Цель. Формирование у обучающихся знаний о каменной оболочке Земли – литосфере.
Задачи.
Образовательная: Формировать знания о видах горной породы, минералах, полезных ископаемых, их происхождении, составе.
Развивающие:
- Развить логическое мышление; умения анализировать, формировать выводы; навыки работы с раздаточным материалом, текстом и рисунками учебника
- Формировать познавательный интерес самостоятельность в проведении практических работ исследовательского характера.
Воспитательные:
- Развивать умения и навыки групповой работы;
- Планировать и согласовывать совместную деятельность при сотрудничестве в группе; взаимно контролировать действия друг друга, оказывать поддержку.
Релакционная:
- Проведение физкультминутки, снятие эмоционального напряжения
- В образовательном процессе урока формируются универсальные учебные действия.
Познавательные действия:
- общенаучные – самостоятельное выделение познавательной цели, поиск необходимой информации;
- логические – рассуждения, доказательства, самостоятельная работа.
Личностные действия: развитие познавательного интереса, индивидуальных способностей.
Коммуникативные действия:
- умение организовать самого себя на выполнение коллективного действия;
- сотрудничество “ученик – учитель”.
Регулятивные действия: самооценка своих действий, знаний, умений.
Форма решения познавательной задачи: эвристическая беседа, приёмы – разминка, структурный анализ, составление логической цепочки, “убери лишнее”, “найди ошибку”, рефлексия, работа с учебником, проблемное изложение, самоконтроль, самоанализ, использование личного опыта и наблюдений, выполнение практической работы, постановка опыта, домашнее задание творческого характера, межпредметные связи, релаксация.
Понятийный аппарат: магматические осадочные, метаморфические горные породы, минералы, полезные ископаемые, мантия, ядро, земная кора, факторы, выветривание.
Личная значимость для школьников. Не всё то золото, что блестит. Есть очень красивые минералы, не представляющие особой ценности, есть невзрачные, но очень ценные.
Методы обучения. Частично-поисковый, проблемный, исследовательский, практический.
Планируемый результат. Формируются знания о видах, составе горных пород, минералов. Закрепляются навыки самостоятельно выполнять практическую работу, осознают значение полезных ископаемых в жизни людей, развиваются творческие способности.
Оборудование: коллекции “Горные породы”, “Полезные ископаемые”, планшетки с названием оболочек Земли, схема “Внутренне строение Земли”, лупы, фарфоровые и стеклянные пластины, карточки с заданиями и самоконтроля, цветные иллюстрации, сухое горючее, щипцы.
Высказывания.
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, размышляйте, и хотя криво – да сами.
Т. Лессинг.
Форма организации учебной деятельности: Комбинированный урок.
План.
- Постановка учебной проблемы.
- Определение объекта исследования.
- Выдвижение гипотезы.
- Задание на подтверждения гипотезы.
- Анализ схемы “Внутреннее строение Земли”.
- Работа по карточкам самоконтроля.
- Физкультминутка.
- Полезные ископаемые.
- Выветривание.
- Рефлексия.
- Оценивание работы на уроке.
- Домашнее задание.
Постановка учебной проблемы.
Определите тему урока. Основные задачи.
У меня в подземном мире
Коридоров сто четыре,
Этажей там ровно шесть
Мирных жителей не счесть.
В некотором царстве, в подземном государстве предположим, что мы уменьшились в 100 раз. Эта история прошла не за горами, не за долами, а у нас под ногами.
Вопрос. Выдвинете своё предположение: кому принадлежит это подземное царство?
Сегодня на уроке совершим небольшое, но увлекательное путешествие в мир камней, в царство Хозяйки Медной горы.
Метод “Разминка”.
Цель – знание терминов.
- Назовите оболочки Земли.
- Дайте определение оболочкам.
- Что находится в центре Земли?
- Из чего состоит мантия?
- Назовите оболочку Земли, которая относится к нашей теме.
Задание. Выдвинете гипотезу, предположение, требующее доказательства.
Гипотеза – Литосфера состоит из различных горных пород.
Решение познавательной задачи.
Информация по карточке самоконтроля для оценки своих знаний и работе на уроке.
Понятие, умения. | Я хорошо знаю. | Затрудняюсь. | Самооценка своей деятельности. |
1. Разминка. | |||
2. Происхождение горных пород. | |||
3. Минералы. | |||
4. Полезные ископаемые. | |||
5. Домашнее задание. | |||
6. Оценка участия в выполнении практической работы. |
Учитель. Объект исследования литосфера – каменная оболочка Земли. Обратите внимание на схему “Внутреннее строение Земли”. Анализ схемы. Побуждающие вопросы:
- Определите внутренние оболочки Земли.
- Подпишите названия внутренних оболочек Земли, обозначенные цифрами на рисунке.
