В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности. Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“. В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс.
Всякий процесс (особенно когда речь идёт об образовании, да ещё о его развитии) представляет собой сложное динамическое (подвижное, нестатичное) образование - систему. Последняя же полиструктурна, а потому сам инновационный процесс (как и всякая система) полиструктурен.
Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты. Действительно, всё начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (директора, учителей, учащихся и др.), определения целей нововведения, преобразования целей в “веер“ задач, разработки содержания инновации и т.д.
Школьные нововведения всегда затрагивают интересы населения, условия труда и занятости педагогов.
Гарантией права на образование призваны стать государственные образовательные стандарты. Единая составная часть государственных стандартов - федеральный компонент образовательных программ. Грамотное управление инновациями предполагает способность руководителя школы обеспечивать качественное выполнение федерального компонента каждым учителем. Несоблюдение минимальных требований к учебным программам грозит разрывом, дестабилизацией единого образовательного пространства России, нарушением преемственности в развитии интеллектуального потенциала как условия национальной безопасности, потерей эквивалентности документов, выдаваемых выпускникам школ.
Новое качество образования - главная цель реформирования современной школы. Совершенствование или принципиальная перестройка содержания, форм и методов обучения и воспитания, организация образовательного процесса в соответствии с возрастающими традициями или переход в инновационный режим развития - всё это имеет смысл лишь в том случае, если в результате мы получим личность, способную жить в изменяющемся мире. Новая школа ориентируется, прежде всего, на развитие личности, отказываясь от массового подхода к формированию нового поколения - недавнего лозунга прошлого.
В современных условиях жизнь ставит проблему воспитания и развития свободных творческих личностей, способных решать сложные социально-нравственные задачи в условиях перехода к цивилизованному обществу.
С компьютером учащиеся нашей школы начинают знакомиться в начальной школе, и когда они переходят на вторую и третью ступени обучения, то уже имеют определенные навыки работы с компьютером, что существенно влияет на качество обучения.
В школе созданы необходимые условия для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс: материальная база школы включает кабинет информатики, оснащенный мультимедийным оборудованием, программно-портативные комплексы, ноутбуки, что позволяет успешно реализовать одну из ключевых проблем школы - внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс. А информационные технологии являются неотъемлемой частью инновационных.
Еще до появлении технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании влияния (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %. В своей работе я руководствуюсь этими данными и уверенно могу сказать, что ожидаемые результаты исполняются, что применение мультимедиа значительно повышает эффективность обучения. Компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика, его активностью.
Всем известно, что видеоинформация может вызывать определенное эмоциональное состояние у учащихся, поэтому мультимедийная презентация подчеркивает урок географии, делает его ярким, и одновременно следует развитию коммуникабельных навыков учащихся, глубины мышления, помогает формировать ряд компетентностей: социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, а следовательно ребенок будет воспринимать предмет в другом ракурсе, в мировоззренческой позиции - "Мне это необходимо знать", "Это для меня очень важно".
Работа над созданием презентаций - очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная предметная интеграция. Возможности труженика - компьютера в создании презентаций неограниченные, это чрезвычайно широкое поле творческой деятельности, в котором можно творить настоящие чудеса географической науки.
Привлечение детей к созданию презентаций - это реализация творческих способностей, возможностей учеников. Общение ученика с компьютером помогает ему чувствовать себя не абстрактной куклой, готовой воспроизвести только действия по определенному образцу, а реализовать свои творческие способности, заинтересованность, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.
Выполнение практических работ занимает определенную часть уроков географии и является неотъемлемой частью программного материала по предмету. Для выполнения практических работ незаменимым помощником является компьютер: например, в 6 классе, при выполнении практической работы № 8 "Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов: составление графика температур, диаграммы облачности и осадков, розы ветров, описание погоды за определенный период", без использования доски и мела, можно построить график годового хода температуры, диаграмму облачности и осадков, розу ветров.
Для проверки знаний учащихся по изученной теме я часто использую электронные тесты. Так учитель освобождается от монотонной работы - проверки тестов, а имеет возможность использовать это время для творческой работы.
ИКТ, обновляя содержание образования, дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронный ресурс, Интернет.
География – предмет, где ИКТ можно использовать практически на каждом уроке. Моя работа планируется именно с использованием ИКТ. В кабинете есть серия электронных пособий для 6-11 классов. На уроках я применяю разные формы работы с использованием ИКТ. Это может быть и короткий фильм о какой-либо стране, и общий обзор Материка. Интернет даёт возможность провести виртуальную экскурсию в любую точку нашей планеты, познакомиться с природой, людьми, их бытом, культурой.
