Тип урока: Комбинированный урок с использованием мультимедийных технологий.
Цели урока:
Образовательные
- продолжить формирование умений узнавать изученных земноводных,
- обосновывать принадлежность к определенной систематической категории,
- обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше.
Развивающие
- развитие познавательного интереса к предмету на основе выполнения творческих заданий с текстом: составлять планы, находить сведения для составления таблиц и др.развитие логического мышления, развитие умений навыков сравнения и анализа.
Воспитательные
- привитие навыков коммуникативного общения,
- способствовать развитию в ходе работы нравственных качеств учащихся,
- воспитание бережного отношения к живому и любви к своему краю.
- формирование экологического мышления, умения давать оценку места и роли земноводных в природе и жизни человека.
Методы обучения: частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация урока “Многообразие земноводных их значение и охрана”, интерактивная доска, ноутбук на каждую группу(желательно2-3 человека) или компьютер подключенный к интернету, приложения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим путешествие в загадочный мир земноводных. Тема урока: Многообразие, значение и охрана земноводных. (запись темы в тетрадь) слайд №1.
Чтобы успешно справится с темой необходимо нам с вами на уроке выполнить следующие задачи (слайд №2)
Учитель: (слайд №3) Ребята, внимательно послушайте песенку водяного. “.... Пиявки и лягушки, фу какая гадость!”
А каково ваше отношение к лягушкам? Давайте перечислим ассоциации которые возникают у нас при соприкосновении с этими животными:( ответы учащихся :скользкие, холодные ,страшные, мерзкие ,из-за них бывают бородавки.)
Учитель: У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Давайте сегодня на уроке возьмем на себя задачу оправдать или подтвердить негативное отношение к земноводным. Работа это непростая. Нам предстоит тяжелое путешествие по болоту. И каждое задание это этап. Вот перед вами карта, используйте ее в своем путешествии. (слайд №4 ) От того насколько правильно вы ответите на вопросы каждого этапа вы подойдете к заветной цели. Готовы? Удачи вам!
Учитель: Для путешествия мы разделены по группы (можно по парам). Каждая группа снабжена для работы ноутбуками. Посмотрим, какая группа поработает продуктивно.
Учитель: Первая наша станция “Объясни” слайд №5
1.
Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?
(совещание в группах, кто быстрее ответит) (Ответ: у лягушки глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.)
2. Видеофрагмент из мульфильма “Лягушка – путешественница” слайд №6 )
Учитель: Такая неприятная сырая погода. Почему лягушка восхищается такой погодой? (Ответы: лягушка дышит легкими, но большая часть её дыхания осуществляется через влажную кожу, поэтому сырая погода очень важно для лучшего дыхания лягушки)
Учитель:
ФАКТ: Лишённые кожного дыхания лягушки, живут около 3-4 дней, тогда как лишённые лёгочного 20-40 дней.
Сообщение №1 (ученик)
Ни одна амфибия не пьет воду – все они всасывают ee через кожу. Вот почему этим животным необходимы близость воды или сырость. Лягушки, удаленные от воды, быстро худеют, делаются вялыми и вскоре совсем погибают. Если к таким изнуренным лягушкам положить мокрую тряпку, то они начинают прижиматься к ней своим телом и быстро оправляются. Сколько же воды всасывают лягушки через кожу?
Для ответа на этот вопрос ученый Томпсона провел следующий опыт. Он взял обсохшую древесную лягушку и взвесил. Ее масса составила 95 г. Затем обернул лягушку мокрой тряпкой. Через час она весила уже 152 г.
Через кожу амфибия и всасывает, и выделяет воду, а также дышит. В закрытой жестяной коробке во влажной атмосфере лягушка может прожить до 40 дней.
Учитель: (следующий видеофрагмент слайд № 7). Поясните, что происходит с лягушками и кто перед нами самки или самцы? (ответы: перед нами самцы так как мы видим раздувающиеся резонаторы, а это происходит в период размножения, весной).
Следующая станция “Практическая”
Учитель: (работа в группах с ноутбуками и флеш-анимациями)
Следующее наше задание. Нам необходимо препарировать лягушку на интерактивной доске. Работаем группой на ноутбуках (флеш-анимация “Внутреннее строение лягушки” приготовить тестовый режим (слайд №8 ) на работу выделяется 2 минуты потом сравнение идет по интерактивной доске.
Следующая флеш-анимация “Внешнее строение лягушки” тестовый режим (слайд№9) проверка на интерактивной доске.
