Формирование профессиональных компетенций обучающихся на основе использования элементов проектной деятельности при написании дипломных работ

Разделы: Общепедагогические технологии


Показателем качества профессионального образования в контексте его модернизации рассматривают компетентность специалиста, которая определяется не через определенную сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. По мнению академика РАО А.М.Новикова, “профессиональная компетентность” подразумевает помимо технологической подготовки, профессиональной, целый ряд других компонентов, имеющих, в основном внепрофессиональный опыт или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, умение постоянно учиться и обновлять знания; такие качества мышления, как гибкость, системное мышление; такие коммуникативные качества, как коммуникация, умение вести диалог и другие. Педагогической технологией, реализующей вышеназванные задачи, может служить проектное обучение.

Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

В основу метода проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Причём проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Метод проекта всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть “осязаемыми”: если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая –конкретный результат, готовый к внедрению.

В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и “модным”, что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды – там отключается разум. Не следует весь образовательный процесс осуществлять с применением проектной технологии. Мы считаем, будет лучше, если преподаватель эту методику использует при изучении таких тем образовательных программ, которые хорошо разработаны и для реализации проекта имеются все предпосылки. Поэтому мы и обратились к теме “Капельное орошение”, по которой нами были собран достаточно большой теоретический материал, а вот практическое применение капельного орошения, его положительные стороны по сравнению с другими способами полива, экономическое сравнение отсутствовало.

В 2009 году, пополняя дидактические материалы по системе капельного орошения, обучающийся группы по подготовке “Мастеров сельскохозяйственного производства” Гущин Алексей разработал выпускную экзаменационную работу в форме электронной презентации “Капельное орошение в бригаде Гущина В.П.” Гущин А. непосредственно работал с данной системой орошения в бригаде своего отца, при защите своей работы он сравнил затраты на полив традиционным способом (по валкам) и капельным орошением, огромный перевес был в пользу капельного орошения.

В настоящее время материалы дипломной работы используются как дидактический материал при объяснении темы “Орошение сельскохозяйственных культур”. Работа по данной теме была продолжена, и в 2010-2011гг. обучающимся Безручкиным С. Было проведено исследование “Практическое применение капельного орошения”, представленное им на внутриучилищное научно-практической конференции “шаг в будущее” (2011 г.). В работе сравниваются показатели урожайности сельскохозяйственных культур при поливе дождеванием и капельным орошением на примере бригады Крылова Василия Васильевича. Обучающийся не только провел теоретическое исследование, но и непосредственно работал с данной системой полива. Его выводы основаны не только на данных бригады, но и на собственных практических наблюдениях.

Тема обучающимся выбрана самостоятельно, поэтому это является условием успешности подготовки дипломных работ.

Выпускная письменная экзаменационная работа представляет собой один из основных результатов освоения профессиональной образовательной программы. Работа представляется выпускниками после сдачи квалификационного экзамена и допуска к государственной аттестации. При выполнении выпускных экзаменационных работ обучающиеся используют элементы проектной деятельности, поскольку требования к дипломной работе определяются следующими задачами:

- систематизация, закрепление и расширение полученных при обучении теоретических знаний, практических навыков и опыта их применения при решении конкретных проблем в рамках дипломной работы;

- демонстрация глубоких знаний в области исследования;

- выработка конкретных практических рекомендаций;

- развитие навыков самостоятельной работы, овладение методиками практических исследований, демонстрация навыков презентации при защиты работ.

К содержанию выпускных письменных работ предъявляют следующие критерии:

- должна быть раскрыта сущность исследуемой проблемы, показана актуальность и практическая значимость, предложены конкретные рекомендации по решению выявленных проблем и их реализация на практике;

- дипломная работа должна выполняться на базе практических материалов, раскрытие темы работы должно быть конкретным, по возможности насыщенным анализом фактических данных.

Кроме того, подготовка дипломной работы носит творческий характер, который заключается в умении находить различные источники информации, пользоваться видео- и интернет-ресурсами, проводить опрос, пользоваться книгами, справочными материалами, газетными статьями; пользоваться информационными технологиями при выполнении дипломной работы. Письменная экзаменационная работы выполняется обучающимся самостоятельно и показывает уровень профессиональной зрелости выпускника его готовность к решению практических задач.

Таким образом, использование элементов проектной деятельности при написании дипломных работ – одна из составляющих в процессе формирования профессиональных компетенций.