Учитель. В переводе с греческого “литос” означает камень. Литосферу, или каменную оболочку земного шара, геологи называют земной корой. Эта оболочка состоит из огромных, плотно прилегающих друг к другу блоков – литосферных плит.
На материках толщина литосферы составляет 35–45 км; океаническая кора имеет толщину 5–10 км; в горных областях 50–70 км. Толщина земной коры состоит из разнообразных горных пород.
Проблемный вопрос. Можно ли утверждать, что все горные породы имеют одинаковое происхождение и свойства?
Учитель раздаёт задания.
Задания для самостоятельной работы практического характера.
Работа в группе. Земная карточка.
- Рассмотрите коллекцию “Горные породы”.
- Определите в коллекции заданный объект исследования.
- На странице учебника 101-103 получите информацию, если есть затруднения.
- Обсудите в группе и докажите, что объект исследования относится:
1-я группа – к магматическим горным породам относится гранит.
2-я группа – к осадочным горным породам относится известняк.
3-я группа – к метаморфическим горным породам относится мрамор. - Результат занесите в таблицу “Горные породы”.
Горная порода | Происхождение горной породы | Примеры горной породы данной группы |
Алгоритм.
Для установления причинно-следственных связей и создания необходимых условий для проведения опыта или самостоятельной работы необходимо выполнить следующие действия:
- Осознать цель, т.е. что нужно доказать.
- Что брал? Подготовить оборудование, рассмотреть исследуемый объект.
- Что делал? Последовательно выполнить все действия.
- Что получил? Объяснить результаты.
- Сделать вывод о свойствах объекта.
Информация о горных породах, которую рассказывают ученики.
На глубине несколько десятков километров температура настолько высока, что все минералы и горные породы должны быть жидкими. На этих глубинах очень велико давление и все вещества остаются в твёрдом состоянии. Но как только в земной коре образуются трещина, идущая к поверхности Земли, давление резко падает, и каменные вещества разжижаются. Раскалённые вещества в виде магмы изливаются на поверхность Земли. Так в течение миллионов лет образовывались магматические породы.
Осадочные породы образуются в результате накопления органических остатков после отмирания животных и растительных организмов. Мел состоит в основном из мельчайших микроскопических раковин. Известняки, торф, каменный уголь имеют органическое происхождение.
Осадочные и магматические породы образуют две основные группы пород, слагающих литосферу. Но погребённые под толщей новых пластов и в условиях большого давления, высокой температуры они превращаются в метаморфические породы. Метаморфоза переводится как превращение.
Задание к рассуждению.
Проанализировав результаты практической работы, обсудите в группе, сделайте вывод в подтверждении гипотезы.
Вывод. Литосфера, земная кора, состоит из разнообразных горных пород, которые отличаются своим происхождением и свойствами.
К таким горным породам относятся: магматические, осадочные и метаморфические.
Физкультминутка. Музыка и виды упражнений способствуют снятию физического утомления мышц спины, рук.
Фронтальная работа. Структурный анализ.
Учитель. В мире насчитывается огромное количество минералов. Они различаются цветом, твёрдостью, блеском, прозрачностью, составом и строением.
Цель. Выяснить из каких минералов состоит горная порода: гранит и кварцит.
Задания к рассуждению.
- Рассмотрите под увеличением две горные породы: гранит и кварцит и сравните их
- Какой цвет имеют гранит и кварцит
- Однородна ли поверхность гранита и кварцита?
- В какой горной породе есть включения?
- Какой цвет включений у гранита?
- Какова форма вкраплений у кварцита?
- Обсудите в группе и сделайте вывод, сколько минералов входит в состав гранита и кварцита.
Вывод: Гранит состоит из сероватого по цвету полевого шпата, блестящих пластинок слюды, полупрозрачных зёрен кварца. Кварцит состоит из полупрозрачных зёрен кварца.
Учитель. В природе встречаются горные породы, состоящие из нескольких минералов. Большинство минералов содержатся в зелёной коре в твёрдом состоянии, но есть и жидкие минералы.
Вопрос. Назовите жидкий минерал, без которого не могут существовать живые организмы?
Учитель. Подведите итоги данного этапа урока. Заполните карточку самоконтроля.
Учитель. Не всё золото, что блестит. Есть очень красивые минералы, не представляющие собой ценности, а есть невзрачные, но очень ценные.
Вспомните из курса начальной школы материал о полезных ископаемых, личный опыт и собственные наблюдения, примите участие в игре.
Задание.
- Составьте из предложенных на карточках букв известные вам полезные ископаемые.
- Почему их называют “полезные ископаемые”?
Учитель. К полезным ископаемым относятся руды чёрных и цветных металлов. К рудам чёрных металлов относят магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк.
