Планируемые результаты:
Предметные:
– учить выделять согласные [м] [м’] и обозначать их буквой “эм”;
– обучать чтению слогов, писать слова и предложения с этой буквой;
– развивать фонетический слух и умения различать звонкие, глухие, мягкие,
твёрдые согласные; называть звуки, из которых состоит слово(гласный– ударный,
безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие,
парные и непарные); не путать понятия “звук” и “буква”; делить слова на слоги,
ставить ударение;
Формирование УУД:
Личностные УУД:
– осознавать роль звуков в составлении слов;
– эмоционально выражать свои эмоции и чувства по отношении своих родных;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать сопереживать;
– высказывать своё отношение к труду людей.
Регулятивные УУД:
– научить определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– учиться работать по предложенному учителем плану;
– научить переходить с одного вида деятельности к другому.
Познавательные УУД:
– уметь наблюдать над словами, находить новые слова с данными
звуками;
– узнать о родителях своих одноклассников;
– правильно писать буквы: знать и правильно назвать элементы новой буквы;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
– предлагать свои мысли в устной и письменной форме;
– слушать и понимать речь других;
– выразительно рассказать;
– учиться работать в паре;
– формировать умения слушать друг друга, навыки общения.
Оборудование: демонстрационная карточка, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, фишки.
Ход урока
I. Организационный момент. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации.
Учитель: У меня в руках книга В. Берестова “Читалочка”. Как вы думаете, для кого и о чём может быть эта книга? (Ответы детей.) Давайте проверим наши предложения.
Учитель читает, учащиеся дополняют нужные слова.
- Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим что? (Звуки.) - Звуки эти разные – …..(гласные, согласные).
Учитель: Мы с вами уже выучили все гласные звуки. Сколько их? (6.) А сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10.) Кто из вас сможет найти из алфавита букв и показать эти буквы?
Одновременно учитель проводит игру “Угадай-ка” (отгадывание гласных по артикуляции).
Учитель: Я буду называть звуки очень тихо, почти без голоса, а вы по движению губ попробуйте отгадать и произнести эти звуки вслух. (А, О, У, Э, Ы, И.)
Учитель: Почему вы считаете, что это гласные звуки? (Гласные звуки мы произносим голосом, не встречаем преграды во рту.)
Учитель: Давайте проверим, как вы знаете буквы, обозначающие гласные звуки (проверка выполнения задания: буквы обозначающие гласные звуки).
Учитель: Итак, мы с вами знаем все 6 гласных звуков и 10 букв, которыми они обозначаются на письме. Попробуем прочитать слово, которое здесь написано?
Учитель: Почему вы не сможете прочитать, ведь буквы, обозначающие гласные звуки, здесь указаны? (Недостаёт букв, обозначающих согласные звуки.)
Учитель: Вы правы. Хочу только уточнить: не хватает одной и той же буквы. А какой? Может, стихотворение В. Берестова нам поможет? Давайте прочитаем дальше:
Дружат гласная с согласной,
Образуя вместе… (слог).
Ма и ша, а вместе – …(Маша)
К нам явились на урок.
II. Звуко-буквенный анализ слов. Маша, Миша.
Учитель: Рассмотрим схему под рисунком девочки. Как её зовут, вы уже знаете? (Маша.) Произнесём слово Маша, выделяя первый звук (М – маша).
Учитель: Какой это звук? (Согласный, твёрдый). Какой фишкой обозначим этот звук? (Синей.)
Ребята выкладывают на партах синюю фишку. Аналогичная работа проводтся с остальными звуками этого же слова, а также слова Миша.
III. Целеполагание.
1. Введение буквы Мм.
Обратите внимание на слова. С какой буквы они начинаются? – Мм.
– Это буква “эм”. Мм. Вот печатная. А это прописная..
– На что похожи буквы Мм?
– А какие звуки они обозначают? [м] и [м’]
Учитель: Кто из вас узнал город на фото? (Москва.) Что вы знаете об этом городе? (Это столица нашей Родины.) Назовите первый звук в этом слове. С какой буквы пишется его название? (С заглавной буквы М.) Почему с заглавной? (Это название города.)
2. Реализация построенного проекта.
– Я назову слова, а вы пронаблюдайте над звуками [м] и [м’] и покажите схемы
звуков.
– А какие схемы подходят? Почему?
Характеристика звуков: твёрдый или мягкий, но не парный звонкий (сонорный).
3. Физкультминутка.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон.
Побежали мышки вон.
Повторить физкультминутку, поменяв слово “мышки” на “мишки”.
4. Сопоставление звуков слов Маша и Миша.
