Тип урока: урок изучения нового материала.
Учебно-методический комплект: Линия В.П.Дронова, издательство «Дрофа».
Оборудование: физическая карта России, атлас, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация.
Этапы работы |
Содержание этапа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент,
включающий: *постановку цели, которая должна
быть достигнута учащимися на данном этапе урока
(что должно быть сделано учащимися, чтобы их
дальнейшая работа на уроке была эффективной) |
Цель, которая должна быть
достигнута обучающимися: ученик сможет
подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: учитель создает условия для продуктивной работы на уроке. Задачи:
Методы: словесный (беседа, диалог), наглядно-иллюстративный. Критерии определения уровня внимания и интереса: самостоятельность формулировки учащимися темы и целей урока. Ход этапа урока: 1. Вступительное слово учителя – Что является «лёгкими нашей планеты»? (Лес). ЛИСТ ОЦЕНКИ УЧЕНИКА Ф.И.ученика(цы) Дата:____________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Опрос учащихся по заданному на
дом материалу, включающий: *определение
целей, которые учитель ставит перед учениками на
данном этапе урока (какой результат должен
быть достигнут учащимися); |
Цели, которые учитель ставит
перед обучающимися: ученик сможет
называть природные условия, ресурсы,
растительный и животный мир Арктики и
Субарктики; устанавливать взаимосвязь
компонентов природы в зонах; проводить
самостоятельный поиск географической
информации из картографических источников. Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для проверки уровня усвоения изученного материала; проверить уровень усвоения пройденного материала. Задачи: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания; выявить пробелы в знаниях и их ликвидировать; оценить уровень имеющихся знаний у детей Методы организации работы: словесные, наглядные. Формы работы: индивидуальная, групповая работа. Методы стимулирования: рейтинговая система оценки, похвала. Методы оценивания: взаимопроверка по ключу (отметка по количеству набранных баллов), учитель. Учитель помогает исправить ошибки и устранить трудности, возникшие в процессе учебной деятельности. Вносит изменения в план урока по ситуации. Умение отстоять свою точку зрения, творческий подход в решении проблемы, правильный и полный ответ, взаимопроверка по ключу, педагогическое оценивание, количество набранных баллов. Ход этапа урока 1. Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам. (У каждого ученика три карточки разного цвета, задания различаются по объему и по уровню сложности материала) Уровень 1.
Уровень 2.
Уровень 3. 1. Почему в лесотундре лесные участки
приурочены к долинам рек? Оценивает учитель по критериям:
Внесение результата в лист оценки ученика. 2. Индивидуальная работа по вариантам. Тестирование Внимательно прочитайте задание, выберите правильные ответы и обведите кружком номер ответа. Вариант 1. 1. Для тундр характерно:
2. В тундре развиты следующие отрасли хозяйства:
Вариант 2. 1. Для зоны арктических пустынь характерно:
2. Какой ягоды нет в зоне тундры:
Ответы на слайде. 3. Фронтальная беседа по вопросам проверки домашнего задания, вызвавшим затруднения. (Разбор ошибок, задает наводящие вопросы.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Изучение нового учебного
материала Данный этап предполагает: *постановку конкретной учебной цели перед
учащимися (какой результат должен быть достигнут
учащимися на данном этапе урока); |
Цель, которая должна быть
достигнута учащимися: учащиеся смогут
давать определения понятиям: «темнохвойный лес»,
«светлохвойный лес», «смешанный и
широколиственный», «уссурийская тайга»;
характеризовать природную зону тайги России;
самостоятельно работать с учебным текстом,
тематическими картами, таблицами, рисунками;
находить и отбирать нужную информацию для
заполнения опорного конспекта; работать в
группе, слушать товарища. Цель, которую хочет достичь учитель: организовать деятельность обучающихся по изучению природно-хозяйственной зоны лесов. Задачи:
Методы представления нового материала: эвристическая беседа, рассказ, иллюстрация и демонстрация в ходе изучения нового материала, частично-поисковый, работа с картой, самостоятельная работа с учебником, заполнение опорного конспекта. Формы и методы организации деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная. Методы стимулирования: создание учителем ситуации успеха через индивидуальные консультации, рейтинговая система оценки работы на уроке. Ход этапа урока: 1. Введение в тему урока Ученица зачитывает стихотворение «Лес». Учитель просит детей задуматься над содержанием информации и сформулировать тему и цели урока. Ученики выдвигают свои предложения, учитель их корректирует. 2. Эвристическая беседа с демонстрацией презентации «Значение леса» 3. Учитель создает проблемную ситуацию: Почему лиственница самое распространенное дерево России, растет даже в лесотундре. 4. Самостоятельная групповая работа учащихся с текстом учебника и тематическими картами, заполнение опорного конспекта Практическая работа: Характеристика зоны тайги. 1 мини-группа «Тайга Русской равнины» Опорный конспект Ф.И. ученика Дата: ___________________.
