Урок физики по теме "Звуковые колебания". 9-й класс

Разделы: Физика, Биология

Класс: 9


Цели урока: Развивать знания учеников о звуке, его характеристиках, показать роль звуков в природе и для человека.

Задачи:

дать понятие звука;
– повторить процесс звукообразования и речеобразования у человека;
– показать эволюцию органа слуха и его строение;
– раскрыть понятия ультразвука и инфразвука и их роли в природе и для человека;
– раскрыть характеристики звука;
– показать влияние шума на здоровье человека.

Тип урока: бинарный интегрированный (физика, биология).

Технология: исследовательская с элементами здоровьесберегающей, использование ИКТ.

Оборудование: компьютерное сопровождение,

Содержательные линии:

1. Введение понятий источник звука, звуковые колебания, акустика;
2. Повторение процессов голосообразования и речеобразования у человека;
3.Эволюция слухового аппарата у животных, строения органа слуха у человека;
4.Ультразвук и инфразвук, их влияние на здоровье человека;
5. Введение характеристик звука, их проявление в природе.
6. Влияние шума на организм человека.
7. Практическое применение знаний при изучении нового материала;
8. Решение расчетных задач интегрированного содержания.

Планируемые результаты:

Предметные:
введение понятий звук, акустика, характеристики звука, ультразвук, инфразвук и использование этих понятий в практической жизни;
– повторение знаний о строении слуховых анализаторов у животных и человека;
– практическое применение знаний интегрированного содержания.

Метапредметные (формирование надпредметных знаний):
– овладение обобщенными способами действий, открывающими возможность целеполагающе анализировать, обобщать материал из разных предметных областей: биологии, физики, медицины.

Универсальные учебные действия:

Личностные:
– помочь ученику задаться вопросом какое значение имеет звук лично для него.

Познавательные:
– поиск и выделение необходимой информации для доказательства значимости звуковых явлений в жизни природы и человека

Коммуникативные:
– ученики способны к коллективной работе, совместному обсуждению, умению слышать и дополнять товарища.

Здоровьесберегающие аспекты:
– доброжелательный настрой на урок, музыка, знакомые понятия из области биологии способствуют снятию эмоционального напряжения:
– смена видов деятельности (постановка проблемы, выполнение опытов, рассказ учителя физики и биологии, демонстрация слайдов, решение задач);
– создание доброжелательного микроклимата на уроке через активную творческую деятельность каждого ученика;
– физкультминутка для снятия статистической усталости.

Предполагаемый ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Новый материал
  3. Повторение пройденного материала (биология)
  4. Новый материал
  5. Закрепление.
  6. Домашнее задание.

Организационный момент.

(Звучит музыка.)

Учитель физики:

Как хорошо, что мне дано судьбою
Услышать голос мамы, шум прибоя,
И трели соловьиной перелив,
И музыки чарующей мотив.
И можно мне на миг остановиться
И тишиной природы насладиться.
Но в этой тишине услышу я:
Шуршание листвы, простой напев дождя.
Пусть эхо многократно повторит,
Что каждый здесь судьбу благословит. (Презентация. Слайд 1)

Ребята, о чем идет речь в этом произведении ? Предполагаемый ответ: звук. (Слайд 2) Человек живет в мире звуков. Что же такое звук? Как он возникает? Чем один звук отличается от другого? Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на эти и многие другие вопросы, связанные со звуковыми явлениями.

Раздел физики, изучающий звуковые явления называется акустикой. (Слайд 3) Упругие волны, способные вызвать у человека слуховые ощущения называются звуковыми. (Слайд 4) Звуковые колебания порождаются телами, совершающими колебательные движения. Эти тела называются источниками звука. (Слайд 5)

Опыты.
1. По камертону ударяют молоточком, и небольшое тело на ниточке приходит в движение.
2. Игра на музыкальных инструментах.

Учитель биологии: Человек тоже может быть источником звука. Голосообразования человека происходит? (В гортани.)

Расскажите об этом процессе. (Слайд 6)

Предполагаемый ответ: В гортани между черпаловидными и внутренней поверхностью щитовидного хряща находятся голосовые связки, образованные эластичными волокнами соединительной ткани.

