранее полученных знаний. – Что означает это слово? Запишите его в тетрадь.
– Давайте посмотрим в словаре, какое там дается объяснение.

«Фамилия – наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени и переходящее от отца к детям»

– Значит, сегодня мы будем говорить не просто о большой букве, а о  той, которая пишется где?

Слушают учителя. Учащиеся учатся самостоятельной интеллектуальной деятельности.
Рассказ
Работа в парах.
Создание условий для продвижения учащихся в зону ближайшего развития. – Да, дорога предстоит трудная. Нам необходимо будет пройти через поле, на котором живёт страшный “Буквоед”, это наша 2 остановка. А впереди завал. Недавно пронёсся ураган, и тропинку завалило камнями. Чтобы пройти дальше нужно его разобрать.
– Слово «фамилия» означает еще и семья. Фамилии имеют свою историю и часто указывают, где жили наши предки, говорят о профессии и т.д.

Какая из фамилий возникла от названия:
•          животного;
•          имени;
•          растения;
•          профессии;
•          города.

Иванов, Зайцев, Яблочкин, Сапожников, Москвин

Ребята работают в парах, затем проверяют по интерактивной доске, соединяя слова парами, все остальные проверяют. Умеют находить и соединять пары.

Умеют сравнивать, анализировать данные слова, улучшается понимание, осмысление и запоминание слов. Умеют правильно выражать свои мысли.

Работа в гурппах   – С какой буквы вы записали фамилии?
– Таким образом, мы миновали в поле ловушки “Буквоеда” и благополучно добрались до реки «Группознайка». И теперь нам предстоит переправиться на другой берег. Мы с вами будем строить плот.
Для этого нам необходимо собрать брёвна.
Упражнение 5 страница 80 по учебнику
– Запишите только фамилии.
– Отправляемся дальше в город «Чародейств»
  Умеют работать в группах, находить слова на заданную тему, пополняют свой словарный запас.
4. Физкультминутка. Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка. (слайд)

Паровозик из  «Ромашково»

Ребята за словами учителя и вместе с ним выполняют упражнения. Смена деятельности, эмоциональная разрядка, которая возникает во время движения, выполнения физических упражнений, подготовка к восприятию нового материала.
5. Самостоятельная работа по выбору Обобщать  и систематизировать знания детей о правилах написания прописной буквы (слайд) Проверка Работают прямо на листочках выбирают подходящие слова.

Затем несколько человек, в зависимости от времени, зачитывают

 Умеют работать в парах.
Умеют сосредоточиться на нужном объекте, осуществлять операции сравнения и сопоставления.
Самоанализ и самооценка своей деятельности.
6. Итог урока Развивать умение давать самооценку своей деятельности на уроке. – Какое у вас настроение? Понравился вам наш урок?

– Мне хочется, чтобы вы высказались о нашем уроке следующими словами:

Во время путешествия на уроке я:

  • открыл для себя…;
  • научился…;
  • могу похвалить себя и своих одноклассников за…
Дети изображают цветной диаграммой на карте свое настроение.

Высказывают свое мнение об уроке

Учащиеся умеют оценивать результаты выполнения заданий
7. Рефлексия Формировать адекватную самооценку деятельности, обучение приёмам самоанализа. – Вот и дошли мы с вами до конечного пункта нашего путешествия. Здесь нас ждет клад. Кто же его спрятал?

Рассказать вам давно пора
О волшебной стране друзья,
В общем, есть в ней большая гора
Вся из чистого хрусталя.
А еще в той стране испокон
Под хрустальной живет горой
Старый, добрый, ручной ……дракон,
Выходя полетать порой.

– Спасибо за труд и радость, которую я испытала на уроке от общения с вами. В память о нашем уроке мне хочется подарить вам закладки с изображением Дракончика (Приложение 1)

Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
Учитесь на совесть и только на 5!
С ошибкой писать – тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок – основа основы!
Давайте же будем язык свой любить

Дети отвечают на вопросы и лепят вместе с учителем импровизированного снеговика. Умеют делать выводы, умозаключения

Чувствуют радость познания, успешности своей познавательной деятельности.