Сделайте вывод по работе. 4. Географическая игра «Кто быстрее?». Работа в группах по заданию в конверте. Каждая группа получает задание собрать природную зону (одна группа – тундру, вторая группа – тайгу, третья группа – широколиственный лес). В конверте находятся пазлы с изображением деревьев, животных, почв, предметов быта людей и их жилищ. Взаимопроверка по рисунку: 3
правильных объекта 1 балл, максимально – 10.
Внесение результата в лист оценки ученика. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление учебного материала,
предполагающее: *постановку конкретной учебной
цели перед учащимися (какой результат должен
быть достигнут учащимися на данном этапе урока); |
Цель, которая должна быть
достигнута учащимися: смогут называть
особенности зоны лесов России,
продемонстрировать умение работать с различными
источниками географической информации; уметь
высказывать различные гипотезы, размышлять,
обсуждать, сопоставлять разные виды карт,
самостоятельно выполнять задания. Цель,
которую хочет достичь учитель: создать
условия для закрепления изученного материала, Задачи:
Методы: беседа, контроль, работа с картой. Формы работы: самостоятельная индивидуальная работа, диктант, решение проблемы. Критерий для определения степени усвоения нового материала: полнота и правильность индивидуальных ответов учеников, самостоятельность и правильность выполнения практической работы. Ход этапа урока: 1. Проверка заполнения опорного конспекта Каждая группа зачитывает записи, сделанные в
опорном конспекте, делает вывод. 2. Решение проблемы: «Почему
лиственница самое распространенное дерево
России, растет даже в лесотундре» 3. Географический диктант. Укажите цифры верных предложений: 1. В зоне Восточно-Европейской тайги
преобладают тёмнохвойные породы? Самоконтроль по ключу за правильный ответ 1 балл (внесение количества баллов в лист оценки). Ответы на слайде. 4. Подведение итогов. Беседа: – Давайте вспомним, какие цели мы ставили в
начале урока? 5. Работа с листом оценки ученика. Подведем итоги, подсчитав количество баллов, заработанных на уроке, и выставим отметки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия | Цель, которая должна быть
достигнута учащимися: смогут дать
самооценку результатов своей деятельности и
класса. Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для самооценки своей деятельности и деятельности класса. Методы: словесный, самооценки. Ход этапа урока: Заполнение Листа самооценки
Учитель анализирует свою работу, работу обучающихся, выявляет недостатки предлагает пути решения. Методы: самооценка, метод диалога. Учитель подводит итог урока, дает оценку работе учащихся на уроке и предлагает дать самооценку своей деятельности, озвучивая, что на уроке получилось, и что не смогли сделать. Так каждый ученик ставит перед собой проблему, которую он будет решать на следующем уроке |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Задание на дом, включающее: *постановку
целей самостоятельной работы для учащихся (что
должны сделать учащиеся в ходе выполнения
домашнего задания); |
Цель для учащихся:
применение обучающимися ЗУН в практической
деятельности, закрепить умение работать с
различными источниками географической
информации; осознание каждым обучающимся
цели, содержания, способов выполнения
домашнего задания. Цель учителя: обеспечить понимание цели, содержания, способов выполнения домашнего задания. Задачи:
Методы: словесные, наглядные. Ход этапа урока: 1. Разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания Учитель делает конструктивный комментарий к объёму и критериям выполнения домашнего задания, рекомендует дополнительную литературу. 2. Домашнее задание: §24 читать, отвечать на вопросы стр166, повторить понятия урока. На контурную карту России нанести границы природных зон лесов. Это будет учитываться при оценивании домашней работы. (Базовый уровень). Учащимся набравшим более 17 баллов –
творческое. Подготовить презентацию или доклад
по темам:«Лекарственные растения леса», «Редкие
и исчезающие растения и животные лесов» (на
выбор). (Повышенный уровень) Если у вас возникнут вопросы, предлагаю свою помощь. |