Ребенок счастлив в движении, поиске нового в жизни, стремлении к самовыражению и в свершении ежедневных “подвигов” познания окружающей действительности.
И чтобы сохранить и приумножить счастье школьника в образовательном учреждении – педагог должен разработать и создать такие условия познания учебного предмета, чтобы учащиеся находились в динамичном развитии и хотели бы свою активную учебно-познавательную позицию пронести через всю линию жизни. А для этого необходимо готовить к творчеству каждого маленького гражданина. И именно на это должны быть направлены все силы учителей, преподавателей.
Стремление к интеллектуальному творчеству – результат воспитания и, поэтому, может служить средством педагогического воздействия на формирование познавательных интересов, активности у школьников в учебной деятельности. Отражение человеком мира, есть активный, творческий процесс. Оно включается в восприятие, влияет на создание новых образов воспринимаемых предметов, делая их более продуктивными.
Креативность взгляда, познавательная активность значительно расширяют и углубляют процесс познания – это важнейшие составляющие творческого процесса. С деятельностью по развитию творческих способностей и познавательной активности связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности учащихся, таких, как чувство ответственности, патриотизм, толерантность, коммуникабельность. Развитие творческих способностей на уроках связано со всей общественной жизнью ученика. Особое значение в создании образов имеет мировоззрение, мировосприятие и мироощущение ребенка. Процесс творческого становления личности ученика неразрывно связан с эмоционально-волевой линией его жизни и познавательной активности.
Процесс обучения должен быть так организован, чтобы у учащихся пробуждался мотивационный интерес к знаниям, шло не только формально-штамповочное овладение умениями и навыками, а был стимул для инициативности, самостоятельности в учебной деятельности. Изучение учебного материала необходимо заполнить творческой, индивидуальной доминантой ученика, которая, в свою очередь, не ограничивала бы познавательную деятельность учащихся в таких составляющих, как самостоятельная работа. И тогда, образовательный процесс приобретет статус мобильности, эффективности, эмоциональности и сможет дать чувство удовлетворения и созерцания от своей деятельности и всего образовательного процесса в целом.
География – это один из тех предметов, где процесс развития интеллектуально-творческих способностей и познавательной активности у воспитанников ОУ приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Безусловно, самый сильный акцент для становления творческого потенциала учащихся и развития познавательной активности необходимо формировать на начальной стадии изучения предмета (6-е классы),т.к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов, понятий, определений данной темы урока, включается создание образов воспринимаемых предметов урока, происходит обогащение и усовершенствование новых образов, делая учебный процесс более продуктивным от темы к теме.
Для развития интеллектуально-творческих способностей и познавательной активности на уроках географии 6-ые классы являются наиболее сложным звеном образовательного процесса, где главной целью успешной реализации данного проекта служит развитие первичного творческого потенциала школьника по средством включения их в интеллектуально-познавательную деятельность. На данном этапе важно выявить (исходя из возрастных особенностей учащихся),– степень его адаптивности с окружающим миром. Основываясь на этом необходимо строить концепцию урока.
Примерные формы, методы, приемы, технологии для работы в 6-м классе.
6-й класс. Предмет “Физическая география”.
1. Я – топограф. Создание своей системы условных знаков и отображение ее на собственно придуманной карте с текстовым описанием.
2. Поиск географического объекта – Невидимки. Учащиеся сами выбирают для определения географических координат те или иные географические объекты, которых нет в учебном атласе. После определения учащиеся наносят географические объекты на контурные карты.
3. Вулканический коллаж.
4. Создание собственной иллюстрированной сказки: ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЛИ”.
6. Облака моего любимого города.
7. Погода в доме. Хроника событий семьи с описанием погоды в данный период жизни, с использованием фото– и видео – материалов.
8. “Если б я был Гидросферой…”. Создание истории на экологическую тематику.
9. “Гляжу в озера синие…”. Ассоциативное изображение озер России или мира с помощью различных художественных приемов.
Интеллектуально-творческие мероприятия необходимо сочетать с разнообразными формами работы и обязаны решать воспитательные, обучающие, развивающие и здоровьесберегающие задачи.
Звено (7–9-е классы) строится на сформированных положительных эмоциях, благоприятном психологическом климате в процессе учебной деятельности и межличностном общении. Главная цель успешного развития творческих способностей и познавательной активности на уроках географии в 7-9-х классах состоит в реализации условий для самовыражения личности на основе индивидуальных наклонностей и дифференцированного подхода через адаптацию в активную социально-учебную деятельность. Мотивом для укрепления и развития творческой активности на уроках географии может стать личностное общение с учителем, учениками класса. Тогда школьник сможет оценить свой потенциал и, по-новому, скорректировать и скоординировать действия.
Доброжелательность, объективность, поощрение, лояльность, целенаправленность взглядов педагога, обязательно систематизируют и оптимально усовершенствуют творческий подход к обучению, что обеспечит высокий уровень образованности у учащихся и позволит укрепить сформированную творческую самодостаточность.
Примерные методические технологии, используемые в 7–9 классах.
- Творческая мастерская. “Эндемики Австралии”.
- Интеллектуальная мастерская. “Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки”.
