Цели:
1. Орг. момент.
Урок начинается с коллективной игры “Солнышко” (стоя в кругу, дети передают желтый мяч из рук в руки с коротким комплементом: “ты самый добрый”, “ты хорошая подруга”, и т.д. мяч доходит до ученицы “ты всегда в хорошем настроении”
Ученица: да, это верно, сегодня у меня упадок сил. Вот я слышала, что есть “Коктейль здоровья”, выпьешь который – и порядок! Интересно в чем секрет этого напитка?
Учитель: Дети, поможем Лере?
2. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока “Если хочешь быть здоров”. И мы сегодня составим рецепт необыкновенного коктейля, который помогает чувствовать себя сильным, веселым, бодрым в любое время года.
- Объясните значение слова “коктейль”. /Коктейль – это полезный витаминный напиток. Смесь сока, молока, кефира с добавлением меда, яиц, фруктов, овощей./
- Какой девиз вы бы выбрали для нашего урока?
- Я предлагаю вам девиз – Я здоровье сберегу - сам себе я помогу.
И сегодня мы с вами выработаем правила, соблюдение которых поможет нам сохранить и укрепить свое здоровье.
3. Работа по теме урока.
Давайте представим, что мы с вами туристы и отправляемся в увлекательное путешествие по стране Здоровья. В этом путешествии нам предстоит собрать витамины для нашего коктейля Здоровья.
Все путешественники по утрам выполняют правила личной гигиены.
- Какие правила они выполняют? (Умываются и чистят зубы)
- Что такое гигиена? /Гигиена – это мероприятия, обеспечивающие сохранение здоровья/
- Оказывается гигиену нужно соблюдать везде и всегда. Давайте вспомним правила гигиены (учебник с .11).
- Какие из этих предметов у каждого должны быть личные, а какими могут пользоваться все члены семьи?
- Обратите внимание у вас на парте лежит карточка на которой напечатаны правила личной гигиены, закончите, пожалуйста, предложения.
Закончи правила:
- Чистить зубы надо два раза в день: ….
- Перед едой нужно обязательно ….
- Во время еды нельзя ….
- Никогда не ешь немытые ….
- Свет при письме должен падать ….
Итак, в нашем стакане появляется первая витаминка – личная гигиена. Чтобы быть здоровым нужно соблюдать правила гигиены всего тела. Приятно общаться с опрятным и ухоженным человеком.
- Все путешественники встают рано утром и делают зарядку. Кто из вас делает зарядку?
4. Физминутка.
5. Работа по теме урока.
– Мы с вами рано встали, умылись, сделали зарядку и продолжаем наш поход. Пора подкрепиться.
- Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты? (Чтобы жить, чтобы была сила)
- Чем питается человек?
- Отличается ли пища человека от пищи животного?
- Всякая ли пища полезна? Приведите примеры.
Сообщения ребят.
- Питание должно быть полноценным, чтобы присутствовали белки, жиры и углеводы. Необходимы и минеральные соли. Питание должно быть регулярным. Учащимся следует принимать пищу 4-5 раз в сутки на завтрак, обед, полдник, ужин и перед сном обезжиренный кефир.
- Умеренность – мать здоровья. Нельзя переедать, перегружать свой желудок. Во время приема пищи нельзя разговаривать, торопиться, есть слишком горячее или острое блюдо.
Игра “Юный кулинар” участники готовят еду на завтрак, обед, полдник, ужин./Детям даны карточки с названиями продуктов, они выбирают/.
Коллективная игра “Полезное – неполезное”.
- Я сейчас буду называть продукты. Если продукт полезен, вы хлопаете в ладоши. Если не полезен – топайте ногами. (Рыба, жирное мясо, кефир, чипсы, геркулес, пепси, подсолнечное масло, фанта, морковь, торты, капуста, сникерс, яблоки, шоколад, груши).
Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням. Доктор Пилюлькин из Цветочного города прислал вам письмо, в котором дает вам советы здорового питания:
- воздерживайтесь от жирной пищи;
- остерегайтесь очень острого и соленого;
- сладостей – тысячи, а здоровье одно;
- овощи и фрукты – полезные продукты.
- А в наш коктейль добавляется следующий элемент – правильное питание.
Режим дня.
- Употребление полезных продуктов недостаточно для сохранения здоровья. Очень важно вовремя питаться. И не только питаться, но и учиться, работать и отдыхать. Сохранить свое здоровье помогает нам режим дня.
Режим – это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течении дня.
- Посмотрите иллюстрации на стр. 10. Какие моменты в режиме дня Сережи пропущены? (Обед после уроков в школе, прогулка, приготовление д/з, ужин)
- Расскажите о своем режиме дня.
Тест-анкета “Режим дня”
- Нужно ли просыпаться каждый день в одно и тоже время? /Да, нет/
- Нужно ли завтракать в одно и тоже время? /Да, нет/
- Нужно ли ложиться спать в одно и тоже время? /Да, нет/
- Нужно ли делать уроки в одно и тоже время? /Да, нет/
- Можно ли нарушать свой режим дня? /Да, нет/
- Если получилось больше плюсов, то у вас правильный режим дня, если больше минусов, то вам нужно изменить свой режим дня, чтобы сохранить здоровье. Дома выполните з. в тетради на с. 6.
