В 2012-2013 учебном году в рамках методического объединения воспитателей среднего и старшего звена специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида осваивалась новая форма работы с детьми – социальное проектирование.
Методические рекомендации об использовании такой формы педагогической деятельности были почерпнуты из многочисленных современных методических материалов для общеобразовательных школ в бумажном и электронном исполнении, в том числе из Интернета (авторы Иванова Н.В., Новикова Е.Б., Тетерский С.В., Ромашина Ю.В., Симонович В.Л. и др.), а также на выездном семинаре в общеобразовательной школе № 18 г. Сыктывкара (декабрь 2012 г.). Все методические материалы воспитателями были проработаны, обобщены и адаптированы для использования в воспитательной работе с детьми-сиротами с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
В течение учебного года воспитателями были разработаны и реализованы несколько социальных проектов, таких как “Зимний двор”, “Забота” и “Чистый дом”.
Одним из руководителей методического объединения совместно с воспитателями проектной группы был разработан социальный проект “Чистый дом” по направлению воспитательной работы Социальная адаптация. Такая тематика социального проекта была определена актуальностью проблемы в школе-интернате, а также в связи с объявленным в России Годом охраны окружающей среды (2013 г.). Проект был успешно реализован воспитателями школы-интерната с воспитанниками 6-11 классов в январе 2013 года. Отчёт о социальном проекте “Чистый дом” был оформлен в форме презентации в программе PowerPoint и методической разработки, которые были представлены на заседании методического объединения воспитателей.
Вашему вниманию представляем социальный проект “Чистый дом”.
Рисунок 1
Информационная карта проекта
Название проекта: “Чистый дом”
Руководитель проекта:
Ставничук Н.П. – воспитатель, руководитель методического объединения воспитателей;
Проектная группа:
Артеева Т.В, Заплатина Н.Ю., Соснина Н.Е., Пупышева С.А. – воспитатели 6-11 классов.
Участники проекта:
Воспитатели (16 чел.), учителя технологии (4 чел.) и воспитанники 6-11 классов (60 чел.): всего – 80 чел.
Сроки реализации проекта: январь 2013 г.
Наименование образовательного учреждения:
Государственное бюджетное образовательное учреждение “Спецальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида” г. Сыктывкара (ГБОУ “Школа-интернат №3”)
Адрес образовательного учреждения: 167026, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 1
Цель проекта.
Обратить внимание детей и взрослых на проблему мусора в школе-интернате.
Задачи проекта.
Коррекционно-образовательная: формировать способность распознавать проблему жизни, ее осмысления и практического решения;
Коррекционно-воспитательная: способствовать формированию умения выстраивать свое собственное отношение к проблеме создания и содержания чистого дома;
Коррекционно-развивающая: развивать способность нести ответственность за дом, в котором ты живешь.
Ожидаемые результаты.
- Уменьшение количества мусора в здании и на территории школы-интерната.
- Формирование положительного отношения к труду обслуживающего персонала.
- Развитие хозяйственного отношения к мусору, который человек оставляет после себя.
Реализация проекта.
Шаг 1
- Организационное собрание инициативной группы.
- Обращение к администрации за разрешением на начало работы.
- Составление плана работы.
- Распределение обязанностей.
- Составление бюджета проекта.
- Описание ожидаемых результатов.
Шаг 2
Единый час общения по теме “Одна бумажка еще не мусор”
В каждом классе-группе в один день и час (в четверг, в 17.00 ч) прошёл час общения по единому конспекту.
Цель: вызвать интерес и желание решать проблему загрязнения окружающей среды и родной школы-интерната.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Шаг 3
Мини-проект школьного знака “Здесь место для мусора”
Каждый класс рисовал свой знак, указывающий место расположения ведра для мусора.
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
Шаг 4
Мини-проект “Мусорное ведро”
Каждый класс-группа рисовал эскизы мусорного ведра и планировал, из какого материала они его будут изготавливать.
Рисунок 11
Шаг 5
- Заседание инициативной группы.
- Изготовление школьных знаков.
- Изготовление мусорных ведер в школьных мастерских.
Шаг 6
Заключительная часть социального проекта “Чистый дом”
Итоговое мероприятие “Суд над Мусэром”
На мероприятии воспитанники каждого класса-группы представляли свое изготовленное ведро для мусора.
Рисунок 12
Рисунок 13
Рисунок 14
Рисунок 15
Рисунок 16
Рисунок 17
Рисунок 18
Отзывы по проекту
***
Представленный и реализованный социальный проект “Чистый дом” является актуальным в условиях школы-интерната.
***
Освоение методики проектирования позволило педагогам совместно с детьми легко разрешить проблему мусора в стенах школы-интерната.
***
В процессе реализации социального проекта решались следующие задачи:
- воспитание позитивного отношения к чистоте в школе-интернате;
- воспитание хозяйственного отношения к проблемам мусора в ближайшем окружении;
- развитие комплекса личностных качеств, которые необходимы воспитанникам в самостоятельной жизнедеятельности и после выпуска из образовательного учреждения;
- сплочение педагогов и детей в коллектив единомышленников.
***
Результат эффективности проекта “Чистый дом”:
- изготовили школьные знаки “Здесь место для мусора” и ведра для мусора;
- изготовленные знаки и вёдра установили на всех необходимых местах по школе-интернату (по количеству классов-групп, участвовавших в проекте);
- проявление заботы воспитанниками каждого класса-группы за сохранность изготовленного ведра для мусора;
- после завершения социального проекта, в процессе наблюдений в течение 2-х месяцев, со слов обслуживающего персонала, педагогов и воспитанников, в здании и на территории школы-интерната стало меньше разбросанного мусора.
* Обобщенный отзыв о социальном проекте был составлен проектной группой на основе результатов опроса работников школы-интерната (директора; заместителей директора по воспитательной работе, по административно-хозяйственной части, по безопасности жизнедеятельности; обслуживающего персонала; воспитателей 6-11 классов) и воспитанников 6-11 классов. Всего было опрошено более 30 человек.
После проведения социального проекта “Чистый дом” в рамках волонтерского движения воспитанники среднего и старшего звена совместно с воспитателями вышли на уборку мусора вне школы-интерната на территорию парка по ул. Славы (по приглашению администрации Эжвинского района г. Сыктывкара), а также самостоятельно (по инициативе воспитателей школы-интерната) на территорию близ железнодорожного вокзала и детского сада № 68 Эжвинского района г. Сыктывкара. Об участии воспитанников школы-интерната в волонтерском движении имеется заметка с фотографиями в районной газете “Моя Эжва” г. Сыктывкара.
Рисунок 19
Рисунок 20