- Урок-собеседование. “Вклад М.В.Ломоносова в географическую науку”.
- Эпоха Возрождения и география.
- Создание альбома: “Африка”.
- Создание энциклопедии по природным зонам России.
- Поэтический калейдоскоп. “Федеративное устройство Российской Федерации”.
- География материков и океанов в кинофильмах отечественных и зарубежных.
- Сказочные герои Америки.
Организация творчества на уроках географии в 10–11-х классах базируется на сформированном алгоритме действий. Для зрелой творческой работы необходимо овладеть способностью самостоятельно и критично мыслить, понимать сущность явлений и процессов, быть пытливым, что в значительной мере обеспечивает продуктивность учебной деятельности.
Умение использовать накопленный опыт, собственные мысли, способность анализировать, обобщать, сравнивать, находить качественные пути решения, – все это является значимым показателем аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе ранее сформированных систем развития творческих способностей и познавательной активности. Использование творческих заданий требует углубления поисковых, проектных методов преподавания. От учителя потребуется большая подготовительная научно-методическая работа. Различные виды деятельности способствуют психофизическому, нравственно-личностному развитию ученика. Диалоговые, интеллектуальные, развлекательные, развивающие задания дают путь воображению и способствуют творчеству учащихся.
Тематика методических приемов для 10–11 классов.
- Портфолио, компьютерная презентация или слайд-шоу по выбранной стране. С использованием пунктов: – герб, гимн, флаг страны; – культурное наследие страны; – этногеографические особенности страны; – фольклор; – национальная кухня страны.
- Рождество Христово – путешествие по странам.
- Культурное и природное наследие, охраняемое ЮНЕСКО.
- ЭССЭ. Решение глобальной сырьевой проблемы.
- Создание энциклопедии Международных организаций и сообществ.
- Туристический круиз по странам Европы.
- Создание памятки для туристов по странам Европы с описанием главных достопримечательностей.
- Инсталляция. Экономика и современное искусство Южной Америки.
- Международные новости. Обзор социально-экономической и политической обстановки в мире.
- Экология Земли. Анализ экологических проблем современности.
Особое внимание, при использовании творческих заданий, следует уделить личностному опыту учащихся и сориентировать их деятельность на достижение успеха. Каждый урок должен стать стимулом, чтоб ребята проверили свой творческий потенциал, и у них возникла бы внутренняя потребность формировать в себе творческую личность. Развитие познавательного интереса даст возможность учащимся демонстрировать свои творческие достижения на уровне самооценки и самореализации личности.
Назову некоторые приемы и способы взаимодействия с учениками, применяемые в своей практике, способствующие развитию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Выдача заданий разного уровня сложности.
Домашние задания, как правило, готовлю трех уровней сложности. Первый уровень – базовый. Это задание обязательно для выполнения всеми учениками класса. Второй уровень – повышенный, а третий уровень – сложный. Эти задания выполняются учениками по желанию. Каждое задание второго и третьего уровней оценивается дополнительной отметкой. Аналогичный подход осуществляется при выполнении самостоятельных и контрольных работ.
Прием “проблемное задание”.
Подготовлены задания повышенной сложности по уже изученным и изучаемым темам. Любой желающий может взять одно из заданий проблемной тематики и попробовать ее решить. Такая попытка практически не контролируется, но в том случае, когда задание выполнено (предложено решение проблемы) в письменном виде с объяснением, ученик получает отличную отметку.
Экскурс к истокам изучаемых вопросов, более глубокое освещение отдельных проблем.
Ученики готовят доклады и рефераты на темы, выходящие за рамки школьной программы, по которым они выступают на уроках.
Решение задач практического содержания с использованием компьютерных технологий, в том числе из других предметных областей.
Именно при решении задач из других предметных областей (математики, физики, истории, экологии, биологии, экономики и др.), вырабатываются осознанные навыки работы с компьютером и программными средствами.
Выполнение творческих работ при изучении информационно-коммуникационных технологий.
Учащиеся 7-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, 8-х и 9-х классах – с использованием Power Point.
Использование интерактивных форм организации учебных занятий (игровые уроки, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-турниры и др.).
Все эти нестандартные, интерактивные формы проведения занятий способствуют повышению интеллектуальной и творческой активности учащихся, что является важнейшим фактором развивающего обучения.
Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.
Работоспособность, расширение кругозора, соблюдение этнокультурных традиций, тренировка воли, характера, уважительное отношение к окружающей действительности будет вести к проекции будущей взрослой жизни.
Содействие педагога в творческом становлении личности ученика, является приоритетной составляющей и основной педагогической единицей учебного процесса, в частности, предмета географии.
Литература
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд.– Москва, 1991.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу. Психология человека.3-е изд., доп. и испр. – Москва, 1999.
- Миронова М.М. Психология. Разработка занятий с детьми. 9 класс. I часть.– Волгоград, 2005.
- Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника. Учебно-методическое пособие. 3-е изд., стереотипное. – Москва, 2008.
- Ципляева Е.А. Модель организации досуга и творчества детей 5–11 классы. Программа интеллектуального клуба, рекомендации. – Волгоград, 2009.
- Яковлева Н.В. География. 10–11 классы: уроки с использованием информационных технологий. – Волгоград, 2009.