Звук образуется:
– за счет энергии выдоха;
– за счет колебания голосовых связок;
– за счет изменения ширины голосовой щели.

Из совокупности звуков складывается речь – средство общения людей.

Расскажите о процессе речеобразования.

Предполагаемый ответ: В речеобразовании принимает участие не только гортань, но и губы, зубы, язык, мягкое небо, околоносовые пазухи. Их действие координировано нервной системой. Из центров речи головного мозга – импульс – поступает на голосовые мышцы – при этом изменяется длина голосовых связок (высота звука) и ширина голосовой щели (сила голоса).

Учитель физики: Человеческое ухо способно воспринимать механические колебания, происходящие с частотой от 20 до 20000 Гц. (Демонстрация на звуковом генераторе волн с частотой от 20 до 20000 Гц.) (Слайд 7)

Сам факт выделения из достаточно большого набора частот, называемых звуковыми, связан со свойством слуха человека воспринимать именно эти волны.

Учитель биологии: Возникновение у животных этого органа неразрывно связано с водной средой. Звуковые волны , распространяющиеся в водной среде легко передаются через ткани и жидкости в теле рыбы, попадая в её внутреннее ухо. Это, расположенные в эндолимфе, волосковые клетки –слуховые рецепторы, концы которых прикреплены к оттолиту, звук усиливается благодаря плавательному пузырю, боковой линии и Веберову аппарату. При переходе к наземному образу жизни возникла необходимость появления новых структур, согласующих поведение звука в воздухе и водной среде внутреннего уха. Поэтому у земноводных появляется барабанная перепонка, соединенная слуховой косточкой – стремечком в среднем ухе с овальным окном внутреннего уха. У пресмыкающихся – появляется наружный слуховой проход, среднее ухо заполнено воздухом и открывается в гортань (евстахиева труба), у рецепторных клеток внутреннего уха появилась возможность анализировать звуки. У птиц наружный слуховой проход обычно короткий, но играет роль акустика, среднее ухо с одной косточкой, а внутреннее – это короткая слабоизогнутая трубка. Наиболее развитым слуховым аппаратом обладают млекопитающие.

Эволюция слухового аппарата у животных. (Слайд 8)

Классы Наружное ухо Среднее ухо Внутреннее ухо
Ушная раковина Слуховой проход Барабанная перепонка
Рыбы +
Земноводные + Стремечко +
Пресмыкающиеся + + Стремечко +
Птицы + + Стремечко +
Млекопитающие + + + Молоточек
Наковальня
Стремечко
+

В процессе восприятия звука человеком участвует слуховой анализатор. Ухо – орган слуха человека имеет очень сложное строение. Он состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

Вспомним их строение и функции. (Слайд 9) Примерный ответ:

Составные части Строение Функции
Наружное ухо:

1. Ушная раковина.
2. Слуховой. проход
3. Барабанная перепонка.

Воронкообразной формы.

Канал, заканчивается барабанной перепонкой.

Тонкая, гибкая, прочная.

Улавливание, концентрация звуковых волн и защита.

Проведение звука.

Колеблется.

Среднее ухо Замкнутая полость, объемом 1 см3. Содержит косточки: молоточек, наковальню и стремечко, которые с одной стороны прикрепляются к барабанной перепонке, а с другой – к овальному окну

Евстахиева труба

Роль резонатора: звук усиливается (в 40 раз).
Интенсивность звука на выходе в 20 раз больше.
Уравновешивает давление на барабанную перепонку.
Внутреннее ухо Спирально закрученный костный канал (улитка – 2,5 витка) заполненный жидкостью (эндолимфой). В которой расположен Кортиев орган.

Как же происходит восприятие звука?

Предполагаемый ответ: Звуковая волна колеблет барабанную перепонку слуховые косточки и мембрану овального окна передаются на жидкость в улитке основную мембрану рецепторные клетки с волосками касаются покровной мембраны и возникает нервный импульс, который по слуховому нерву передается в слуховую зону коры больших полушарий головного мозга.

