Оценка достижения планируемых результатов
образовательной программы представлена
системой мониторинга образовательного
пространства.
В рамках мониторинга проводится выявление и
оценивание проведенных педагогических действий
с целью обеспечения обратной связи и
осведомления о соответствии фактических
результатов деятельности педагогической
системы ее конечным целям.
Цели мониторинга:
- исследование закономерностей процесса обеспечения качества образования;
- изучение образовательных результатов, условий и цены их достижения;
- выявление результативности работы школы.
Задачи мониторинга:
- сбор информации о действительных результатах образовательной деятельности, их динамике, выявить факторы, на них влияющие;
- своевременное выполнение изменений, происходящих в системе образования, и факторов, вызывающих их;
- предупреждение негативных тенденций в системе образования ОУ;
- осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования.
Объекты мониторинга: образовательные результаты, условия и цена их достижения.
Мониторинг образовательных результатов
Цель мониторинга – сбор, хранение, обработка и анализ достоверной информации о качестве образования, необходимой для принятия в школе управленческих решений, направленных на повышение качества образования.
Критерии оценки образовательных результатов: обученность, обучаемость, творческие успехи.
Показатели критериев:
1. Обученность:
– фактический уровень знаний по учебным
предметам;
– сформированность предметных умений;
– сформированность общеучебных умений.
2. Обучаемость:
– темп и способность освоения учебного
материала;
– способность переключения на новые способы и
приемы работы;
3. Творческие успехи:
– уровень развития творческих способностей;
– результаты участия в олимпиадах, конкурсах.
Мониторинг условий достижения образовательных результатов
Цель проведения мониторинга условий достижения образовательных результатов – сбор, хранение, обработка и анализ достоверной информации об условиях достижения образовательных результатов, необходимой для принятия в школе управленческих решений, направленных на повышение качества образования.
Критерии – наличие ресурсов, на основании которых производится оценка:
– методических;
– валеологических;
– ресурсов получения дополнительного образования;
– ресурсов образовательной среды.
Методы: наблюдение, анкетирование, анализ статистических данных.
Мониторинг условий достижения образовательных результатов
Таблица 1
Показатели |
Индикаторы |
Вид |
Ответственные за сбор информации |
Потребители информации |
Критерий: методические ресурсы | ||||
Повышение квалификации учителей | Статистические данные, анализ | Базовый | Зам. директора | Учителя, управление образования |
Владение педагогами разнообразными технологиями, методами, приемами обучения | Наблюдение, анкетирование, собеседование | Проблемный, управленческий | Зам. директора, руководители МО | Учителя, управление образования, родители |
Инновационная и экспериментальная деятельность педагогов | Наблюдение, анкетирование, собеседование | Проблемный, управленческий | Зам. директора | |
Выступления педагогов на семинарах различного уровня, публикации | Статистические данные, анализ | Информационный, управленческий | Зам. директора, руководители МО | |
Участие педагогов в профессиональных конкурсах | Зам. директора | |||
Стабильность основного состава педагогического коллектива | Учителя, родители | |||
Оснащенность кабинетов методическими материалами и оборудованием | Базовый, управленческий | Зам. директора, руководители МО | Учителя, родители, учащиеся | |
Обеспеченность УМК | Зам. директора, зав. библиотекой | Учителя, управление образования, родители, учащиеся | ||
Оснащенность библиотеки | Статистические данные, анализ | Зав. библиотекой | ||
Валеологический критерий | ||||
«Валеологическая кривая» расписания | Составление и анализ | Базовый, управленческий | Зам. директора | Учителя, управление образования, родители, учащиеся |
Количество учащихся в классе | Статистические данные, анализ | Информационный, управленческий | Зам. директора | |
Критерий: ресурсы получения дополнительного образования | ||||
Дополнительные образовательные услуги в школе | Опрос участников образовательного процесса | Информационный | Зам. директора | Учителя, родители, учащиеся |
Запросы учащихся и родителей на дополнительные образовательные услуги | Опрос, анализ | Зам. директора | ||
Включенность учащихся в систему дополнительного образования в школе (факультативы, кружки) | Наблюдение (посещаемость кружков,
факультативов), анализ мотивации учащихся |
Базовый, управленческий | Зам. директора |
Мониторинг цены достижения образовательных результатов
Цель мониторинга – сбор, хранение, обработка и анализ достоверной информации о цене достижения образовательных результатов, необходимой для принятия в школе управленческих решений, направленных на повышение качества образования.
Критерии, на основании которых производится оценка:
– нагрузка учащихся;
– нагрузка учителей;
– состояние здоровья учащихся и учителей.
Мониторинг цены достижения образовательных результатов
Таблица 2
Показатели |
Индикаторы |
Вид |
Ответственные за сбор информации |
Потребители информации |
Критерий: нагрузка учащихся | ||||
Число контрольных, практических, лабораторных, диагностических работ в отчетный период | Статистические данные, анализ | Базовый, управленческий | Зам. директора | Учителя, родители, учащиеся |
Время, затрачиваемое на подготовку к различным видам аттестации | Анкетирование, собеседование | Проблемный | Зам. директора, руководители МО | |
Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий | Зам. директора | |||
Критерий: нагрузка учителей | ||||
Разнообразие видов выполняемой нагрузки в работе с учащимися | Анкетирование, собеседование | Информационный, управленческий | Зам. директора, руководители МО | Учителя, управление образования, родители |
Разнообразие видов выполняемой нагрузки в педагогическом коллективе | Статистические данные, анализ | Учителя, родители | ||
Трудоемкость (время, затрачиваемое на подготовку) | Анкетирование, собеседование | Информационный | Председатель профкома | Учителя |
Критерий: состояние здоровья учителей, учащихся | ||||
Динамика заболеваний | Статистические данные, анализ | Базовый, управленческий | Мед. работник | Учителя, родители |
Динамика травматизма | Учителя, управление образования, родители |