Урок географии по теме "Хозяйство Поволжья. Рынок черной икры". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Урок географии разработан на основе кейс – технологии.

Задачи:

Развитие навыков работы с внеучебным текстом экономического содержания: извлечение информации, необходимой для решения задачи, установление связи с учебным материалом и знаниями, полученными из повседневной жизни; интерпретация информации, учет при ответе общего контекста содержания и частностей.

Развитие коммуникативных навыков: принятие роли, составление развернутого суждения и аргументация различных точек зрения.

Оборудование: статья “Икра в каратах” (автор Андрей Ильин, газета “Трибуна”).

Способы познавательной деятельности учащихся:

  • самостоятельный анализ ситуации;
  • диагностика проблемы;
  • поиск путей решения проблемы;
  • представление идей и решений в дискуссии с другими учениками.

Тип деятельности: исследовательский, с элементами компетентностного подхода

Форма проведения: работа в группах с выработкой единой точки зрения на сложившуюся ситуацию, с учетом мнения всех членов группы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Деление класса на группы (по 5–6 человек).

Постановка задачи.

2. Работа с кейсом.

Этап 1. Знакомство с информацией.

Цель: получение представление о ситуации, её особенностях.

Кейс.

“Согласно данным недавнего исследования независимой компании “Ромир”, проведенного по заказу всемирного фонда дикой природы, 83 % россиян за последние два года не покупали и не потребляли черную икру.

Это удовольствие многим становится не по карману. Именно поэтому “отказники” чаще всего встречаются среди респондентов старше 60 лет (91 %), а также среди жителей сельской местности (87 %).

Лишь 6 % россиян признались, что за указанный период лакомились этим деликатесом 1–2 раза. Ещё столько же опрошенных покупали черную икру исключительно по праздникам. И лишь около 1 % респондентов заявили, что регулярно потребляют дорогостоящий продукт.

Отвечая на вопрос: “Что в первую очередь может побудить вас отказаться от покупки черной икры в течение нескольких лет”, большинство опрошенных (68 %) россиян отметили дороговизну данного продукта. (Цена 500-граммовой баночки достигает 18 тысяч рублей). Вторым по значимости фактором (9 %), как показывает исследование, является низкое качество. Ещё 6% опрошенных не приобретают икру, так как уверены в её контрафактном происхождении. И лишь 4 % россиян отказываются от употребления черной икры из-за угрозы исчезновения осетровых рыб.

Таким образом, получается, что проблема выживания осетровых и легальность происхождения черной икры россиян практически не волнуют.

Браконьеры этим всячески пользуются. По некоторым данным, около 90 % черной икры, попадающей на рынок, добывается нелегально. И даже если поймать негодяев с поличным, их “улов” все равно по закону приходится уничтожать – кто знает, где и как его добывали, а потом хранили? А икре, как отмечают специалисты, необходимы особые условия хранения. Поэтому, как правило, захваченный контрабандный груз отправляют на свалку и пускают под гусеницы тракторов.

В результате варварского уничтожения осетровых рыб их количество стремительно сокращается. На Каспии за последние 15 лет оно уменьшилось в 40 раз! А ведь на район Каспийского озера и дельты реки Волги приходится 85 % объемов черной икры, добываемой в российских водах”.

Этап 2. Обсуждение ситуации.

Цель: выделение проблем, определение ведущих факторов и ключевых действующих лиц – реальных участников описанной ситуации.

Вопросы для обсуждения:

Почему количество осетровых рыб в России сокращается?

Чем вы объясните недоступность черной икры для рядового покупателя.

Какие причины способствуют “процветанию” браконьерству черной икры?

Этап 3. Работа в группах.

Цель: создать условия для организации “мозгового штурма”.

Кейс.

“В настоящее время Россия оказалась на задворках черно-икорного бизнеса. По официальным данным, наша страна в настоящее время вырабатывает ежегодно лишь 7-9 тонн деликатесного продукта. При этом мировой рынок добычи черной икры составляет около 350 тонн. Не случайно сейчас заговорили о необходимости государственного контроля за добычей икры. По мнению экспертов, в случае введения государственной монополии, уже через 15–20 лет мы сможем добывать до 300 тонн этого ценного продукта в год.

Осетр – рыба прихотливая. Поэтому, если не беречь популяцию носителей черной икры, она попросту вымрет. Даже продавать, по мнению специалистов, её следует в особых магазинах, где будут обеспечиваться специальные условия хранения. Эксперты не исключают возможности того, что в российском парламенте будет рассмотрен законопроект о введении государственной монополии на торговлю черной икрой”.

Задача:

Допустим, что государство установило монополию на добычу и торговлю черной икрой.

Выразите отношение к этому решению с позиции:

  • рыбаков, рыбных предприятий;
  • рядовых потребителей;
  • рыбнадзора, экологических организаций;
  • браконьеров.

Выявите все “+” и “–” введения государственной монополии на добычу и торговлю черной икрой. Результаты оформите в виде таблицы.

Этап 4. Оценка решения государства.

Цель: анализ последствий принятия решения; прогноз развития ситуации с позиции желаемого будущего.

Вопросы:

Позволят ли принятые меры России занять значимое место на мировом рынке черной икры?

Возможно ли решение проблемы сокращения осетровых рыб и увеличения производства черной икры другими способами? Предложите свой вариант решения проблемы.

Этап 5. Презентация результатов работы групп с кейсом.

Цель: выдвижение собственных решений и представление рекомендаций.

Итоги работы групп с кейсом представляются в устной форме. Индивидуальные отчеты могут быть оформлены учащимися в письменной форме, что позволит им продемонстрировать умение четко оформлять информацию, структурировать, видеть и предлагать пути выхода из проблемной ситуации.

3. Подведение итогов.

Оценка эффективности работы учащихся в группах.

Коллективное оценивание результатов работы.