Различные живые существа имеют различные границы восприятия звука. (Слайд 10)

Учитель физики: (Слайд 11) Колебания, происходящие с частотой более 20000 Гц, называются ультразвуковыми. Колебания, происходящие с частотой менее 16 Гц., называются инфразвуковыми.

Учитель биологии: (Слайд 12) По данным исследований Московского технического университета связи и информатики ультразвуки с частотой свыше 20000 Гц не воспринимаются нашим ухом.

Ультразвуки

Малой интенсивности
(действуют благотворно).
Большой интенсивности – блокада мелких капилляров;
– изменение проницаемости биологических мембран;
– выведение из органов и тканей биологически
активных веществ: гормонов, ферментов, витаминов.

На организм человека влияют и инфразвуки: (Слайд 13)

Частота в Гц Действие на человека.
1,2 Снижение артериального давления, слабость.
2,6 Аллергия, дерматит, импотенция.
5 Повреждается печень.
6 Развивается морская болезнь.
7 Может остановиться сердце и разорваться кровеносные сосуды.
Больше 7 Влияет на психику, вызывает сонливость, ощущение страха.
Нарушение вестибулярного аппарата.
Изменение слуховой чувствительности, затруднение речи.
Изменение а-ритмов мозга.

Учитель физики: (Слайд 14) Рассмотрим характеристики звука.

1. Громкость звука.
2. Высота звука
3.Тембр звука.

Громкость звука – характеристика амплитуды звуковой волны.
Громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем громче звук. Но если бы мы сравнивали звуки различных частот, то кроме амплитуды нам пришлось бы еще сравнивать и их частоты. При одинаковых амплитудах как более громкие мы воспринимаем частоты, которых лежат в пределах от 1000 до 5000 Гц. Единица громкости звука называетсясон.

В практических задачах громкость звука принято характеризоватьуровнем громкости,измеряемым вфонах, илиуровнем звукового давления, измеряемых вбелах(Б) илидецибелах(дБ), составляющих десятую часть бела.

Тихий шепот, шелест листвы – 20 дБ.
Обычная речь – 60 дБ.
Рок-концерт – 120 дБ.

Учитель биологии: Существует Международная шкала громкости. (Слайд 15)

Шум дБ Действие на человека.
180 Смертельный для человека.
150 Нестерпим.
Звук реактивного самолета. 140 Могут лопнуть барабанные перепонки.
130
Дискотека. 120 Звука не слышно, но боль в ушах.
110 Снижение слуха.

Допустимый шум для взрослых.

Окна открыты, шум транспорта. 100
90
Окна в квартире закрыты. 80 Расстройство вегетативной нервной системы.

Допустимый шум для подростков.

Громкий разговор. 70
Тихий разговор. 60
50
40
Шепот. 30 Естественное звуковое поле, безвредное для человека.
Шум ветра. 20
Шелест листьев. 10

О вредном влиянии шума на организм человека знали ещё в Древнем Китае, и казнь с помощью шума там считалась самой жестокой. (Слайд 16) В прошлом веке Роберт Кох писал: “Когда-то человечество будет вынуждено бороться с шумом настолько же решительно, как оно борется с холерой или чумой” И это время настало. Современная медицина считает шум одним из грозных врагов здоровья человека. Среди шумовых раздражителей наиболее вредными являются уличные шумы. Если человек живет в условиях шумового стресса, то он быстро устает, у него бессонница, потеря аппетита.

Шум причина:
1. у подростков – гипотонии, а у взрослых-гипертонии;
2. язвенной болезни и гастрита;
3. нарушения обмена веществ и заболеваний щитовидной железы;
4. нервных болезней;
5. нарушения деятельности мозга: снижается память, работоспособность.

По данным австрийского ученого Грифити, шум укорачивает жизнь человека на 8-12лет, и ограничить уровень вторжения шума в нашу жизнь – значит сохранить свое здоровье

Учитель физики: Высотазвука – характеристика частоты звуковой волны, чем больше частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый им звук.

Давайте рассмотрим это на примере. (Слайд 17)

Частота колебаний крыльев насекомых и птиц в полете, Гц.