- При составлении режима дня необходимо, чтобы учеба, работа сменялась отдыхом, не менее 2-х часов в день вы должны проводить на свежем воздухе, не менее 3-х раз в день кушали (желательно в одно и тоже время), спали 8-9 часов, просыпались и ложились в одно и тоже время. Режим дня – это один из наших помощников в сохранении здоровья.
А мы добавляем в наш коктейль еще один витамин здоровья – режим дня.
Движение и спорт.
- Мы продолжаем свой поход по Стране Здоровья. Мы попали с вами на спортивную площадку. Ребята, вы любите физкультуру?
- Помогает ли спорт и занятия физкультурой укреплению здоровья?
- Какими видами спорта могут заниматься дети вашего возраста?
Со здоровьем дружен спорт.
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады.
За старание в награду
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды.
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно
Начинают с физзарядки.
Не играйте с дрёмой в прятки,
Быстро сбросьте одеяло,
Встали – сна как не бывало!
Добавляем витаминку.
Закаливание.
- Все мы должны помнить , что каждый из вас должен как можно больше бывать на свежем воздухе.
- Догадайтесь, что еще поможет нам укреплению здоровья? Из букв составьте слово: ЗАЛИКАНИВАЕ.
Стихотворение
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Вас во век не одолеет.
Только помните, друзья,
Крепким стать нельзя мгновенно –
Закаляйтесь постепенно!
- Кто из вас занимается закаливанием? Поделитесь опытом.
- Основными средствами закаливания являются: солнце, воздух и вода. Закаливание можно начинать в любое время года.
Выступления ребят/ были даны задания по группам, подготовить сообщения/
Ласковое солнце.
Начинать загорание нужно в тени деревьев 3-4 минуты с перерывом 10 минут. Каждый день прибавляй по 2-3 минуты пребывания на солнце. Очень полезно чередование: несколько минут на солнце, несколько минут в тени. Загорать следует утром и вечером. Необходимо не забывать про головные уборы.
Свежий ветер.
Воздух – свежий, чистый - полезен всем ребятам. Можно принимать воздушные ванны на солнце и в тени. Во время пребывания на воздухе нужно больше двигаться. Принимать воздушные ванны следует в местах, защищенных от ветра. Очень хорошо устраивать сквозняк, но самим на сквозняке находиться нельзя. Необходимо постоянно следить за чистотой воздуха и обязательно проветривать комнату перед сном.
Закаливание водой.
Закаливание водой можно начинать с обтирания или обливания. Для первого обливания температура должна быть +32, +33. Через день снижай температуру на 1 градус. После обливания хорошо разотри тело.
Как проводится обтирание? Сначала приготовь воду. Намочи рукавичку или полотенце в воде и быстро вытри им грудь, живот, спину. Потом разотрись докрасна сухим полотенцем. Запомни: температуру воды уменьшай постепенно. Летом закаляет купание в реке, море.
Босохождение .
Хождение босиком – отличное закаливание. Потому что на наших стопах собрано много нервных окончаний, влияющих на работу внутренних органов. Занимаясь босохождением мы помогаем нашему организму лучше работать. Где ходить босиком? В летнее время сначала по теплой прогретой солнышком дорожке, по речному мелководью, утром – по росистой траве. В сосновом бору полезно ходить по опавшей хвое. Чтобы не было плоскостопия, полезно ходить по песку, по камушкам.
- Ребята сказали, что хождение босиком отличное закаливание. Вот я предлагаю вам сейчас поучиться как это нужно делать. /хождение по коврику/.
Ребята приготовили вам памятки по закаливанию.
- Итак, на сегодня наше путешествие подходит к концу. С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Почему?
- А как вы думаете, настроение влияет на наше здоровье?
Есть такая наука ГЕЛАТОЛОГИЯ – наука о смехе, которой ученые занимаются вполне серьезно.
- Немецкие исследователи пришли к выводу: 1 минута смеха приносит столько же пользы, сколько 45 минут урока физкультуры. Известный факт: 5 минут смеха заменяют 200 граммов сметаны.
- Смехотерапия лечит язву, астму, колит. В процессе смеха активизируется дыхание, усиливается кровоснабжение всех органов, в мозг поступает больше кислорода.
- Во время смеха вырабатываются опианты – обезболивающие средства. 10 минут смеха дают возможность на 2 часа избавиться от боли.
Показ миниатюр:
А) Больной:
- Доктор, у меня везде болит, куда не ткну – везде болит. И тут болит, и тут болит!
Врач:
- Ну-ка, ну-ка, покажите свои пальцы. О-о-о! Вы не пробовали постригать ногти?
Б) Доктор:
- Алло, это квартира Ивановых? Вы, мамаша, не волнуйтесь, только не волнуйтесь, ради бога! Ваш сын проглотил авторучку!
Мама:
- Да? Хорошо, пусть пока попишет карандашом.
Итог урока. Рефлексия.
Вспомнил ….
Узнал ….
Умею…
/Дети высказывают свое мнение об уроке/
Спасибо, ребята. Я думаю, Лера теперь знает, как сохранить свое здоровье. Наше путешествие подошло к концу, давайте вспомним рецепт коктейля здоровья. А, еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта. Давайте хором с улыбкой пожелаем друг другу: “Будьте здоровы!”.