Учитель: Чем слова Маша и Миша похожи и чем отличаются друг от друга? (И в том, и другом слове первая буква М, третий и четвёртый звуки в этих словах одинаковые, то и другое слово – имена людей: отличаются эти слова одной буквой (и-а), но двумя звуками ([м] –[мь],
[а] – [и])
Учитель: Назовите другие слова со звуками [м] –[мь].
5. Обучение способу чтения прямого слога.
Учитель выделяет буквы гласных, ученики читают появляющиеся на слайде прямые слоги, даёт задание закончить слова:
МУ –
МО –
МА –
Учитель даёт образец комментированного чтения для тех детей, которые только начинают осваивать способ чтения прямого слога: “Буква а – читаю твёрдо: ма. Буква я – читаю мягко – мя”.
6. Чтение слов и предложений.
На слайде учитель вписывает две буквы М. Чтение слова “мама”.
Учитель: Мама – самое дорогое слово. Это первое слово, которое произносит маленький ребёнок. Давайте соберём необычный букет для наших мам! Представьте, что каждый прочитанный вами слог – это цветок для вашей мамы.
Синхронное хоровое чтение слов и предложений по структурированным для слогового чтения. После чтения каждого слога на экране появляется цветок. Все цветы, “собранные” ребятами в ходе урока, украшают мамины фотографии.
Примерные задания при работе со словами.
- Чтение слов по слогам
- Определить, что общего во всех записанных словах (буква м, обозначает твёрдый звук).
- Прочитать слова, в которых по одному (по два) гласных звука.
- Прочитать слово, в котором звуков больше, чем букв и др.
7. Физкультминутка “В лесу”.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем:
Крылья сложили назад.
8. Чтение по учебнику стихотворение
Учитель: Какие буквы знает бык? (М, У). А кот? (М.Я.У).
9. Чтение столбика с местоимениями. Составление словосочетаний с местоимениями моё, моя, мой, мои.
- Он – лимон.
Она – Алла.
Оно – мыло.
Они – лилии. - С какими словами будем связывать слова?
Они не называют предмет, а только указывают. А теперь давайте сами подберём подходящие слова (девочка, мальчик, окно, ученики). - Покажите и назовите каждый предмет, расположенный на нижней строке (платье, ведро).
- Покажите и назовите предметы одежды.
- Определите, в названиях каких предметов есть звук [м] (майка).
- Прочитайте слова, написанные в столбике слева от картинок; назовите предметы, к которым подходит слово моя.
- Вспомните и назовите другие предметы, к которым подходят слова: моя, моё, мой, мои.
IV. Показ буквы Мм.
– Вы знаете эти буквы? Откуда? – из азбуки.
– Из каких элементов они состоят?
Пишут на воздухе.
Пишут пальчиком на столе.
Пишут мокрой тряпкой на доске.
– Трудно писать? Какие ошибки могут быть у Вас?
V. Физкультминутка “Пальцы”.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в прописях. Письмо букв Мм.
– Откройте прописи и напишите красиво буквы эм.
– Обратите внимание на соединения.
– Какое слово написано?
– А теперь проверьте, как вы написали буквы.
VII. Закрепление материала.
Работа по учебнику.
– Чтение про себя.
– Чтение по одному.
– ответы на вопросы.
Чтение текста про маму. (Чтение текста учителя и ученика.)
Стихи о маме.
Беседа о маме.
– Кто ваши мамы? Кем они работают?
VIII. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Встаньте, пожалуйста, дети, у которых в именах есть буква именинница?
– Что вас порадовало, а что огорчило?
– Испытывали ли затруднения?
Методический комментарий к уроку.
Структура урока и презентации позволяет учителю вносить изменения в представленные материалы, дополнять их по своему усмотрению, использовать полностью или частично.
Мотивационную основу урока изучения буквы Мм. Звуки [м] [м’] составляет проблемная ситуация. Затем урок идёт под девизом: “Соберём цветы для мамы”. В ходе чтения слов и предложений на слайдах появляются изображения цветов. На одном из них заранее составляется коллаж из фотографий мам учащихся. Украшаем его и послужат цветы, “собранные” ребятами.
Для организации индивидуальной дифференцированной работы, получения обратной Связи предусмотрены карточки с текстами для чтения и словами: моя, моё, мой, мои. После каждого этапа урока ученикам предлагается сделать вывод: к какому результату пришли.
Сочетание материальной, речевой и умственной форм действий на уроке позволит учителю эффективно реализовать деятельностный подход в обучении, способствовать становлению учебной деятельности и формированию универсальных учебных действий.