К рудам цветных металлов относятся цинковая обманка, свинцовый блеск, медный колчедан.
Задания. Изучить свойства и признаки металлических руд.
- Рассмотрите коллекцию “Полезные ископаемые”.
- Найдите: бурый железняк – 1-я группа,
красный железняк – 2-я группа.
магнитный железняк – 3-я группа. - На странице 108–110 – учебника найдите информацию о металлических рудах.
- Обсудите свойства и признаки объектов исследования. Занесите признаки в сводную таблицу.
Название | Цвет | Черта | Твёрдость | Блеск | Магнитность |
5. Сделайте вывод. Почему магнитный, бурый, красный железняк относят к группе металлических руд.
Реализация полученных знаний.
Задание 1.
Распределите полезные ископаемые по предложенному заданию.
Приёмы:
- “найдите ошибку”,
- “удалите лишнее”.
- “распределите на две группы”.
Задания для групп записали на классной доске.
Задание 2.
Подведите итог данному этапу урока.
Учитель. Территория нашего города в геологическом прошлом представляла сплошную гористую поверхность, состоящую из разных горных пород. Здесь были базальты, граниты, траппы, гнейсы, песчаники, сланцы. 140 млн. лет назад вся Восточная Сибирь представляла огромное море. Оно оставило памятники – отпечатки почти таких же животных, какие водятся в современных экваториальных водах. И верно заметил М.В. Ломоносов в 1763 году: “Удивления достойны морские черепокожие моллюски…”.
Но в природе изменяется всё, любое тело – живое и неживое. Изменяются и горы, и горные породы, слагающие их. Горы разрушаются, хотя состоят из очень прочных горных пород. Оказывается, в природе есть такие факторы, подвергаясь действию которых разрушаются даже самые твёрдые горные породы. К природным факторам относятся солнечные лучи, вода, ветер, живые организмы.
“Логическая цепочка”.
Составить схему разрушения гористой поверхности.
Вопросы для рассуждения.
- Что происходит с горной породой при нагревании?
- Что произойдёт с нагретой поверхностью горной породы при охлаждении?
- Подтвердите опытом действие высокой и низкой температуры
- Какую работу выполняет вода?
- Может ли ветер уносить обломочный материал. Например, ветер сарма на Байкале дует со скоростью 60 метров в секунду
- Какие организмы поселятся на рассыпавшей и потерявшей прочность горной породе?
Вывод. Таким образом, смоделировали медленное разрушение горных пород и образование почвы под воздействием природных факторов.
Такое разрушение называется выветриванием. Благодаря выветриванию сформировалась пойма с плодородной почвой между двух речек Уби и Вихоревка. В этой пойме расположен наш город, но со всех сторон поднимаются малые и большие сопки, которые подвергаются выветриванию. Почвы поймы глинистые, подзолистые с небольшим слоем перегноя.
Учитель. Для снятия эмоционального напряжения команды представят домашнее задание. Капитаны получают задания от Хозяйки Медной горы. Задания находятся в малахитовой шкатулке.
- Рассказать один сказ Бажова.
- Выполнить аппликацию, рисунки, поделки.
- Инсценировать сказ.
- Прочитать сказ по ролям.
Рефлексия учебной деятельности.
Подведение итогов урока.
- По карточке самоконтроля оцените свои знания.
Подсчитайте количество “хорошо знаю”, “затрудняюсь” эти балла помогут вам подняться на горы со снежными вершинами при выполнении практической работы на следующем уроке. - Чем занимались на уроке.
- Оцените своё участие на уроке и участие товарищей своей команды.
- Что вам помогало на уроке.
- Смайликами выразите эмоциональный настрой самого себя и товарищей.
Оценивание урока.
- Благодарность за подготовку домашнего задания, рисунков, схемы, таблицы.
- Оценки получат учащиеся за разные виды деятельности.
- Хороший настрой на выполнение познавательной задачи.
Домашнее задание.
- Рабочая тетрадь “Проверь себя” стр. 55–56.
- Высказать мнение. Почему на территории Земного шара имеются горы со снежными вершинами.
- По желанию. Составить кроссворд на тему “Полезные ископаемые”.
Литература
- Учебник В.М. Пакулова, Н.В. Иванова, Природоведение. Природа неживая и живая. М:. Дрофа, 2010 г.
- Рабочая тетрадь. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова, Природоведение. Природа неживая и живая. М:. Дрофа, 2012 г.
- Мультимедийное пособие/ Виртуальный кабинет природоведения в школе и дома М:. Дрофа, 2007 г.
- Методическое пособие В.М. Пакулова, Н.В. Иванова, М:. Дрофа, 2010 г.
- Г.П. Горшков. О чём говорят недра М:. Знание, 2000 г.