Следующая станция “Музыкальная”
Учитель: (Слайд№10 )
А сейчас прослушайте детскую песенку “В траве сидел кузнечик”. С биологической точки зрения, какие ошибки допустил автор? (1. Кузнечик сидел, а лягушка не питается не движущимися насекомыми. 2. Лягушка не может ходить, она передвигается прыжками.)
Следующая станция “Эволюционная”
Учитель: Жофруа Сент-Илер говорил “Каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо – повторения выхода позвоночных на сушу.” О каком явлении говорил ученый? (превращение головастика во взрослое земноводное”. (слайд №11) смотрим все в подтверждении этих слов на слайде №12.
Учитель:
Ну вот, ребята, наша небольшая разминка закончена. Сейчас перейдем к следующему этапу нашего урока. На карте этот этап называется "Новые сведения". И много трудного и необычного он нам подготовил. В этом вы скоро сами убедитесь. Мы познакомимся с многообразием земноводных.
III. Изучение нового материала.
Проблема:
Учитель: ребята, давайте поработаем с флеш-анимацией (слайд №13) поможем юному натуралисту. (работаем 1-2 минуты). Это задание вызовет трудности у обучающихся при выполнении. Та как, они еще не изучали отряды Земноводных и не знакомились с Пресмыкающимися.
Учитель: Какие трудности вы испытываете?
Учитель: Итак ребята, к этому вопросу мы обязательно вернемся, но для этого мы должны изучить многообразие Класса Земноводные.
Учитель: Внимание! Проблемный вопрос. (слайд №14). Перед вами различные представители класса земноводных. Чем они отличаются друг от друга.(Выслушиваем ответы ребят). Действительно, у одних есть хвост, в у других его нет. У одних ноги одинаковые, а у других их совсем нет. У третьих конечности разной длины). Правильно! Сейчас вы назвали признаки трех отрядов класса земноводные.
Учитель: Внимание на слайд №15 давайте разберем эту путаницу.
Красным цветом здесь выделены...... (ответ детей – систематические категории).
Давайте вначале расставим по порядку систематические категории. Какая, должна быть первой? (Ответ: Царство). Далее подцарство, тип, подтип, класс, отряд.
Теперь расставим соответствие. У нас остались три категории безногие, бесхвостые и хвостатые. Это ребята, название основных отрядов класса Земноводные.
Учитель: Итак, (слайд №16) давайте составим схему классификации земноводных. (беседа по слайду) запись схемы кратко в тетрадь.
Учитель: Почему слово "земноводные" выделено разными цветами? Какая среда для них предпочтительна? (ответы детей слушаем и делаем вывод, что земноводные нуждаются в двух средах: наземной и водной.)
Учитель: Работа с учебником задание для каждой группы на слайде №17. (Ребята работают с параграфом №39 учебника биология 7 класс автор:В, М, Константинов). Через 1-2 мин. каждая группа дает краткую (2-3 предложения) характеристику своему отряду).
Учитель: Итак, ребята, следующее задание. Вам предстоит самим отправится на поиски интересующей нас информации в интернет. Время у вас2-3 минуты (слайд №18). По завершении работы каждая группа перечисляет представителей своего отряда.
Учитель: А сейчас нам предстоит выполнить интерактивное задание всем вместе (слайд №19). В правом нижнем углу у нас характеристики отрядов, а в правом верхнем представители отрядов. Надо расставить соответствие.(Работа со всем классом). По окончании составления схемы занести её в тетрадь.(4 мин.)
Далее идет беседа по слайду №20.
Учитель: А теперь физминутка! слайд №21 (Такая забавная и знакомая музыка вызовет эмоции у всех, даже в таком переходном возрасте, а значит отдохнуть хоть немножко ребенок сможет). 1 - 2 минуты.
Учитель: Ребята, давайте поработаем с приложением №1 которое находится на ваших партах. Зачитайте данные которые вас поразили. (учащиеся зачитывают 2-3 интересных факта например:
Сколько лет живут амфибии?
Травяные лягушки - 16-18 лет. Квакши -22 года. Тритоны -30 лет. Серые жабы -36 лет. Саламандры - 43 года.
У лягушки есть одно качество, которое нам очень и очень интересно именно с точки зрения бионики и именно в 21 веке. Пока мы его не можем использовать, но какие неограниченные возможности для расселения человека это открыло бы в перспективе! Это принцип кожного дыхания. Ведь необязательно человеку менять кожу, можно использовать полупроницаемые мембраны для извлечения растворённого кислорода для подводных жителей-АКВАНАВТОВ.
Теперь поработаем с приложением №2. Какие земноводные вас поразили? (работа идет 5мин.) могут быть выбраны такие факты:
Пустынная австралийская жаба запасает в своем теле в период дождей так много воды, что становится похожей на шишковатый теннисный мяч. С давних времен аборигены Австралии, очутившись в пустыне, разыскивают этих жаб, чтобы утолить жажду.
