Урок географии разработан на основе кейс – технологии.
Задачи:
Развитие навыков работы с внеучебным текстом экономического содержания: извлечение информации, необходимой для решения задачи, установление связи с учебным материалом и знаниями, полученными из повседневной жизни; интерпретация информации, учет при ответе общего контекста содержания и частностей.
Развитие коммуникативных навыков: принятие роли, составление развернутого суждения и аргументация различных точек зрения.
Оборудование: статья “Икра в каратах” (автор Андрей Ильин, газета “Трибуна”).
Способы познавательной деятельности учащихся:
- самостоятельный анализ ситуации;
- диагностика проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- представление идей и решений в дискуссии с другими учениками.
Тип деятельности: исследовательский, с элементами компетентностного подхода
Форма проведения: работа в группах с выработкой единой точки зрения на сложившуюся ситуацию, с учетом мнения всех членов группы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Деление класса на группы (по 5–6 человек).
Постановка задачи.
2. Работа с кейсом.
Этап 1. Знакомство с информацией.
Цель: получение представление о ситуации, её особенностях.
Кейс.
“Согласно данным недавнего исследования независимой компании “Ромир”, проведенного по заказу всемирного фонда дикой природы, 83 % россиян за последние два года не покупали и не потребляли черную икру.
Это удовольствие многим становится не по карману. Именно поэтому “отказники” чаще всего встречаются среди респондентов старше 60 лет (91 %), а также среди жителей сельской местности (87 %).
Лишь 6 % россиян признались, что за указанный период лакомились этим деликатесом 1–2 раза. Ещё столько же опрошенных покупали черную икру исключительно по праздникам. И лишь около 1 % респондентов заявили, что регулярно потребляют дорогостоящий продукт.
Отвечая на вопрос: “Что в первую очередь может побудить вас отказаться от покупки черной икры в течение нескольких лет”, большинство опрошенных (68 %) россиян отметили дороговизну данного продукта. (Цена 500-граммовой баночки достигает 18 тысяч рублей). Вторым по значимости фактором (9 %), как показывает исследование, является низкое качество. Ещё 6% опрошенных не приобретают икру, так как уверены в её контрафактном происхождении. И лишь 4 % россиян отказываются от употребления черной икры из-за угрозы исчезновения осетровых рыб.
Таким образом, получается, что проблема выживания осетровых и легальность происхождения черной икры россиян практически не волнуют.
Браконьеры этим всячески пользуются. По некоторым данным, около 90 % черной икры, попадающей на рынок, добывается нелегально. И даже если поймать негодяев с поличным, их “улов” все равно по закону приходится уничтожать – кто знает, где и как его добывали, а потом хранили? А икре, как отмечают специалисты, необходимы особые условия хранения. Поэтому, как правило, захваченный контрабандный груз отправляют на свалку и пускают под гусеницы тракторов.
В результате варварского уничтожения осетровых рыб их количество стремительно сокращается. На Каспии за последние 15 лет оно уменьшилось в 40 раз! А ведь на район Каспийского озера и дельты реки Волги приходится 85 % объемов черной икры, добываемой в российских водах”.
Этап 2. Обсуждение ситуации.
Цель: выделение проблем, определение ведущих факторов и ключевых действующих лиц – реальных участников описанной ситуации.
Вопросы для обсуждения:
Почему количество осетровых рыб в России сокращается?
Чем вы объясните недоступность черной икры для рядового покупателя.
Какие причины способствуют “процветанию” браконьерству черной икры?
Этап 3. Работа в группах.
Цель: создать условия для организации “мозгового штурма”.
Кейс.
“В настоящее время Россия оказалась на задворках черно-икорного бизнеса. По официальным данным, наша страна в настоящее время вырабатывает ежегодно лишь 7-9 тонн деликатесного продукта. При этом мировой рынок добычи черной икры составляет около 350 тонн. Не случайно сейчас заговорили о необходимости государственного контроля за добычей икры. По мнению экспертов, в случае введения государственной монополии, уже через 15–20 лет мы сможем добывать до 300 тонн этого ценного продукта в год.
Осетр – рыба прихотливая. Поэтому, если не беречь популяцию носителей черной икры, она попросту вымрет. Даже продавать, по мнению специалистов, её следует в особых магазинах, где будут обеспечиваться специальные условия хранения. Эксперты не исключают возможности того, что в российском парламенте будет рассмотрен законопроект о введении государственной монополии на торговлю черной икрой”.
Задача:
Допустим, что государство установило монополию на добычу и торговлю черной икрой.
Выразите отношение к этому решению с позиции:
- рыбаков, рыбных предприятий;
- рядовых потребителей;
- рыбнадзора, экологических организаций;
- браконьеров.
Выявите все “+” и “–” введения государственной монополии на добычу и торговлю черной икрой. Результаты оформите в виде таблицы.
Этап 4. Оценка решения государства.
Цель: анализ последствий принятия решения; прогноз развития ситуации с позиции желаемого будущего.
Вопросы:
Позволят ли принятые меры России занять значимое место на мировом рынке черной икры?
Возможно ли решение проблемы сокращения осетровых рыб и увеличения производства черной икры другими способами? Предложите свой вариант решения проблемы.
Этап 5. Презентация результатов работы групп с кейсом.
Цель: выдвижение собственных решений и представление рекомендаций.
Итоги работы групп с кейсом представляются в устной форме. Индивидуальные отчеты могут быть оформлены учащимися в письменной форме, что позволит им продемонстрировать умение четко оформлять информацию, структурировать, видеть и предлагать пути выхода из проблемной ситуации.
3. Подведение итогов.
Оценка эффективности работы учащихся в группах.
Коллективное оценивание результатов работы.