Аисты 2
Бабочки– капустницы до 9
Воробьи до 13
Вороны 3-4
Жуки майские 45
Колибри 35–50
Комары 500–600
Мухи комнатные 190–330
Пчелы 200–250
Шмель 220
Слепни 100
Стрекозы 38–100

Беседа.

1. Каких птиц и насекомых мы слышим, а каких нет?

2. Почему именно их мы слышим?

Предполагаемый ответ: частота колебаний крыльями в пределах человеческого слуха от 20 до 20000Гц.

3. Частота колебаний крыльями – это какой физический показатель?

Предполагаемый ответ: Высота звука.

4. У какого насекомого самый высокий звук? У комара.

Частота звуковых колебаний, соответствующих человеческому голосу, составляет от 80 до 1400 Гц.

Частотный диапазон голосов певцов и певиц. (слайд 18)

Голоса Частотный диапазон, Гц
Бас. 80–350
Баритон. 100–400
Тенор. 130–500
Контральто. 170–780
Сопрано. 250–1000
Колоратурное сопрано. 260–1400

Учитель биологии:

От чего зависит частота звуковых колебаний?

Предполагаемый ответ: от длины голосовых связок Учитель физики: Частотный диапазон музыкальных инструментов. (Слайд 19)

Музыкальные инструменты Частотный диапазон, Гц
Скрипка. 260–15000
Рояль. 90–9000
Барабан. 90–14000
Орган. 22–16000
Саксофон. 80–8000

Известно, что чем туже натянута струна на гитаре, тем более высокий звук она издает. Как изменится высота звучания гитарных струн при значительном повышении температуры воздуха? Почему?

Предполагаемый ответ: При значительном повышении температуры увеличивается длина струны, а соответственно уменьшиться высота издаваемого звука, поэтому музыканты во время концерта подтягивают струны у струнных музыкальных инструментов.

Тембрзвука определяется формой звуковых колебаний. (Слайд 20) Мы знаем, что ветви камертона совершают гармонические (синусоидальные) колебания. Таким колебаниям присуща только одна строго определенная частота. Гармонические колебания являются самым простым видом колебаний. Звук камертона являетсячистым тоном. Чистым тономназывается звук источника, совершающего гармонические колебания одной частоты. Звуки от других источников (например, звуки различных музыкальных инструментов, голоса людей, звук сирены и многие другие) представляют собой совокупность гармонических колебаний разных частот, т. е. совокупность чистых тонов. Самая низкая (т. е. самая малая) частота такого сложного звука называетсяосновной частотой, а соответствующий ей звук определенной высоты –основным тоном(иногда его называют просто тоном). Высота сложного звука определяется именно высотой его основного тона Все остальные тоны сложного звука называютсяобертонами. Частоты всех обертонов данного звука в целое число раз больше частоты его основного тона (поэтому их называют также высшими гармоническими тонами). Обертоны определяют тембр звука, т. е. такое его качество, которое позволяет нам отличать звуки одних источников от звуков других. Например, мы легко отличаем звук рояля от звука скрипки даже в том случае, если эти звуки имеют одинаковую высоту, т.е. одну и ту же частоту основного тона.

Учитель физики. Для закрепления я предлагаю вам решить задачи. (Слайд 21)

№ 1. Самые низкие и высокие частоты, воспринимаемые человеческим ухом, равны 20 Гц и 20000 Гц. Чему равны соответственные им длины волн, если скорость распространения звуковой волны 340 м/с? (Ответ 0,6 м/с, 60 м/с)

№ 2. Какой будет реакция вашего организма на интенсивную звуковую волну длиной 50 см, 300 м, 0,5 см, если скорость распространения звука 340 м/с? (Ответ 680 Гц, 1,13 Гц, 68 кГц.) В первом случае колебания являются звуковыми и никакого влияния на организм не будет оказывать, вторые колебания относятся к инфразвуковым и могут вызывать понижение артериального давления и слабость, в третьем случае наблюдается блокада мелких капилляров сгустками эритроцитов, изменение проницаемости биологических мембран, выведение из организма биологически активных веществ: гормонов, ферментов, витаминов)

Слайды 22 и 23.

Домашнее задание. § 34–36