Китайская саламандра может прожить без пищи год, прудовая лягушка — полтора года. За это время лягушка станет легче почти на 1/3, ее печень уменьшится на 70%, а сердце — на 1/5.
В Южной Америке обитает так называемая парадоксальная жаба. Головастики этого вида амфибий достигают в длину 25 см, в то время как размеры взрослой жабы в 10 раз меньше — всего 2 см. и т. д.
Учитель: Как видите ребята многообразен и интересен мир земноводных, а я для вас еще нашла интересных особей давайте знакомится. (идет работа по слайдам №22, 23)
Учитель: Оказывается форма зрачка у земноводных может многое рассказать. Кто перед вами. Работа по слайду №24.
А теперь мы завершаем путешествие по болоту и последняя станция "Логическая" одна из самых трудных! Будьте внимательны!
Учитель: Молодцы ребята! Вы хорошо справляетесь со всеми предложенными заданиями. А теперь давайте станем настоящими знатоками и как в игре Что? Где? Когда? черный ящик (слайд № 25, звучит музыка, сделать негромко). Учитель читает.
1. В черном ящике Предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Кто впервые сконструировал это приспособление?
(Ножные ласты. Луи де Корле в 1929 г.)
2. Этот объект человек придумал когда подсмотрел окраску лягушки. (камуфляжная ткань).
3. Этот прибор ученые сконструировали благодаря особенностям лягушачьего глаза.
(ретинатрон, различающая контур движущихся объектов. Ретинатроны вместе с радиолокаторами используются на аэродромах для обеспечения безопасности полетов самолетов.)
Учитель: Следующее задание нам представлено на слайде №26. Вы часто видите и лягушек и жаб. А в чем между ними разница. Ответить вам помогут фотографии на слайде.
Запись в тетрадь отличий.
Далее в подтверждении пункта о слизи видеофрагмент слайд№27
Учитель: Далее учитель переводит разговор о пользе земноводных используя слайд №28, 29
После этого учащиеся записывают в тетрадь значение земноводных.
1. Регуляторы численности беспозвоночных животных.
2. Объект питания позвоночных.
3. Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков возбудителей заболеваний человека и животных.
4. Объект для научных исследований.
Индикаторы чистоты окружающей среды.
5. Пища для человека в некоторых странах.
Учитель: За их огромный вклад для развития науки благодарное человечество открыло памятники лягушке. (слайд№ 30,31) беседа.
Учитель: А вот в некоторых странах зная огромную пользу земноводных создали даже специальный дорожный знак. "Осторожно лягушка!" (слайд№32)
На фоне слайда №33 учитель читает стихотворение.
Ну, кто, говорит, что лягушки- уроды!
Он должен, наверно себе уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у животного - жить.
Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше,
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.
Я знаю, и в сказке "Царевна-лягушка"
Есть скрытый, но ясный для всех недосказ,
Что кто-то под шкуркой лягушки озерной
От злобы царевну-красавицу спас.
Сказал ей: "Царевна, побудь-ка лягушкой!
Веселый и добрый лягушки народ.
В воде и на суше лягушечья шкурка
От зависти черной тебя сбережет"
И стала лягушкой царевна из сказки,
А ставши лягушкой, мы знаем - спаслась.
И черные силы старались напрасно,
Как в сказке, царевне судьба удалась.
А сколько лягушек - бесчисленно много,
Их можно считать и считать без конца,
Отдали науке лягушечьи ноги,
На пользу науки - отдали сердца.
И если случайно лягушку ты встретишь,
То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!"
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказке, ее отпусти!
Учитель: Ну вот, ребята, и подходит к концу наше путешествие. Какие эмоции вызывают у вас лягушки, жабы да и все земноводные? Выслушиваются аргументированные мнения ребят. Кстати в сказке о лягушке - царевне много правды. Лягушки действительно один раз в четыре года сбрасывают свою шкурку, но они её правда съедают сами. Вот вам и сказка ложь!
IV. Рефлексия. Закрепление.
Слайды №34, 25, 36. Возвращение к флеш-анимации слайд №13
Учитель: Ребята, поверьте сегодня мы узнали лишь маленькую часть знаний о земноводных. Вам дома предстоит подготовить сообщение о земноводных Ростовской области. Кто узнает еще интересные сведения о земноводных может представить их в виде сообщений. Очень много о лягушках поверий и легенд вы тоже поработайте в этом направлении.Слайд №37
Далее подводится итог урока. Все ли задачи выполнены на уроке. Выставляются оценки.