Все знают, что наши сельские школы не отличаются богатым книжным фондом, а с появлением Интернета у ребят появилась возможность подготовить к уроку доклад, сообщение, реферат на любую тему.
ИКТ играют важную роль в подготовке учащихся к ЕГЭ. Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт. Тесты я составляю сама или использую готовые. Классы у нас маленькие: 6-10 человек, поэтому использование разноуровневых тестов даёт возможность провести индивидуальную работу с учащимися, варьировать применение тестов в зависимости от уровня знаний учащихся, что даёт возможность быстро провести контроль, быстро проверить, объективно оценить уровень знаний учащихся, а также провести работу качественно.
Бытует мнение, что география из тех предметов, где нужно много запомнить, ведь карта – это неисчерпаемая информационная ёмкость, а без карты нет географии. И здесь учитель должен не столько “грузить” сведениями, сколько подарить знакомство с картой, как с другом и помощником на всю жизнь. И тут на помощь приходит компьютер, в котором у меня есть различные задачи для всех классов. Например, “Угадай правильное решение”, где задача ученика не просто найти верный ответ, который не принесёт баллов; баллы выставляются только за мотивированное отвержение неверных вариантов. Использую задачи: “Покажи, где это находится?” , “Что это за объект на карте?” или “Определи страну (природную зону, климатический пояс) по описанию”. Задачи не предполагают испытание памяти, они учат сравнивать, выбирать, устанавливать соотношения. Именно способность ученика решать различные задачи по карте, а не готовность выдержать пресловутое “гонение по карте” и должно служить показателем географической подготовленности. Так ученик вникает в карту, так расширяет общекультурный кругозор, так многое узнаёт. Так вырастет самостоятельным, мыслящим человеком.
Сотни тысяч разноцветных точек, которые пронизывают пространство системы, передавая информацию, важную и сверхважную, интересную и чрезвычайно захватывающую, а, возможно, теплое приветствие по случаю дня рождения...
Так, наверное, можно представить компьютерную систему нашей планеты. И не обязательно такой, которая хочет захватить власть на планете в свои руки и повлечь коллапс человеческой цивилизации. Мы вступили в XXI век, век совершенных достижений человеческой мысли, время развитых технологий, к которым человечество долго прокладывало путь. И теперь мы должны от всего этого отказаться? Ни в коем случае! Я, как учитель, твердо заявляю, что компьютерные технологии - это будущее образовательного процесса нового тысячелетия, это тот новый источник, который даст возможность следующим поколениям не только получить качественное образование, но и уютно чувствовать себя в информационном обществе, ведь современная эпоха интеллектуальных технологий, разнообразных инноваций, глобализации выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в планетарном масштабе.
Китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься". Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога. Использование компьютерных технологий на уроках географии - это существенное обновление содержания географического образования, и поэтому учитель должен быть компетентным в отрасли компьютерных технологий:
- знать основы информатики,
- владеть современными операционными системами и текстовым редактором, учиться использовать действующие учебные компьютерные программы.
В рамках существующей модели компетенции выпускника существенной проблемой является создание успешного ученика, успешного выпускника, свободной, творческой личности, духовно зрелой, физически и морально совершенной, способной к решению жизненных проблем, готовой к самооценке, самоусовершенствованию и самореализации – вот цель моей работы, основой которой является использование ИКТ. Для меня компьютер – это источник не только информации, средство успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда ты занимаешься творчеством и в то же время информационно - пространственный аккумулятор питательных сил, которые создадут успешного ученика, успешного человека.
Использование новых компьютерных технологий – это неотъемлемая часть современного педагогического процесса. Одной из наиболее распространенных и часто используемых и учителями, и учащимися технологий является создание различных презентаций. Этот вид деятельности открывает перед создателем огромные возможности для творчества, выражения своего собственного видения на тот или иной объект или процесс, развивает не только предметные умения и навыки, но и затрагивает все стороны человеческого развития. Поэтому в качестве примера использования ИКТ на уроках географии я предлагаю Вашему вниманию презентацию по теме “Япония” для учащихся 11 класса (презентация прилагается).
Список литературы.
- Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. Рапацевич, Е. С. - 2005.
- Педагогика/ В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000.
- Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: 1978.
- Закон РФ “Об образовании”